Умер Н.Т. Гордюков

 
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

Собственно, вся новость в заголовке.
От себя добавлю: Николай Тихонович Гордюков работал в ОКБ Сухого с 1964 до 2006 год.
Начинал в бригаде проектов, в группе Олега Сергеевича Самойловича, работал по темам С-6, Т-6, Т-4, и всем последующим. Однако примерно с начала 70-х уже преимущественно в качестве оформителя различных презентационных материалов КБ, т.е. Инженерных записок, технических предложений, аванпроектов, эскизных проектов, и различных проспектов. Попутно в 1980 году без отрыва от производства окончил Высшее художественно-промышленное училище. Н.Т. Гордюков - автор зарегистрированной эмблемы "Су", и множества чертежей самолетов, разработанных в нашем КБ, которые публиковались в различных журналах, таких, как "Моделист-конструктор", "Техника - Молодежи" и "Крылья Родины" а также автор оформления экспозиций ОКБ на различных выставках, начиная с середины 80-х...
 
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

В память о Н.Т. Гордюкове, позволю себе разместить здесь отрывки из его воспоминаний по работе в ОКБ:

Про эмблему «Су»

В 1965 году О. Самойлович получил согласие П.О. Сухого на изготовление большого тиража значков, посвященных юбилею ОКБ (в то время юбилеи ОКБ, кратные пяти, совмещались с датой рождения П.О. Сухого). Без объявления каких-либо «конкурсов», Ю. Ивашечкин, В. Лебедев, В. Николаенко, О. Самойлович, я и многие другие сотрудники группы с «чердака» с энтузиазмом готовили свои предложения. После просмотра предложений все сошлись на том, что это должна быть стрела, летящая вверх. Мне доверили сделать окончательный эскиз значка. Недолго думая, я вписал в контур стрелы букву «С». Прототипом для нее послужила первая буква в бортовой надписи моего любимого тогда самолета «Caravelle». Сложнее оказалось с буквой «у», но вспомнив о годах, проведенных П. Сухим под руководством и в содружестве с А.Н. Туполевым, вписал вторую букву, напоминавшую «у» в эмблеме «Ту». Стрела с римскими цифрами «XXV» стала первым «шажком» в огромное поле информации и рекламы. В дальнейшем в юбилейные годы со дня образования ОКБ, то есть кратные пяти, знаки выпускались постоянно.
Для меня значок «Су» долгое время не давал покоя – неоднократно пытаясь вписать стрелу в круг, символическое изображения земного шара. И уже работая в НИО-32, я увидел в патентном подразделении эскиз эмблемы. Самовольно вписал стрелу в круг, уравновесив ее – «отцентровав». Пришлось незначительно изменить углы наклона левой и правой сторон стрелы. В таком виде эмблема и была запатентована как «товарный знак».
Юбилейным стал и почтовый конверт с изображением самолета Су-7Б. По стечению обстоятельств этот «пакетик» оказался первым в СССР почтовым конвертом с обозначенным полем для нанесения индексации адресата…
 56.0.2924.8756.0.2924.87
Это сообщение редактировалось 18.03.2017 в 23:00

PPV

опытный

Про эмблему «Лучник»

Заканчивалась постройка макета Т-58М, но никто не хотел видеть его с гладкой серой или серебристой окраской всей поверхности. И вдруг, Валерий Николаенко быстро набросал эскиз будущей эмблемы для макета с основной идеей: русский Витязь в кольчуге и шлеме, стреляющий из лука, а над всем этим – большое птичье крыло. Нам теперь оставалось, как говорят, довести «до ума» эту идею, символизировавшую силу, мощь, защищенность и, конечно же, скорость и полет. Все это концентрировалось на оконечности стрелы. На макете эмблему разместили по бортам в районе кабины летчиков.
В 1967-м году машину Т6-1 готовили для участия в воздушном параде, посвященном 50-летию Октябрьской Революции – к пролету над Тушинским аэродромом. В. Николаенко на небольшом куске ватмана «набросал» боковую проекцию Т6-1 и шариковыми ручками различных цветов «выкрасил» ее в черный цвет – так было решено ранее – и изобразил на носовой части эмблему «лучника». Показали этот ватман В.С. Ильюшину, так как ему предстояло лететь на этой машине. Он посмотрел на эскиз и, облегченно выдохнув, нанес под картинкой свой размашистый автограф. Ватман оставался приколотый на кульмане. Вскоре по отделу поползли слухи о том, что Владимир Сергеевич предложил схему окраски с эмблемой «лучника». Да, В. Ильюшин хорошо владел карандашом и кистью, но …мы-то знали, как все проходило.
К сожалению, этому самолету не суждено было пролететь над Тушино – в одном из полетов сорвало створку фонаря кабины.
В последующие годы большинство опытных самолетов сопровождались этими эмблемами, а с началом выпуска серийных самолетов Су-24 она была «закреплена» (в другом сочетании цветов) в схеме бортовой информации. Аналогичная ситуация сложилась с серийными самолетами типа Су-17М. Появились с эмблемами на киле и самолеты Су-25. Не упустили такой возможности и пилотажные группы «Небесные гусары» и «Русские витязи», а на экспериментальном самолете Су-9 с декилями (серийный номер 02-10) в эмблему «лучника» даже вписали комсомольский значок.
За последние десятилетие «Лучник» незаметно переехал в КНаАПО…
 56.0.2924.8756.0.2924.87

PPV

опытный

Про печатную продукцию:

В 1970 году мы с Александром Агалаковым по заданию О. Самойловича подготовили альбом по самолетам, созданным по руководствам П.О. Сухого. По каждому самолету было представлено краткое описание, основные характеристики, три проекции и внешний вид. Так как на ротапринте растровая печать по фотографиям внешнего вида была очень плохой, мы принялись изображать самолеты на земле и в воздухе…точками, добиваясь плавных переходов полутонов от света к тени с помощью тонкого чертежного пера и туши. При переводе взгляда от картинки на приближающегося человека в первый момент мы видели силуэт, состоящий из точек различной плотности и насыщенности. Опыт оказался тяжелым в исполнении, но удачным в конечном результате. Подобные работы начались с первых дней моей жизни в бригаде, затем в отделе и занимали не менее 50% этого времени. О. Самойлович поручал «художественное» оформление (по сегодняшнему - «дизайн») технических предложений, эскизных проектов, различных проспектов и практически не делал никаких замечаний – у меня была полная свобода в таких работах. Сразу же стали применять только горизонтальный формат печатной продукции, что позволило увеличить рабочее поле, перейти на два столбика размещения текстового материала (печатался только на «наборных» пишущих машинках с угольной лентой) и использовать бумагу финского производства. Продолжали совершенствовать нашу технологию печати на «старинных» станках ротапринт типа «Романер» перешли на двухстороннюю печать с использованием верхних и нижних крестов для совмещения лицевой и оборотной сторон отпечатков. Кресты позволили постепенно перейти и на двух-, и трехцветную печать. Все возможности этих станков были «выжаты» до предела.
В 1980 году после долгих уговоров М.Г. Миримского, я перешел в отдел 32 на должность начальника НИС-32 и занимался подготовкой экспозиций для музеев и выставок. Но в 1984 году по приказу М.П. Симонова я был возвращен в отдел, и возглавил бригаду 100-5. В функции бригады входила подготовка технических предложений, эскизных проектов, плакатов отдела, окончательная покраска тактических моделей и тому подобное. …
Отдельной «строкой» нужно упомянуть про «открытую» печать в СССР, касавшуюся нашего ОКБ. В 1974 году М.П. Симонов обратился к О.С. Самойловичу, и рассказал о просьбе одного из членов редколлегии журнала «Моделист-Конструктор» по поводу подготовки материалов по самолетам нашего ОКБ О. Самойлович остановился на мне, и в следующем году появилась первая статья о самолете марки «Су» с чертежами для моделистов – копиистов. С такими же просьбами постепенно стали обращаться журналы «Крылья Родины», «Авиация и Космонавтика», «Техника Молодежи» и другие. …
 56.0.2924.8756.0.2924.87

PPV

опытный

Про постройку макета «Су-2»:

Летом 1981 года Волгоградский обком КПСС обратился, к руководству завода с просьбой подготовить копию самолета Су-2 к 40-летию Сталинградской битвы и ОКБ приняло решение о создании из дерева полногабаритного макета этой машины. Шефство над этой работой взяла на себя комсомольская организация, функции главного конструктора – О.С. Самойлович, а ведущего инженера – я.
Над созданием макета во внеурочное время работала молодежь восемнадцати отделов КБ и семи цехов. Комсомольцы отдела 100 А. Давиденко и Ю. Титов оперативно создали «лицо» макета, теоретические чертежи основных агрегатов, компоновку кабины, обеспечив необходимый фронт работ для конструкторов.
Со следующего года началось строительство макета, а осенью 1982 года волгоградцы и гости города – героя смогли познакомиться с новыми экспонатом Государственного музея – панорамы «Сталинградская битва» (установили между самолетами Ил-2 и Як-3) – даром конструкторского бюро им П.О. Сухого. Позднее по тем же чертежам такие же макеты были размещены в музее ВВС «Монино» и на площади перед главным выходом в конструкторское бюро...
 56.0.2924.8756.0.2924.87

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru