А.К.> Первая мировая.Последняя: Wunderwaffe.
18 апреля 1915 года. Ревель. Дивизион подводных лодок.
Спорная подпись. Это или Балтийский порт (Палдиски) или уже на севере.
Все 3 подлодки в ноябре 1914 года со снаряжением и личным составом прибыли спец. эшелоном в Ревель. Предполагалось что дивизион будет базироваться на острове Эзель в бухте Кильконд, однако осмотр контр-адмиралом А.И. Непениным и капитаном 1 ранга А.В. Колчаком спущенных на воду подводных лодок показал, что их лучше отправить в Балтийский порт (Палдиски). В Палдиски подводники осваивали полученную технику и при этом пытались создать некое подобие базы. В результате эксплуатации были выявлены такие недостатки как капризная работа дизелей, главных помп, аккумуляторной батареи и др.
Летом 1915 года Морской генштаб решил перебросить подводные лодки "№1" и "№2" для защиты Архангельска. После приведения лодок в относительный порядок они своим ходом во второй половине июня перешли в Петроград. На это они затратили 25 часов. Заводом Нобеля был осуществлен ремонт дизели и суда были подняты на железнодорожные транспортеры корпуса.
9 июля 1915 года подлодки "№1" и "№2" придя в Вологду, были перегружены на баржи. В Архангельск дивизион прибыл 4 августа, и как писал Ризнич, "подлодки сразу же … начали походы для демонстрации". Подводные лодки до середины сентября размещались в устье Северной Двины. Вначале в качестве плавбазы был использован пароход "Феодосий Черниговский" который мало подходил для этих целей. Позднее использовался более пригодный "С. Витте". 11 октября 1915 года дивизион и база под конвоем крейсера "Василий Великий" отправился на север. Подводники после того как суда в Белом море были взяты на буксир пароходами перешли на них.
После того как буксир ночью 15 октября вышел из горла Белого моря и повернул к Мурманскому берегу была потеряна подлодка "№2". "Убыток" был принят на счет казны. Подводная лодка "№1" вернулась в Архангельск и была установлена на набережной.
Весной 1916 года нашлась пропавшая подводная лодка. Как оказалось, она была выброшена волнами в лагуну Святоноской бухты. В течение целого года ее пытались поднять, однако морской министр, в конце концов, наложил резолюцию: "Подлодку необходимо исключить из списков флота – не стоит расходовать деньги". Впоследствии с лодки было снято некоторое оборудование, а корпус оставлен на месте. В июне 1916 года подводную лодку "№ 1" на ледокольном пароходе "Айсланд" ("Семен Дежнев") перевезли в Александровск. Позднее к ней присоединилась подводная лодка "Дельфин". Оба подводных аппарата отстаивались или у причала, или у плавучей мастерской "Ксения". На запрос капитана первого ранга М.С. Рощаковского, старшего морского начальника Кольского района и отряда судов обороны Кольского залива о возможности использования номерной лодки для патрулирования на выходе из залива И.И. Ризнич заметил, что это невозможно, поскольку в акватории есть большие глубины, наблюдаются суровые погодные условия и многое другое. "Дельфин" и подлодка "№1" были оставлены для сохранения кадров подводников, которыми должны были комплектоваться подлодки типа "АГ" заказанные для Севера. Весной 1917 года в один из штормов прямо в базе затонула подлодка "№1", которая получила повреждения от ударов о стоящую рядом подводную лодку "Дельфин". Летом после подъема и дальнейшего ремонта в Мурманске подводная лодка была признана негодной и списана в порт.
Судьба подводной лодки "№3", которая почти весь 1915 год оставалась на Балтике сложилась по иному. После ремонта она была перевезена в Ревель и включена в систему обороны Моонзундского архипелага, однако в боевых действиях участия не принимала. Предполагавшаяся переброска на север была отменена по ходатайству Экспедиции особого назначения (ЭПРОН), которая занималась перевозкой для сербской армии грузов по Дунаю. Морской генштаб решил перебросить подлодку на юг в качестве морального воздействия на Австро-Венгерскую военную флотилию. При этом доставку возглавил И.И. Ризнич.
В 1916 - 1917 годах подлодка "№3" плавала по дунайским рукавам в составе ЭОН, позднее в Галацком отряде речных сил Дунайской флотилии.
После заключения мира лодка попала в румынскую флотилию, а позднее в венгерскую. Предпринимались попытки привести ее в порядок, однако безуспешно. В 1921 году подлодку сдали на слом.
