Штурмовик Ил-102 совершил свой первый полет в 1982 г. Новый самолет прошел
государственные испытания, однако решение о серийном производстве принято не было. В
серию был запущен штурмовик ОКБ им. П. О. Сухого Су-25. В 1992 г. Ил-102
экспонировался на Российской авиакосмический выставке "Моcаэрошоу-92" и был
предложен на продажу представителя м зарубежных стран. Штурмовик Ил-102 является
дальнейшим развитием первого советского штурмовика с ТРД Ил-40, созданного в 1953 г.
Ил-102 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным
стреловидным крылом. Сохранены особенности компоновки самолета Ил-40: экипаж,
состоящий из 2-х человек, топливные баки и два двигателя размещены в центральной части
вблизи центра масс самолета, что позволило уменьшить площадь бронирования и улучшить
маневренные качества штурмовика. Крыло самолета имеет относительно толстый профиль,
позволяющий разместить в его корневой части 6 бомбовых отсеков. Крыльевые законцовки
отогнуты вниз, в их торцевых частях предусмотрено место для установки блока выброса
"АВТОМАТ-Ф" с ИК ловушками и дипольными отражателями. Стреловидный киль с
развитым форкилем снабжен рулем направления. Фюзеляж имеет характерный "горб", в
котором расположены кабины летчика, стрелка, часть БРЭО и топливные баки. В хвостовой
части по бокам фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза. Передняя и задняя
кабины имеют плоские бронестекла.
Трехстоечное шасси обеспечивает возможность эксплуатации самолета с грунтовых ВПП,
способных выдержать давление 5 кг/см2.
Топливо размещается в 6 протектированных баках, расположенных в центральной части
фюзеляжа и защищенных броней. На двух подфюзеляжных узлах внешней подвески могут
подвешиваться два ПТБ по 800 литров.
Силовая установка состоит из двух нефорсажных ДТРД (вариант двигателей,
установленных на истребителе МиГ-29). Предполагается применение реверса и системы
отклонения вектора тяги. В кабине летчика установлен коллиматорный прицел С-17БЦ,
предусмотрена возможность применения радиоприцела и оптикоэлектронных прицельных
систем. Стрелок оснащен прицельной системой КПС-53-А, включающей прицел ПАУ-475-
2М с оптическим дальномером и вычислителем. Самолет оборудован катапультируемыми
креслами К-3бА.
Перед Су-25 имеет следующие преймущества - большая в 1,5 раза макс боевая нагрузка,
несколько большая скорость, больший радиус действия. По маневренности при норм
взлетной массе не уступает, т к его двигатели мощнее, а нагрузка на крыло меньше.
Перед А-10 - намного большая скорость, намного большая тяговооруженность, при
сопоставимой нагрузке на крыло и радиусе действия, отсюда намного лучшие ВПХ и
маневренность.
Кроме того, изначально Су-25 и А-10 разрабатывались как одноместные. Но современные
опто-эелектронные системы требуют оператора, 2 члена экипажа, который на Ил-102 был с
самого начала. 2-х местные варианты Су-25 и А-10 имею, есессвено, худшие ТТД по
сравнению с базовыми.
Тактико-технические характеристики штурмовика Ил-102:
Размах крыла - 16,9 м
Длина самолета - 22,0 м
Высота самолета - 5,08 м
Площадь крыла - 63,5 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 13000
- нормальная взлетная - 18000
- максимальная взлетная - 22000
Топливо
- внутреннее - 4000 кг
- в ПТБ - 2 х 800 л
Тип двигателя - 2 ДТРД РД-33И
Тяга нефорсированная - 2 х 5500 кгс
Максимальная скорость - 1100 км/ч
Крейсерская скорость - 950 км/ч
Практическая дальность - 3000 км
Боевой радиус действия - 400-500 км
Практический потолок - 9600 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1 поворотная в вертикальной плоскости сдвоенная 30-мм пушка 9А-4071К
(500 снарядов, 1500 выстр/мин), 2 х 23-мм ГШ-2-23 в подвижной установке в хвосте (60
снарядов, 2400-3200 выстр/мин). Боевая нагрузка - 7250 кг на 16 узлах подвески (включая 6
отсеков в крыле на бомбы до 250 кг). УР "воздух-воздух" Р-60М,Р-73, УР "воздух-земля" Х-
23,Х-25,Х-29,Х-58. HУРСы всех калибров, бомбы всякие, в т.ч. корректируемые, до 500 кг,
пушечные контейнеры (УАК-23-250,СППУ-1-23).