
Еще одним требованием, которое предъявлялось к КР «Метеорит», была способность успешно преодолевать систему ПВО вероятного противника. Реализовать это получилось путем создания многофункционального комплекса средств защиты. В его состав вошли радиопоглощающие покрытия, электронная установка, средства радиоэлектронной разведки, станция активных помех, буксируемая ложная цель, алгоритмы адаптации к радиоэлектронной обстановке.
Современных специалистов вряд ли можно удивить такими понятиями, как малозаметность и станция активных помех. Однако нужно понимать, что никто в мировой практике ракетостроения до КР «Метеорит» не устанавливал на ракеты средства радиотехнической защиты.
Снижение радиолокационной заметности осложнялось тем, что высота полета ракеты достигала 24 тысяч метров. Для уменьшения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) разработали 15 новых радиопоглощающих материалов для нанесения на поверхность конструкции. Впервые с целью снижения заметности были оптимизированы аэродинамические и электродинамические формы. Перед конструкторами встала задача поиска так называемых блестящих точек – элементов конструкции, обладающих наибольшими отражающими свойствами. Одной из таких точек был воздухозаборник. Именно на КР «Метеорит», опять-таки впервые, на ее внутреннюю поверхность напылялись радиопоглощающие материалы, чтобы в результате многократного переотражения поглотить возможный отраженный сигнал. Проведенные мероприятия позволили снизить ЭПР на два порядка. Но, как известно, подобная эффективность существует только в ограниченном диапазоне длин волн, что требовало дальнейшей работы в этом направлении.
Задача ставилась простая – скрыть КР от средств дальнего обнаружения и целеуказания, чтобы сократить баланс времени сил и средств ПВО. И тогда разработчики обратили внимание на генераторы искусственной ионизации окружающей среды, которые в ходе экспериментов показали способность эффективно маскировать объект. Однако подобные эксперименты проводились на высотах свыше 100 километров, а тем временем КР выполняла полет на высоте 24 километра. Тогда в НИИ тепловых процессов под руководством члена-корреспондента Академии наук Виталия Иевлева были разработаны технические предложения по созданию электронной установки, которая способна ионизировать воздух перед ракетой. Таким образом, было создано сложнейшее устройство, включившее в себя массу изобретений.
После наземной отработки всех систем начались летные испытания. Совместно с главным штабом радиотехнических войск удалось обеспечить включение всех РЛС ПВО по пути следования ракеты. Это позволило в полной мере оценить эффективность принятых технических решений. Включение электронной ионизирующей установки приводило к тому, что метка цели попросту пропадала с экрана радиолокаторов.
Радиотехническая защита включала в себя станцию активных помех и буксируемую ложную цель, которая выбрасывалась на конечном участке траектории при помощи специального троса длиной 100 метров. Приемник контроля облучения проводил прием и анализ во всем возможном диапазоне длин волн работы РЛС вероятного противника. На основе анализа этих сигналов он определял режимы работы РЛС и на базе заложенных алгоритмов управлял как самой станцией помех, так и работой электронной установки.
Подробнее: Крылатый «Метеорит» стратегического назначения | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
Сечение фюзеляжа проекта самолета М-17РП имело треугольную форму с плоскими наклонными боковыми поверхностями. Боковая кромка фюзеляжа имела радиус малой кривизны и была выполнена из радиопоглощающих композиционных материалов в виде шлейфа вдоль всей боковой поверхности фюзеляжа.
Применение радиопоглощающих конструкционных материалов в некоторых местах конструкции самолета определялось при оптимизации ракурсов наблюдения самолета во время выполнения целевого задания.
Воздухозаборники имели треугольную форму с прямыми входными кромками, каналы воздухозаборников имели искривленную S-образную форму в плане. В каналах воздухозаборников предусматривалась установка дефлекторов из радиопоглощающих материалов, экранирующих при виде спереди лопатки компрессоров двигателей.
Передние кромки консолей крыла, воздухозаборников, оперения также выполнены из композиционных радиопоглощающих материалов. Хвостовое оперение V-образной формы хорошо экранирует полость плоского сопла со всех ракурсов задней нижней полусферы.
Коэффициент формы плоского сопла, величина выноса нижней кромки сопла назад, угол развала консолей V-образно-го оперения и стреловидность задних кромок оптимизировались с учетом минимизации радиолокационной заметности. С целью снижения тепловых напряжений на конструкцию плоского сопла и снижения ИК-излучения в задней полусфере, нижняя кромка сопла выполнена в виде ячеистой двухслойной конструкции с протоком холодного воздуха.
Остекление фонаря кабины имело оксидное (металлизированное) покрытие.
Специальное оборудование размещалось в центральном отсеке фюзеляжа и в съемном контейнере. По бортам съемного контейнера располагались плоские откидные панели антенн радиотехнической разведки, между панелями - блоки оборудования и системы их обслуживания.
Носовой отсек навигационной РЛС закрыт радиопрозрачным обтекателем, для снижения заметности носовой отсек и полость подвесного контейнера заполнялись холодной ионизированной плазмой, для чего там же в отсеке и в контейнере предполагалась установка плазменных пушек (ионизаторов).
У проекта М-17РП было свое дальнейшее развитие. В варианте М-17РП2 были учтены некоторые замечания, выявленные в процессе проработки проекта.
Вариант М-17РП2 имел несколько большие размеры, полости воздухозаборников были полностью экранированы снизу корневыми наплывами крыла готической формы в плане. В остальном схема самолета сохранила свои черты. Схема размещения спецоборудования в подвесном контейнере сохранилась такая же как и у варианта М-17РП.
После принятия решения по выбору концепции развития самолета М-17 в пользу двухдвигательного двухбалочного будущего М-55, все поисковые работы постепенно были свернуты и не получили дальнейшего развития.