Реклама Google — средство выживания форумов :)
Повышение характеристик двухкомпонентных жидких топлив может быть достигнуто и за счет добавки к ним в качестве третьего компонента легких металлов. Наибольший интерес среди таких металлсодержащих топлив представляют композиции фтор-водород-литий и кислород-водород-бериллий, обеспечивающие в принципе получение удельного импульса около 5000 м/с, близкого к предельному для существующих молекулярных топлив. Столь высокий удельный импульс можно объяснить упрощенно большим количеством тепла, выделяющимся при сгорании металлов в кислороде и фторе, и малым молекулярным весом водорода, воспринимающего выделившееся тепло.
Я считаю, что «Ангара» — это тупиковое решение для последующего развития нашей страны в этой области. Поэтому нужно готовить убедительную программу для доклада президенту, как бы это было несложно и неприятно, поскольку убеждали в другом. Но тратить деньги впустую и выжидать чего-то, мы не будем, нужно занимать активную позицию.
«Ангара» — это основной проект России в космической области за всё время с момента распада СССР. На его реализацию с 1994 года потрачено уже более 100 млрд рублей. Первый старт «Ангары» легкого класса был запланирован на 2007 год, несколько раз переносился и теперь стоит в планах на середину 2014 года.
— Мы были шокированы сказанным, — признается участник совещания у главы Роскосмоса 24 октября. — В кулуарах обсуждали главным образом сказанное по «Ангаре». Все знают, что у «Ангары» есть один весьма значимый порок — она слишком дорогая.
Стоимость «Ангары» ее производитель — Центр Хруничева — держит в секрете. Судя по параметрам самого крупного на сегодня заказа на двигатели для «Ангары» (РД-191), заключенного химкинским НПО «Энергомаш» в рамках гособоронзаказа на 2013–2015 годы, цена на данный двигатель — около 250 млн рублей за каждый. Набор двигателей для первой ступени тяжелой «Ангары» таким образом стоит 1,25 млрд рублей — ровно столько стоят ракеты «Протон», стартующие в этом году (в размещаемых сейчас заказах на последующие годы «Протоны» приобретаются государством по цене 1,5 млрд рублей). С такой ценой на маршевые двигатели стоимость изготовления ракеты надежно превысит отметку в 2,5 млрд рублей, еще минимум 1 млрд рублей обеспечат разгонный блок, головной обтекатель и комплекс пусковых услуг. В результате себестоимость запуска полезной нагрузки с помощью «Ангары» (если бы ее запускали сегодня) уверенно вышла бы за пределы $100 млн.
После запуска ракет-носителей их первые и вторые ступени, а потом и обтекатели космических аппаратов падают на землю в различных районах. Помимо того, что это грубо говоря не есть хорошо, когда на тебя падает что-то с неба, да еще и то, что падает, довольно ядовитое. Десятки полей падения разбросаны на громадных территориях - 4,8 млн. га, которые выведены из хозяйственного пользования, и на них, естественно, нельзя жить людям.
- "Должен вам сказать, что с самого начала, когда создавался космодром "Свободный", было ясно, что с РП ОЧ РН будет не так просто. ...Это связано с большой протяженностью трассы полета через тайгу и с тем, что в случае неудачи могут быть пожары и т.д. и т.д. Что касается остальных районов, там тоже есть вопросы. Это вопросы, связанные с пролетом через крупные промышленные объекты для трассы с наклонением 51о и с 3х-кратным пролетом через БАМ. ... Еще один пример приведу. Во время экспертизы "Рокота" Институт рыбоводства наложил запрет на трассу полета из Плесецка на наклонение 82 градуса только потому, что она проходила через зону миграции рыбы. А здесь мы имеет дело с Охотским морем и с Татарским проливом - это богатейшие районы разведения рыбы в мире. И это тоже сулит определенные неприятности. Ко всему этому нужно быть готовыми".
На территории России - 23 района падения общей площадью 49 тысяч. Это Новосибирская, Омская и Томская области, Республики Алтай, Тува и Хакасия, Красноярский и Алтайский края, Ханты-Мансийский автономный округ. На территории Туркмении определен один район падения, используемый по разовому соглашению".
- "Как же нам, местным жителям, хотя бы поддержать торговую марку мезенской продукции, если по договору между администрацией Архангельской области и космодромом Плесецк около 20 процентов ранимых северных территорий Мезенского района является районом падения ОЧР, куда сброшено почти за сорокалетний срок более двух тысяч ступеней от ракет, а природная среда разбавлена сотнями тысяч тонн вредных веществ? - пишут жители района. - Естественно, при таких условиях поставлено в тупик развитие таких приоритетных направлений развития экономики северной аграрной глубинки, как туризм и сельское хозяйство".
- "В области 11 районов падений отделяющихся частей ракет (ОЧР). Обломки первых ступеней падают в шести муниципальных образованиях. Наиболее остро проблема стоит в Мезенском и Лешуконском районах".
- "В зону отчуждения выделен участок безлюдной заболоченной местности на границе Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. По информации представителя военного ведомства, отделенные от ракеты двигатель первой ступени и 7-тонный алюминиевый топливный бак с аварийным запасом топлива до 2,5 тонны должны попасть в центр эллипса с наименьшим радиусом 30 км, а наибольшим - 50 км. При этом большая часть горючего сгорает при падении с высоты 90 км под действием окислителя.
На месте падения отработанной ступени может образоваться воронка диаметром до 8 м. Рассеивание обломков возможно до 200 метров. Специалисты службы эвакуируют остатки металлической конструкции и, в случае необходимости, проведут ликвидацию химического загрязнения территории остатками топлива, сообщили в пресс-службе".
В результате если с экватора «Протон» может вывести до 7 тонн на геостационарную орбиту, то с Байконура – только 2 тонны.
В результате в советское время спутники горизонт были легкими 2 тонны и работали мало, и плохо.
И получается что вывести эти 2 тонны стоит 50 миллионов долларов…А с экватора ракета в 2-3 раза меньше запускает на ГСТ орбиту столько-же сколько и тяжелый Протон…И как результат — французы с легкой ракетой «Ариан» захватили половину мирового рынка запуска ГСТО спутников.
Это еще понимали и в конце 60 -х и исследовали возможность создания космодрома на экваторе….Но оказалось, что по стратегическим соображением места для него не подыскать, времена были суровые.
Вот тогда еще в 70 гг родилась идея морского старта….И ее бы реализовали, но американские компании, поняв возможность конкуренции подсуетились и вошли в процесс на началах главных партнеров. В результате носитель «Протон», военные на старте не дали применять…. А «Протон» с морского старта выводил больше чем «Спейс Шатл».
А России, вроде бы как интересно, российская космонавтика перебирается к Востоку, на Тихий Океан, значит поблизости к экватору…вот и опять становятся актуальной идея…а не купить ли «Морской старт» в госсобственность и не поставить ли там «Протон», но он ядовит (не более ядовит чем американский Титан) и зеленые взбунтуются подогретые конкурентами, а вот новая «Ангара» вполне подойдет ибо на Ангаре, на ГСТО можно тонн 10 доставлять с экватора.! Не меньше чем у КНР на новой ракете «Великий Поход -5»….
И если появиться «Ангара», стартующая с морского старта, то самые тяжелые и дорогие спутниковые платформы будут стартовать на дорогой ракете Ангара, которая начнет немного себя окупать, и заодно прижмет конкурентов…
Начинается новый виток коммерческой гонки фирм и стран предоставляющих коммерческие услуге пусков на ГСТО.
Ставки очень большие – сотни миллионов долларов за пуск. Ну от 120-150 миллионов.
Спутники очень большие 10-15 тонн.15 тонн это если считать спутники со своими разгонными блоками. Дело в том, что коммерческий носитель обычно не выводит коммерческий спутник на саму орбиту, а выводит на так называемую переходную к геостационарной орбиту….А это более низкая орбита и соответственно масса спутника больше. Протон чисто на ГСТО выводит с Байконура 2-2,5 тонны (Блок-Д) или 3,7 тонны (Блок Бриз-М), а на переходную орбиту целых 6 тонн…
Так что и 15 тонн спутники будут выводиться и 8 тонные уже на саму ГСТО. А РН «Ангара» расчитанна и на водородные разгонные блоки, а это еще большая масса спутников…
Так что, при «Морском Старте» с РН «Ангара» Россия, будет вполне прилично конкурировать еще лет 20-30…Ну вроде как бы….
Стратегия однако!