Реклама Google — средство выживания форумов :)
Заместитель руководителя центра приемо-передающих систем и комплексов АО «Научно-исследовательский институт точных приборов» (НИИ ТП, входит в холдинг РКС) Сергей ЗАМЫШЛЯЕВ: «Создаваемый в Антарктиде наземный комплекс обеспечит прием и регистрацию информации от российских и зарубежных спутников ДЗЗ. Затем эта информация будет передаваться в любую точку мира при помощи многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Управлять работой комплекса можно будет как на месте – с удаленного рабочего места в зимовочном комплексе, так и из России – через спутниковые каналы связи».
Антарктический наземный центр планируется разместить на вершине холма поблизости от станции «Прогресс». Центр будет состоять из антенного комплекса под радиопрозрачным укрытием и приемо-передающей аппаратуры, установленной в блок-контейнер.
Сотрудники холдинга РКС совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ФГБУ «ААНИИ») завершили рекогносцировочные работы в районе станции «Прогресс». В результате были определены технические условия и сроки выполнения работ. Ввод в эксплуатацию антарктического центра приема космической информации намечен на февраль 2019 года.
...
— Как оцениваете нынешнее состояние Роскосмоса?
— В нашей стране удачи и промахи в космической деятельности люди принимают очень близко к сердцу. Цена ошибок здесь чрезвычайно велика. При этом ситуация в отрасли к 2012 году сложилась крайне сложная, сложнее даже, чем в целом по оборонному комплексу. Старение кадров, износ технологического оборудования и самое сложное — инертность мышления, устоявшаяся привычка ехать и дальше на великом наследии советского космоса. За пять-шесть лет вырастить с нуля новые опытные кадры невозможно, потому мне и коллегии ВПК пришлось заниматься вопросами реформы Роскосмоса большую часть времени. Кроме того, надо понимать, что государственный интерес к космосу состоит не только и не столько в развитии собственно космонавтики, а в решении прорывных задач технологического развития страны.
Мы видим, как американцы переходят к многоспутниковым информационным и коммуникационным системам малоразмерных космических аппаратов, предполагая техническую возможность управления роями спутников и их орбитального обслуживания. В пилотируемых программах планируется применение аддитивных технологий вплоть до изготовления методом 3D-печати всевозможных элементов спутников и использование в этих целях ресурсов космоса. Бортовые системы создаются с самообучающимся искусственным интеллектом. Полным ходом идет развитие новых материалов с уникальными свойствами.
Мы стоим на пороге революции технологий в космосе, и если не сделаем рывка, то драматически отстанем.
Самое любопытное состоит в том, что эти технологии не являются для нас чем-то невозможным.
— А у нас-то ответ есть?
— В рамках работы Фонда перспективных исследований и других научных коллективов, университетских центров такие разработки уже ведутся. Но вот их внедрение в практические работы нашей космической промышленности представляет собой серьезную задачу. Здесь есть ряд субъективных и объективных причин. Всей ракетно-космической отрасли нужно срочно заняться, скажем так, «технологическим фитнесом»: сжаться, подсушиться, избавиться от лишней бюрократии, стать более компактной и эффективной. Главным критерием на рынке пусковых услуг сейчас является стоимость доставки одного килограмма полезной нагрузки на орбиту. Но самый перспективный рынок — это рынок космических услуг, создаваемый орбитальными группировками. То есть нужно делать дешевые модульные ракеты и функциональные, конкурентные по возможностям космические аппараты, тоже серийно выпускаемые, дешевые. До сих пор структура промышленности Роскосмоса напоминала советского гиганта, вот только эти предприятия из-за переразмеренности отрасли недозагружены хронически. Сейчас в правительстве обсуждается, как именно помочь ГК превратиться в то, ради чего она создавалась, как консолидировать отрасль, ввести единую техническую политику, радикально повысить надежность техники. И вновь стать не просто конкурентной, а мировым лидером. Нужно немедленно сформировать профильные холдинги, избавиться от параллелизма и дублирования работ, выдвинуть на первый план молодых специалистов-технарей. Элитой отрасли должны стать они, а не менеджеры «общего профиля». В руководстве Роскосмоса должна быть сформирована прямая управленческая вертикаль предприятиями, то есть управлять надо не акциями предприятий, а самим развитием производства. Нужны двигателестроительный, приборостроительный, ракетостроительный холдинги, структура, отвечающая за диверсификацию и расширение присутствия Роскосмоса на рынках высокотехнологичного оборудования, а также совместные конструкторские работы с нашим авиапромом. Ну и конечно, открыть отрасль для частного капитала. Вырастить частников, которые могли бы разделить с госкорпорацией расходы и риски при освоении новой техники и рынков. По всем этим вопросам правительство дало подробные поручения Роскосмосу.
...
— А как же ракета «Союз-5»?
— С моей точки зрения, надо ее делать с частным инвестором. Благо дело, он у нас есть — компания S7. Они уже закрывают сделку по Sea Launch и являются главными интересантами в получении этой ракеты.
— К их желанию закупить 12 украинских «Зенитов» для проекта Sea Launch как относитесь?
— То, что «Зенит» украинский,— это вранье, ракета состоит на 80% из российских комплектующих, и эти 20% можно спокойно воспроизвести у нас.
Касаемо окончательной сборки изделий в США — здесь я проблемы не вижу. Ведь сам плавучий космодром находится в Штатах. Если частная компания решила судебный спор с Boeing и спасла проект, то я не вижу проблемы в том, чтобы дать этой компании шанс до момента создания «Союза-5», в проекте которого она также сможет принять участие, самостоятельно решать проблемы кооперации. В любом случае наши предприятия получат серьезный заказ.
— А будущее МКС каким видите?
— Во-первых, надо усвоить истину: там, где человека можно заменить автоматом, машиной, надо это делать. Космос — это не шутки, всегда надо быть готовым ответить себе на вопрос: ради чего мы рискуем жизнью этих смелых людей — космонавтов? Во-вторых, мы должны отходить от околоземной орбиты, оставив ее частным компаниям, и переходить на лунную. Никак не меньше. Если Роскосмосом ставится задача на околоземной орбите поменять корабль «Союз» на «Федерацию» и доставлять вместо трех членов экипажа четырех, то овчинка выделки не стоит. Перспективная пилотируемая программа должна быть ориентирована на Луну. Второй вопрос: с кем реализовывать этот проект? С американцами, которые так себя ведут, с китайцами, которые очень активно развиваются? Надо выжать максимум из МКС и двигаться дальше. Этот вопрос будет рассмотрен и правительством, и президентом в самое ближайшее время.
— А какова судьба российского сегмента?
— Нужно привлечь частные космические компании. Такие переговоры мы уже ведем. Российский сегмент нужно использовать в качестве испытательного центра, «космического полигона» для новых аппаратов. То есть, прежде чем отправлять опытные образцы космических аппаратов на недостижимые орбиты, а потом — при развитии нештатной ситуации и потери связи с ними — думать, что же с ними такое случилось, нужно отправить этот спутник или новое оборудование на испытания к МКС, чтобы откатать эти новые технологии на низкой околоземной орбите под присмотром технически подготовленного экипажа.
Вообще, перспективными космическими проектами, работающими на престиж страны, должны заниматься люди, заинтересованные не в процессе, а в результате. Такие люди у нас есть, и я не сомневаюсь, что в ближайшие годы наша страна подтвердит свой статус великой космической державы.
"Что касается вопроса, связанного с судьбой московской площадки АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева", мы считаем, что действовать Роскосмос должен в тесном сотрудничестве с ВЭБом. Я не исключаю того, что ВЭБ мог войти еще и в капитал "Хруничева", а не просто расплатиться землей и разойтись", - сказал собеседник агентства.
По его мнению, вопрос состоит в том, чтобы не просто расплатиться с кредиторами, а в том, чтобы эти кредиторы стали серьезными соучастниками процесса восстановления производства. Тем не менее, источник подчеркнул, что такая перспектива требует дополнительной проработки и консультаций в правительстве.
В 2015 году было принято решение о финансовом оздоровлении Центра имени Хруничева, выпускающего ракеты-носители "Протон-М" и "Ангара". Сообщалось, что предприятию планируют выделить свыше 30 млрд рублей. Позднее стало известно, что инвестиции до 2025 года могут превысить 56 млрд рублей.
ВЭБ предоставил предприятию кредит в размере 37,5 млрд рублей, в рамках программы финансового оздоровления, под залог земли на территории Центра в Москве.
Как и в химических двигателях, в используемых сейчас ионных двигателях применяется запас топлива, как правило, ксенона. Но существует и концепция прямоточных ионных двигателей, которая, правда, пока не применялась на летавших в космос аппаратах. Ее отличие заключается в том, что в качестве топлива предлагается использовать не конечный запас газа, загружаемый в бак перед запуском, а воздух из атмосферы Земли или другого атмосферного тела.
Предполагается, что относительно небольшой аппарат с таким двигателем сможет практически неограниченно находиться на низких орбитах с высотой примерно от 150 километров, компенсируя атмосферное торможение тягой двигателя, работающего на поступающем в него воздухе из атмосферы. В 2009 году ESA запустило спутник GOCE, который смог за счет постоянно включенного ионного двигателя с запасом ксенона пробыть на 255-километровой орбите в течение почти пяти лет. После этого агентство занялось разработкой прямоточного ионного двигателя для аналогичных низкоорбитальных спутников, и теперь провело первые испытания такого двигателя.
Полет самой надежной в мире ракеты-носителя "Союз" с метеоспутником Sentinel-1B. Невероятные виды с камер на борту при полете в космос! #КосмосРоссии
9 марта в 22:11 и 22:32 мск прошло отделение четырех космических аппаратов #O3b от разгонного блока «Фрегат-МТ». Пусковая кампания Arianespace VS18 успешно завершена!
Российские средства выведения выполнили программу полета без замечаний. Аппараты взяты заказчиком на управление
Ракета-носитель «Союз-СТ-Б» успешно вывела спутники на орбиту
// Ракета-носитель «Союз-СТ-Б» успешно вывела спутники на орбиту
«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски — для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса. Первое — это совсем скоро — в 2019 году мы собираемся запустить в сторону Марса миссию», - заявил Путин.
"Любой космический аппарат на 95% - это микроэлектроника, и если сегодня против России введены санкции и мы находимся в неравных условиях с ведущими производителями космической техники, с американцами, европейцами, которые этими незаконными санкциями пытаются ограничить наше присутствие в космосе, значит выход из этой ситуации только один: создание национальной промышленности в области микроэлектроники и радио-электроники, - сказал премьер. - Мы договорились о том, что в Роскосмосе будет создано некое подразделение, которое не будет дистанционно контролировать воссоздание этой промышленности, а будет непосредственно присутствовать своими представителями на ведущих предприятиях нашей микроэлектронной области"
В России с 2010 года выполняется не имеющий аналогов в мире проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса.
И вот на днях директор Центра имени Келдыша, академик Анатолий Коротеев сообщил, что ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) будет готова к полёту в 2018 году. Таким образом, в России к концу нынешнего десятилетия планируют создать космический корабль для межпланетных путешествий на ядерной тяге.
«У нас срок определен – к 2018 году изделие должно быть готово к летным испытаниям, а к 2015 году должна быть завершена основная отработка двигателя. Дальше – ресурсные испытания и испытания всего агрегата в целом», – говорил в 2017 году начальник отдела электрофизики Исследовательского центра имени М.В. Келдыша, профессор факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ Олег Горшков.
МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Российский Институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП) раскрыл некоторые подробности будущего эксперимента SIRIUS (Scientific International Research in Unique Terrestrial Station) по четырехмесячной изоляции, который стартует в первом квартале 2019 года. Об этом сообщили в пятницу ТАСС в пресс-службе ИМБП, на территории которого будет проводиться эксперимент.
Там уточнили, что в многонациональный экипаж войдут три женщины и три мужчины (командир, бортинженер, врач и три исследователя).
Программа SIRIUS реализуется в рамках подготовки к полетам в дальний космос, в первую очередь к работе на окололунной орбитальной станции Deep Space Gateway. О ее создании в сентябре договорились госкорпорация "Роскосмос" и NASA. Планируется, что первый модуль станции стартует с Земли в 2022 году. Ее экипаж будет международным.
Ранее сообщалось, что исследователи из США выразили намерение принять участие в совместных с Россией испытаниях по имитации полетов в дальний космос. Американские ученые предложили добавить к программе два дополнительных исследования с участием совместного российско-американского экипажа из шести человек. Помимо американских специалистов в программе SIRIUS готовится принять участие Немецкое космическое агентство. Свою заинтересованность подтвердили также ученые из Японии, Италии, Франции и ряда других стран.
Сценарий нового эксперимента
По замыслу специалистов, в ходе четырехмесячного эксперимента экипаж полетит на Луну и поработает с роверами. Основной целью миссии будет выбор области для будущего строительства поселения и базы на Луне.
Первый этап миссии: экипаж отправляется на Луну, достигает орбиты и стыкуется к орбитальной станции (аналог проекта Deep Space Gateway)
В ходе второго этапа в течение двух месяцев экипаж проводит наблюдения и решает, где приземлиться и выполнить несколько (обычно ночных) стыковок с "транспортными кораблями".
Затем четыре члена экипажа приземляются на Луну, а два-три члена экипажа в скафандрах выполняют несколько выходов на поверхность спутника Земли. В это время остальные члены экипажа на "орбитальном аппарате" продолжают оказывать техническую помощь и консультации коллегам на поверхности Луны.
После этого космонавты возвращаются на "орбитальный корабль", который в ходе следующего этапа облетает Луну в течение нескольких недель, чтобы дистанционно управлять роверами и принимать "транспортные корабли". На завершающем этапе миссии экипаж возвращается на Землю.
В ИМБП также обозначили сроки выполнения всех операций миссии. Перелет и стыковка с Deep Space Gateway - 10 суток, наблюдение и выбор места посадки, несколько стыковок с транспортными кораблями - семь недель, приземление и операции на поверхности - 10 суток, отправление с Луны и стыковка с "орбитальным кораблем", процедуры санитарной обработки - 10 суток, облет Луны для управления роверами и принятия транспортных кораблей - четыре недели, возвращение на Землю - 10 суток.
Теперь новому акционеру поставлена задача набирать молодых конструкторов. Им вместе с коллегами из РКК «Энергия», НИЦ имени Жуковского, а также ОКБ имени Мясищева и других аэрокосмических предприятий предстоит проанализировать научный фонд по двухсредному космическому аппарату (который может двигаться в воздухе и в космосе). Как говорят отраслевые собеседники “Ъ”, вице-премьер Дмитрий Рогозин уже дал закрытое поручение «по восстановлению и дальнейшему развитию работ по созданию на новой технологической основе аналога "Бурана"».
В правительстве опасались, что из-за угрозы банкротства и закрытия могла быть утеряна до сих пор секретная документация.
Вопросы импортозамещения в нефтегазовом секторе обсуждались на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в конце прошлой недели. Как рассказали источники “Ъ”, близкие к аппарату правительства, в Белой дом были приглашены представители госкорпорации «Роскосмос» и «Газпром нефти» (контрольным пакетом владеет «Газпром»), которые готовы были разместить заказы на оборудование на предприятиях ракетно-космической отрасли. По итогам совещания вице-премьер поручил создать фонд поддержки ракетно-космической промышленности для финансирования предприятий к подготовке производства гражданского оборудования (как нефтегазового, так, например, и медицинского); создать центр компетенции по конструкторской разработке соответствующего оборудования с учетом технического задания заказчика; провести переговоры с ВЭБом «для определения возможности его финансового сопровождения» этих программ. По словам участников заседания, господин Рогозин прямо заявил, что «импортозамещение в интересах наших энергетических компаний является профильной деятельностью "Роскосмоса"».
В аппарате вице-премьера от комментариев отказались. Исполнительный директор по развитию бизнеса и коммерциализации «Роскосмоса» Антон Жиганов факт совещания “Ъ” подтвердил, уточнив, правда, что поручения в госкорпорацию пока не поступали. «На совещании обсуждались вопросы текущей стратегии "Газпром нефти" по развитию российских поставщиков оборудования в рамках программы импортозамещения»,— сказал он. Топ-менеджер подчеркнул, что руководство нефтяной компании представило «проработанный, системный взгляд на возможности, которые открываются в рамках программы импортозамещения»: «Более десяти предприятий ракетно-космической промышленности уже являются поставщиками оборудования на рынок ТЭКа, часть из них — существующие поставщики "Газпром нефти"».
Госкорпорация «Роскосмос» и Китайская национальная космическая организация в рамках проходящего в Токио Международного форума по освоению космоса (ISEF) подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области исследования Луны и дальнего космоса, а также о создании Центра данных по лунным проектам.
Стороны выразили готовность рассмотреть возможность взаимодействия по реализации российской миссии по запуску орбитального космического аппарата «Луна-Ресурс-1» («Луна-26») в 2022 году, а также запланированной на 2023 год китайской миссии посадки в область южного полюса Луны.
Подписи под документом поставили Игорь Комаров и Заместитель главы Китайской национальной космической администрации У Яньхуа.
Также планируется создание российско-китайского Центра данных по лунным проектам и дальнему космосу.