Реклама Google — средство выживания форумов :)
Несмотря на то, что российская пресса уделяет основное внимание авариям, происходящим на отечественных подводных лодках, как оказалось, лидерство по числу аварий принадлежит подводному флоту США.
При этом, нужно учитывать тот факт, что американские ВМС не публикуют статистику аварийности своих кораблей и любая подобная информация становится закрытой.
«Как правило, получить информацию об авариях на кораблях американского флота можно только благодаря утечкам данных», - сообщает историк капитан I ранга Сергей Апрелев. «Только в этом случае адмиралы в США начинают комментировать произошедшее. Так что это в очередной раз доказывает тот факт, что свобода слова в Америке – понятие довольно избирательное».
Отметим, что хотя большая часть информации об авариях на американских субмаринах не известна широкой публике, даже то, что было опубликовано позволяет сделать вывод, что по коэффициенту аварийности (отношение числа аварий на подводных лодках к числу субмарин) ВМС США выглядят достаточно плохо: так, если в российском флоте этот коэффициент равен 0,2, то в американском, как минимум, доходит до 0,3.
Надежность ядерных энергоустановок для подводных лодок обеспечивается стандартизацией всего оборудования, однотипностью реакторов, а также высоким удельным весом (50-70 кг/л.с.).
Тем не менее аварии в ВМС США, как говорят, «имеют место быть». Так, в 1954 году при разрыве второго контура на атомном подводном первенце Америки «Наутилусе», дефект оказался настолько серьезным, что задержал введение корабля в строй на целых пять месяцев. Спустя два года на этой же подлодке была заменена часть экипажа из-за переоблучения, а саму ее поставили на переоборудование для усиления биологической защиты реактора.
Тогда же, в 1956-м, на подводной лодке «Сивулф», имевшей реактор с жидкометаллическим теплоносителем, погибли люди: радиоактивный натрий попал в отсек из-за разрыва трубок парогенератора. Проектанты энергоустановки запретили развивать мощность выше 20 процентов, а впоследствии американцы вообще отказались от этого направления в атомной энергетике. Реактор с жидкометаллическим теплоносителем на «Сивулфе» заменили на водо-водяной.
Довольно серьезные опасения в ядерных корабельных установках США внушали парогенераторы. В результате негерметичности трубной системы, активный первый контур проникал в отсеки, что приводило к переоблучению личного состава. ...
Случались неполадки и с главными циркуляционными насосами первого контура (ПЛ «Скипджек»), Создавала проблемы и ненадежность таких важных элементов энергоустановки, как главные конденсаторы турбин. Из-за разгерметизации трубных систем забортная вода попадала во второй контур и приводила к засолению бидисциллята (вода двойной очистки, используемая в атомных установках - Н.М.).
Например, во время арктического плавания «Скейт» в 1959 году была обнаружена повышенная течь в турбинном отсеке через сальник главного циркуляционного насоса турбины. Для устранения причины течи пришлось искать полынью (или тонкий лед), чтобы всплыть и в надводном положении устранить неисправность. Ремонт занял 7 часов.