Учебные корабли (УК):
1 – проекта 861М/017, код НАТО «Мома- Сlass» (AGS):
U511 «Сiмферополь»
(бывший «Юпитер»), 1986г.
Построен в Польше (Гданьская судоверфь), зав.№ С-30. До 1996г. входил в состав ЧФ. До 2004г. классифицировался как средний разведывательный корабль.
Боевая служба:
• До расспада СССР входил в состав 112-й бригады разведывательных кораблей Черноморского флота. Выполнял задачи разведки – выполнял походы в Средиземное море и Атлантику для сбора, накопления и анализа информации деятельности 6-го флота США и флотов средеземноморских государств – членов НАТО.
Основными задачами разведывательных походов «Юпитера» были поиск, определения районов патрулирования, слежение за подводными лодками, авианосцами, ударными группировками ВМС США и НАТО, обеспечение информацией командования 5-й Средеземноморской эскадры кораблей ВМФ СССР.
• 1973 – 1976гг. – в ходе Арабо-Израильского и Израильско-Сирийского конфликтов, выполнял разведку деятельности Вооружонных Сил Израиля.
• Июль 1976г. – выявил в районе Гибралтарского пролива авианосец ВМС США «Нимитц», который совершал заход в Средиземное море для прикрытия эвакуации населения Бейрута во время «Ливанского кризиса».
• 1987г.- обеспечивал командование ВМФ информацией об особенностях деятельности 6-го флота США в войне с Ливией (район залива Сидра (Большой Сирт). Также корабль проводил поиск и слежение за АПЛ ВМС США в районе ВМБ города Рота (Испания).
• 1996г:
• 10 января – в ходе раздела Черноморского флота передан Украине, переклассифицирован в корабль управления и вошол в состав 2-й БрДК Южной морской базы ВМБ Новоозерное.
• 1 марта – поднят флаг ВМС Украины.
• Участие в учениях «Море-96».
• 1997г:
март – буксировка корвета «Ужгород» из о.Донузлав в СРЗ п.Феодосия. Старший на переходе командир 2 БРНК к.2р. И.Чалый. Офицеры штаба: к.2р. Богаченко, к.2р. Простатов, кап.л-т Король и Федотов (врач), лейтенанты Тулинов, Щипинский и Акулов. На траверзе Ялты попутными курсами разошелся с двумя российскими БДК пр.1171 и 775, при этом на АУ этих кораблей демонстративно были наведены в сторону украинских кораблей. По поводу данного инцедента к.3р. Шумским был произведен доклад в штаб ВМС Украины.
• Принимал участие в совместных военно-морских учениях ВМС Украины и ВМФ России «Фарватер мира-97».
Апрель – участие в сбор-походе кораблей ВМСУ (закрытие района).
• 1998г:
С 15 по 17 апреля – участие корабля в совместном сбор- походе кораблей ВМСУ и ЧФ РФ под руководством командующего ВМС Украины. (Черное море). Обеспечивал первые в истории ВМС Украины ракетные стрельбы крылатыми ракетами П-15 («Термит») по морским целям с морского и берегового направлений ракетными катерами «Каховка» и «Прилуки» и береговым ракетным комплексом.
• октябрь - на международных учениях «Си-Бриз-98» проходивших в акватории Черного моря выполнял задачи корабля-нарушителя.
• 1999г:
• декабрь – пердан в состав бригады надводных кораблей с местом базирования порт Севастополь.
• октябрь - поставлен в ремонт.
• 2000г:
• 5 апреля – после полугодового ремонта в СРЗ «Металлист», корабль вошел в состав сил постоянной готовности и принял участие в сбор-походе кораблей ВМС Украины.
• 2002г:
• - поставлен на ремонт в СРЗ «Металлист».
• 2004г: и по сей день находится в заводе «Металлист». Рассматривался вопрос о «переквалификации» корабля в учебный и ввод в состав дивизиона учебных кораблей при СВМИ им. П.С.Нахимова.
• 2006г:
• - передан Севастопольскому военно-морскому институту имени П.С.Нахимова, как учебное судно.
• 2012г:
• В соответствии с расспоряжением Кабинета министров Украины, от 7 ноября 2012г. В связи с окончянием установленных сроков службы, а также в связи с утратой тактико-технических характеристик и нецелесобразности его технического восстановления УК «Сiмферополь» исключен из состава ВМС Украины.
• 2013г:
• 5 января – официальная церимония спуска военно-морского флага
Места дислокации:
• С 1996 – по 1999 гг. – входил в состав Южного морского района и базировался на ВМБ Новоозерное.
• 30.10.1999 г – вошел в состав 1-й бригады разнородных сил ВМС ВС Украины.
• 05.01.2013 г – торжественный спуск флага.
Командиры корабля:
• Юрий Петрович Чумаков – первый командир СРЗК «Юпитер».
• майор Бойко – 1-й командир от ВМС Украины.
• капитан-лейтенант Шинкаренко Дмитрий Павлович – ВРИО командира.
• к.3р. Владимир Михайлович Дудко – с 1997г.
• к.3р. Ковалев Станислав – 2004г.
• к.2р. Александр Ольховик (2013г.)
Старшие помощники командира:
• капитан-лейтенант Анашкин Андрей Сергеевич – 1998г. (ранее Техник РТС, затем начальник службы РТС).
Зам. по воспитательной работе:
• л-т Гончаров Александр Григорьевич – 1997, 1998гг.
Командиры БЧ-1:
• л-т Летюга Александр Леонидович – 1997, 1998гг.
Командиры БЧ-4:
• л-т Пизняк Евгений Викторович – 1997, 1998гг.
Командиры БЧ-5:
• л-т Савенко Александр Викторович – 1997, 1998гг.
Начальник службы разведки:
• кап.л-т Захаров Александр Петрович – 1997, 1998гг.
Боцманы:
• м-н Варченко Петр Васильевич – 1997, 1998, 1999гг.
СРЗК «Юпитер» до распада СССР входил в состав 112-й бригады разведывательных кораблей, базировавшейся в 1970-е годы в Севастополе, которая являлась ядром сил радиоэлектронной разведки Черноморского флота.
Разведка Черноморского флота активно действовала на южном и юго-западном морских направлениях. Флотская разведка действовала сначала под легендой Гидрографической службы, и её корабли именовались гидрографическими судами, а затем судами связи (ССВ). Сначала разведывательные корабли носили флаг Гидрографической службы, затем — военно-морской флаг. На Западе этот «секрет» давно был известен. В документах Министерства обороны СССР и Генерального штаба Вооружённых Сил СССР эти корабли именовались КРТР (корабль радиор и радиотехнической разведки).
СРЗК «Юпитер», как и другие корабли бригады, в разные годы входившие в ее состав: БРЗК «Крым», БРЗК «Кавказ», СРЗК «Приазовье», СРЗК «Одограф» (перешедший на Северный флот и получивший название «Виктор Леонов»), СРЗК «Лиман», СРЗК «Кильдин», СРЗК «Экватор», СРЗК «Челекен», МРЗК «Океан», МРЗК «Рица», МРЗК «Бакан», МРЗК «Вертикал», МРЗК «Вал», МРЗК «Лоцман», МРЗК «Ладога», МРЗК «Курс», «ГС-239», «ГС-13», МРЗК «Магнит», «ГС-55», «ГС-36», «ГС-41», «ГС-43», МРЗК «Алидада» и др. регулярно вели разведку ОВМС НАТО и 6 флота США в Средиземном море[2].
Основными задачами боевой службы СРЗК «Юпитер» были: поиск, определение районов патрулирования, слежение за ПЛАРБ ВМС США и другими иностранными ПЛ; разведка и слежение за многоцелевыми (ударными) авианосцами и другими ударными группировками ВМС США и НАТО, а также снабжение информацией командования ВМФ, в прямом подчинении которого находилась 5-я «средиземноморская» эскадра ВМФ СССР[3].
В специфику действий СРЗК «Юпитер» входила разведка деятельности и слежение за ударными авианосными соединениями 6-го флота США и ОВМС НАТО в районах Средиземного моря, Центральной и Северной Атлантики.
В период 1974—1978 годов, и в дальнейшем, СРЗК «Юпитер» занимался сбором и анализом информации в районах проведения учений ОВМС НАТО, 6 флота США в Средиземном море (таких, как «Display Determination», ежегодные учения «Dogfish»).
Выполнял задачи боевой службы в районах ливанского и израильско-палестинского конфликтов в 1974—1976 годах.
В июле 1976 года, СРЗК «Юпитер», находясь в районе Гибралтара, проводил слежение и осуществлял сбор информации о новом авианосце с ядерной силовой установкой USS Nimitz (CVN-68) ВМС США, который совершал свой первый поход в Средиземное море.
СРЗК «Юпитер» обеспечивал Разведывательное управление штаба Черноморского флота, а также командование ВМФ, информацией об особенностях ведения боевых действий и участии 6-го флота США в конфликте с Ливией в районе залива Сидра в 1987 году[2].
Осуществлял поиск и слежение за атомными подводными лодками ВМС США в районе военно-морской базы Рота (Испания).
В ходе выполнения задач боевой службы СРЗК «Юпитер» неоднократно заходил в районы ракетных боевых стрельб или районы, граничащие с ними, для оценки эффективности стрельб и сбора информации о вооружении кораблей вероятного противника.
Согласно данным разведки, этот корабль первым сообщил в Москву о нападении Ирака на Кувейт.
СРЗК «Юпитер» был первым кораблем бригады, который перешел к новому месту её базирования — посёлку Мирный на озере Донузлав[4].
В 1996 году был передан Украине в результате раздела Черноморского Флота, после чего переименован в U511 «Симферополь» ВМС Украины. Как корабль управления, «Симферополь» вошёл в состав 2-й бригады десантных кораблей Южной военно-морской базы ВМС с базированием в Новоозёрном, на озере Донузлав.
Как корабль управления «Симферополь», в составе ВМСУ, участвовал в учениях «Море-96», «Си Бриз-97», первых совместных военно-морских учениях ВМС Украины и ВМФ России «Фарватер мира-97», а также в марте 1997 года вместе с БДК «Константин Ольшанский» и морским тральщиком «Мелитополь» участвовал в разрешении конфликта с Румынией из-за о. Змеиный[5]. В апреле 1998 года КУ «Симферополь» обеспечивал первые в истории ВМС Украины ракетные стрельбы крылатыми ракетами по морским целям. Стрельбы осуществлялись ракетными катерами «Каховка» и «Прилуки» и береговым ракетным комплексом с морского и берегового направлений[6].
В декабре 1999 года КУ «Симферополь» был передан в состав 1-й бригады надводных кораблей с базированием в Севастополе.
С 2001 года корабль находился в ремонте в СРЗ «Металлист», г. Балаклава.
В июле 2006 года «Симферополь» был передан СВМИ им. П. С. Нахимова и переклассифицирован в учебное судно.
3 августа 2011 года переведен в Стрелецкую бухту Севастополя. 27 ноября 2011 года присвоен бортовой номер U-543.
5 января 2013 года в связи с проведением мероприятий по реформированию Вооружённых Сил Украины, сокращению их численности и оптимизации находящихся в составе ВМС Украины кораблей, в торжественной обстановке, в присутствии ветеранов корабля проходивших на нём службу в составе ВМФ СССР, ВМФ РФ, ВМС Украины, на корабле был спущен военно-морской флаг.
12 - 13 сентября 2013 года отбуксирован в п. Новоозёрное.
10 марта 2014 год переведен и поставлен на разделку в Инкерман.
Командиры:
В советское время командирами СРЗК «Юпитер»
Капитан 3 ранга Чумаков Юрий Петрович (1973—1979)
Капитан 3 ранга Яшанин Евгений Борисович (1979—1987)
Капитан 3 ранга Калачихин Владимир Ильич (1987—1989)
В составе ВМФ России (с 1991 года):
Капитан 2 ранга Лукаш Андрей Дмитриевич (1989—1994)
Капитан 3 ранга Гоголь Константин Иванович (1994—1996)
В феврале 1996 года корабль передан в состав ВМС Украины и переименован в СРЗК «Симферополь» (в дальнейшем КУ «Симферополь»). Украине сдавал корабль капитан 2 ранга К. И. Гоголь, принимал корабль капитан 3 ранга В. Я. Бойко. 1 марта 1996 года на нём поднят флаг военно-морских сил Украины.
Командиры СРЗК «Симферополь» в составе ВМСУ:
Капитан 3 ранга Бойко Владимир Ярославович (1996)
ВрИО командира капитан-лейтенант Шинкаренко Дмитрий Павлович(1996—1997)
Капитан 2 ранга Дудка Владимир Михайлович (1997—2001)
Капитан 3 ранга Козлов Юрий Васильевич (2001—2003)
Капитан 2 ранга Ковалёв Станислав Витальевич (2003—2005)
Капитан 3 ранга Ткачёв Андрей Геннадьевич (2009—2011)
Капитан 2 ранга Ольховик Алинард Владимирович (2011—2013)
ТТХ
Топливо — 220 т, масло — 17 т, вода — 39 т (52 т до модернизации), расход топлива — 240—738 кг/час (170 г/л.с. в час ±5
.
ГД (главный двигатель) — двухтактный дизельный двигатель 6ТD48 «Zgoda — Sulzer» — 2 шт., мощность 1800 л/с, n=225 об/мин.
ВДГ (вспомогательный дизель-генератор) — 3 шт — GBM1312 — синхронный генератор, трёхфазный, с самовозбуждением, 250 кВА, напряжение 3×400 В, двигатель 5ВАН-22, 500 об/мин, запуск сжатым воздухом 30 кг/см², мощность — 320 л.с.
СДГ (судовой дизель-генератор) — GCDd-94a/1 — синхронный генератор, с самовозбуждением, 48 кВт (60кВА), напряжение 3×400 в, двигатель S-324М 1500 об/мин. СДГ может подавать электропитание на: 2 ЭСН-16 (судовой насос специальный ЭСН — 16), сигнальные прожекторы, навигационное оборудование, гирокомпас и лаг, РЛС, гидроакустические станции МГ-13, МГ-26, оборудование радиорубки, систему «Климат».
Компрессор — SD1/135 — 1 шт. (SIII — 2 шт. до модернизации), давление на выходе Р=30 кг/см², 2ОК-1 — 1 шт, ЭК-2/150 — 1 шт.
Паровой котёл — VX704С-51 — паропроизводительность 400 кг/час, рабочее давление 7 кг/см², регулятор верхнего и нижнего уровня воды, автоматическая регулировка уровня пара.
ВРШ (винт регулируемого шага) — типа ВР-861, гидравлический, реверсивный, с поворотными лопастями — диаметр 2,7 м, 3-лопастный. Вращение — правый винт — вправо, левый винт — влево.
МИШ (механизм изменения шага) — гидравлический, поршневой, двухстороннего действия, встроен в линию вала.
Якорное устройство — носовое и кормовое: носовое — брашпиль и два якоря типа Холла (вес одного — 1250 кг), якорь-цепи калибра 38 мм, 1 запасной якорь весом 1250 кг. Правая якорь-цепь — 225 м (9 смычек), левая — 200 м (8 смычек). Кормовой стоп-анкер 500 кг, якорь-цепь калибра 25,5 мм (после модернизации в корме только швартовое устройство). Брашпиль WKV,мощность 5/7/14,5 кВт скорость подъёма якорь-цепи — 10,2 м/мин, тяговое усилие — 3т. Шпиль — 4,5KKc-25, мощность 3,5/12/10 кВт, скорость — 12,5 м/мин.
Корпус — набор смешанный: набор главной палубы и днища по продольной схеме; борта, платформа и палубы надстройки по поперечной, способ соединения — сварка.
Форштевень — ледокольного типа, корма — крейсерского типа.
Район плавания — неограниченный.
Специальное оборудование[править | править вики-текст]
по радиосвязи — СБД «Акула» (аппаратура сверхбыстрого действия), СБД «Интеграл» (аппаратура сверхбыстрого действия), Р-754 «Сирена» (аппаратура засекречивания телефонных переговоров УКВ каналов связи), Р-619 «Графит», Т-600 «Ключ» (засекречивающая аппаратура гарантированной стойкости).
по радиолокации — 2 НРЛС «Дон», радиопеленгатор АРП-50Р.
по гидроакустике — МГ-345 «Бронза», МГ-13 (станция обнаружения гидроакустического облучения), МГ-26 «Хоста» (гидроакустическая станция звукоподводной связи).
по аппаратуре радиоразведки — «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12», МРР-1-7, «Виток-АК», «Визир-М», «Узел», «Кайра», «Октава».
ТТХ:
Водоизмещение (т): стандартное 1240, полное 1600. Размеры (м): 73,3х11,6х3,9. Силовая установка дизельная, двухвальная, ВРШ, 2 дизеля 3500 л.с., скорость полного хода 17 уз., дальность плавания 9000 миль (110, экипаж 85 чел.
Примечание:
Построен в корпусе гидрографического судна. На корабле установлены средства радиоразведки, радиотехнической разведки и гидроакустической разведки.
Учебные катера (УКА):
1- проекта 722У, код НАТО “Bereza-Class” (AXL)
U541 «Смила»
Боевая служба:
• 24.10- 4.11.1998г. - участие корабля в многонациональном учении “Си Бриз- 98”.
• Апрель 2000г. – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ.
• 19.06 – 01.07.2000г. – участие в международных учениях «Кооператив партнер – 2000» п.Одесса (Украина).
2005г:
• Июнь – передан из состава 5-й бригады ОВРа в новосозданный дивизион учебных катеров (ДУК).
• С июня по август совместно с УК «Смiла» совершил пять выходов в море. Два из них были продолжительными. В июне был совершон недельный поход по маршруту Севастополь – Очаков – о.Первомайский – Одесса – Севастополь (380 миль). Поход был посвящен столетию восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Во время перехода морем курсанты первого курса СВМИ выполняли задания корабельной практики, несли штурманскую и сигнальные вахты. Второй поход осуществлялся также в течении одной недели. На катерах находились 46 студентов СВМИ и 10 въетнамских военнослужащих, которые также проходят учебу в СВМИ.
Командиры корабля:
• кап.- л-т. Сергей Плехун – 2005г.
U542 «Нова Каховка»
(«УК-3», ех. «Чигрин») зав.№7
Построен в Польше в г.Гданьск, на верфи Висла.
Боевая служба:
• 20.12.1984г. – вошол в состав дивизиона судов обеспечения Черноморского высшего Военно-Морского училища им. П.С.Нахимова.
• 24 октября- 4 ноября 1998г. - участие корабля в многонациональном учении “Си Бриз- 98”.
• В феврале 1999г. городской голова Новой Каховки (Херсонская область) Анатолий Лысенко обратился к командующему ВМС Украины с предложением дать имя города одному из кораблей или катеров 5-й бригады ОВРА ВМС Украины. Командующий пошел на встречу пожеланию новокаховчан, и 15 апреля 1999г. был подписан приказ о переименовании и присвоении имени «Нова Каховка» учебному катеру, входящему в дивизион ОВРА.
• Апрель 2000г. – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ.
• 19.06 – 01.07.2000г. – участие в международных учениях «Кооператив партнер – 2000» п.Одесса (Украина).
2005г:
• Июнь – передан из состава 5-й бригады ОВРа в новосозданный дивизион учебных катеров (ДУК).
• С июня по август совместно с УК «Смiла» совершил пять выходов в море. Два из них были продолжительными. В июне был совершон недельный поход по маршруту Севастополь – Очаков – о.Первомайский – Одесса – Севастополь (380 миль). Поход был посвящен столетию восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Во время перехода морем курсанты первого курса СВМИ выполняли задания корабельной практики, несли штурманскую и сигнальные вахты. Второй поход осуществлялся также в течении одной недели. На катерах находились 46 студентов СВМИ и 10 въетнамских военнослужащих, которые также проходят учебу в СВМИ.
• В первых числах сентября 2005г. из Севастополя в Херсон совершил переход УК «Нова Каховка» с целью доставки части экипажа корвета «Тернопiль», который в свою очередь буксировался в плавучем доке из Киева.
•
При розподілі флоту катер був включений до складу Військово-Морських Сил України, в 1997 році, з присвоєнням 10.08.1996 року бортового номеру "U540". Отримав назву "Чигирин".
У складі ВМС України катер проходив службу:
з 10.08.1997 по 27.11.2000 - у складі 5-го дивизиону кораблів охорони водного району;
з 27.11.2000 по 29.12.2000 - у складі 5-ї бригади ОВР;
з 29.12.2000 по 30.10.2002 - у складі 22-го дивизиону катерів охорони рейду.
З 30.10.2002 та по теперішній час навчальний катер "Чигирин" входит до складу суден забезпечення Академії ВМС України імені П.С. Нахімова.
Командиры корабля:
• ст. л-т Александр Дьяков – 1999г.
Помощники командира корабля:
• м-н Андрей Бычков – 1999г.
U543 «Чигрин»
(ех.«Дарница»)
Боевая служба:
• 24 октября- 4 ноября 1998г.- участие корабля в многонациональном учении “Си Бриз- 98”.
• Июнь – передан из состава 5-й бригады ОВРа в новосозданный дивизион учебных катеров (ДУК).
• На момент 2005г. находится в ремонте в Стрелецкой бухте.
Гидрографические суда:
1-проекта 860:
«Память Меркурия»
Входил в состав керченского дивизиона гидрографических судов. Вошел в состав ВМС Украины в 1996г., после чего был передан в аренду частной компании. Но 28.12.2000г. перевернулся и затонул в районе Черного моря.
1-проекта 861:
U-? «?»
(бывшее «Березань»), 1969г.
Примечание:
Построен в Польше (Гданьская судоверфь). До 1997г. входил в состав ЧФ.
ТТХ:
Водоизмещение (т): стандартное- 1240, полное- 1600. Размеры (м): 73,3х11,6х3,9. Силовая установка: дизельная двухвальная, в составе двух дизелей, 3600 л.с. Скорость полного хода 17 узлов. Дальность плавания 9000 миль (11). Экипаж 85 чел. (в т.ч. 19 научных сотрудников). Имеется 4 лаборатории, грузовое оборудование.
2- – проекта 871, код НАТО «Biya – Class»:
U601 «?»
(бывшее ГС-212), 1974г.
Место базирования п.Очаков.
Весной 1997г. проходил доковый ремонт на СРЗ «Украина» в Одессе.
U603 “?”
(бывшее ГС-273), 1972г.
Построены на Гданьской судоверфи в Польше по заказу ВМФ СССР, до 1997г. входил в состав Керченского гидрографического отряда ЧФ. В апреле 2004г. находился в Севастополе. Бортовой номер U603 на борту отсутствует.
ТТХ:
Водоизмещение (т): стандартное- 654, полное- 760. Размеры (м): 53,5х9,1х2,6. Силовая установка: дизельная, двухвальная, 2 дизеля, ВРШ, 1800 л.с. Скорость полного хода 13,7 узлов. Дальность плавания 1720 миль (13), автономность 15 суток, Экипаж 25 чел.
Примечание:
Построены по заказу ВМФ СССР, до 1997 г. входили в состав ЧФ.
1 – проекта 870, код НАТО «Biya-Class»:
U602 «?»
(бывшее ГС-82), 1969г.
В мае 2002г .находился в Николаеве. Бортовой № U602 отсутствовал.
ТТХ:
Водоизмещение 750т. Размеры (м): 55,0х9,8х2,6. Силовая установка: дизельная, двухвальная, 2 дизеля, ВРШ, 1200 л.с. Скорость полного хода 13 узлов. Дальность плавания 4700 миль (11), автономность 15 суток, Экипаж 25 чел. (включая 8 научных сотрудников). Польской постройки. До 1997г. входило в состав ЧФ.