- Андрей Алексеевич, расскажите о Вашей лаборатории, о ее работе и задачах.
История задач и работы лаборатории самым тесным образом связана с историей нашего института. И начинать ее надо с 1960 г., с подписания технического задания на создание автоматизированной подводной лодки Проекта-705. Технические работы Проекта курировал академик А.П. Александров, а работы в части управления, автоматизации лодки, – В.А. Трапезников, наш директор в то время. Поэтому расскажу о этом проекте подробнее. По настоящее время (как информируют открытые источники) эта лодка является единственной полностью автоматизированной.
// Дальше — www.ipu.ru
начинать ее надо с 1960 г., с подписания технического задания на создание автоматизированной подводной лодки Проекта-705. Технические работы Проекта курировал академик А.П. Александров, а работы в части управления, автоматизации лодки, – В.А. Трапезников, наш директор в то время. Поэтому расскажу о этом проекте подробнее. По настоящее время (как информируют открытые источники) эта лодка является единственной полностью автоматизированной. Дело в том, что для нее был разработан БИУС – боевая информационно-управляющая система, носящая название АККОРД. Все информационные и управляющие посты лодки были сведены в единый пост, в который сходилась вся информация, и с него производилось управление всеми службами лодки. Особенность этой лодки состояла в том, что она была достаточно малая по размерам, приблизительно 80 метров в длину. Идея автоматизированной лодки заключалась в том, чтобы уменьшить количество персонала, осуществлявшего ее обслуживание. Но в этом случае получалась двойственная ситуация - чем сложнее автоматизированная система и, вроде бы, чем меньше требуется людей на ее обслуживание, тем длиннее становились перерывы между походами Пл, поскольку больше времени требовалось на восстановление всех ее подсистем. Кроме того, еще одной особенностью Пл был титановый корпус: лодка была практически немагнитная, дополнительно для снижения ее акустических свойств в корпусе был использован 6-мм слой резины. Она, если не ошибаюсь, даже входит в книгу рекордов Гиннеса, поскольку полную циркуляцию осуществляла за 42 секунды, и могла разгоняться до 40 узлов. Тем самым технические характеристики Проекта-705 намного превосходили характеристики лодок того времени, и вдобавок она еще и была полностью автоматизирована.
- На то время это был тех прорыв?
Да, это был тех прорыв для того времени. Более того, сейчас считается, что любая сфера должна быть роботизирована, поэтому на основе прошлых наработок на современном уровне развития надо создавать роботизированные аппараты, полностью автономные, с такими же или улучшенными характеристиками.
– То есть, производителям современных подлодок можно много чего взять из того проекта?
Да, конечно. – А эта лодка, Проект-705, она сейчас тоже функционирует? Нет, в 1990-е годы последняя из них была утилизирована, поскольку на ней имелись сложности с обслуживанием двигательной установкой.
– Но разработки остались?
Ну, конечно, в институте остались. Понятно, что людей, которые этим занимались – их уже нет. Но некоторые идеи работают в других системах. На лодке была создана единая система времени «Платан», и похожие системы есть на многих объектах, которые функционируют автономно. Системы единого времени просто необходимы.