Для тех,кто учился в ЧМУПСе в 70-е годы прошлого столетия...
Шаги к морю
В детстве мы пускали бумажные кораблики или просто щепки по большим фиолетовым лужам и быстрым ручьям, а потом гадали, чей корабль обгонит остальные. Честно говоря, мне не очень везло: мои фрегаты застревали или опрокидывались в самый неподходящий момент, а если и добирались до «порта назначения», то весьма потрепанными и не всегда в первой пятерке.
Но был среди нас мальчишка, чьи корабли никогда не расклеивались, не тонули в водоворотах. Они неслись по мутным ручьям белыми чайками и приходили первыми к финишу. Потому что Сашка Дудник — так его звали — знал, куда положить груз и какую спичку выбрать для руля и мачты.
Сашка бредил кораблями и морем. Он рассказывал нам об отце, военном моряке, и собирался, когда вырастет, стать тоже моряком. И стал. Я встретил его недавно в военной форме плавсостава. Он шел с девушкой, и лицо его излучало счастье. А потом мне попалась книжка, в которой рассказывалось о его отце, в ту пору старшем лейтенанте, мужественно сражавшемся с фашистами на Черном море. Я не знаю, где сейчас Сашка, наверное, плавает по морям-океанам, попадает во всякие передряги. Такое уж он выбрал себе дело в жизни. И в моем представлении военные моряки начинаются именно так, как начинал Сашка Дудник.
И вот теперь, побывав в Севастополе, я понял, что был прав: чтобы стать курсантом Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова, надо навсегда влюбиться в море и в корабли. Это чувство может быть порывистым и безрассудным, спокойным и размеренным, но никогда — холодным или расчетливым. Потому что море и служба военного моряка не терпят делячества и равнодушия.
В специальной анкете, которая предлагается каждому поступающему в училище, есть вопросы: «Ваш любимый композитор? Ваше любимое музыкальное произведение?» Зачем они — дело психологов, меня заинтересовало другое. Большинство абитуриентов, отвечая на эти вопросы, называют Бетховена и Александру Пахмутову. Итак, страстность, темперамент одного и романтика, лиризм другой. А ведь вещи, которые нам нравятся, не могут не влиять на наше мироощущение.
Как правило, профессия военного моряка передается по наследству, от поколения к поколению. Но немало и исключений. Я взял наугад пять анкет тех, кто поступал в этом году: Сергей Мат лаков, одессит, 1954 года рождения, комсомолец, окончил курсы аквалангистов, отец — капитан дальнего плавания; Валера Марков из Великого Устю-
га, 1952 года, комсомолец, окончил речное училище, отец — капитан теплохода; Валерий Горбунов, уроженец Светлинского района, Оренбургской области, 1954 года, комсомолец, отец — председатель поселкового Совета Тагай Вагаров, таджик из города Фирдоуси, комсомолец, 1952 года, отец — шофер. И, наконец, пятая анкета: Сергей Иванов из крымского поселка Планер-скос, Феодосийского района, 1954 года, комсомолец, окончил ПТУ и вечернюю школу, отец — работник турбазы «Приморье». Тут особый случай. Девяносто из ста ребят, выросших на берегу, хотят плавать и грезят морем. Это называют «болезнью берега».
Кажется, ничто не может удивить севастопольских мальчишек, которые, едва научившись ходить, собирают камни и ракушки на городском пляже, а к десяти годам знают водоизмещение и крейсерскую скорость большинства кораблей, плавающих на Черном море. Но тогда почему они не сводят глаз с судов, стоящих на рейде? У них «болезнь берега».
Несколько лет назад комсомольцы ЧВВМУ создали клуб для старшеклассников севастопольских школ, где ребята могли бы готовиться к поступлению в училище. Стать членом клуба имели право лишь те, кто хорошо учится, дружит со спортом, не боится трудностей, помогает родителям. Клуб назвали «В морях твои дороги».
Ребят разбили по отделениям и взводам. Командирами отделений стали наиболее подготовленные старшеклассники, взводы возглавили курсанты. Каждый четверг ребята собираются у своих школ и походной колонной направляются к училищу. Там по всем правилам проходит поверка и объявляется распорядок дня.
Охотнее всего юные моряки, конечно, занимаются чисто морскими науками: управляют шлюпкой, изучают знаки морского семафора, учатся вязать узлы и т. д. С волнением слушают они рассказы преподавателей училища и курсантов о флоте, его традициях и героях, о жизни и учебе будущих морских офицеров. И замирают от восторга ребячьи сердца при мысли о том, что и их когда-нибудь ждет приобщение к великому морскому братству. Члены клуба учатся не только вязать узлы, но и распутывать сложнейшие узелки алгебраических уравнений, задач по физике и тригонометрии. «Ибо, — внушают им их молодые наставники, — курсант не имеет права на клеш, если он не в состоянии в течение трех минут дать ответ на математическую задачу средней трудности». Шутки шутками, а большая часть предметов, которые изучают курсанты, связана с вычислением. Такова специфика современного военного флота.
За пять лет существования клуб рекомендовал для поступления в училище десятки отлично подготовленных ребят. И несмотря на большой ежегодный конкурс (в среднем 10 человек на место), 80 процентов юных моряков успешно выдерживают испытания по всем предметам. Члены клуба в прошлом, а ныне курсанты Сергей Балыш, Андрей Назаркин, Николай Фейзонуло, Валерий Михайлов, Виктор Матвеев стали отличниками учебы, комсомольскими активистами, неплохими спортсменами.
Интересуясь работой клуба, я разговорился с одним из командиров взводов юных моряков, третьекурсником Виктором Савельевым. Он обстоятельно рассказал мне о программе и занятиях клуба, а потом речь зашла о самих ребятах.
Они сдают экзамены и становятся курсантами. Но это вовсе не значит, что теперь у них все пойдет гладко. У командования училища, преподавателей, политработников будет еще немало хлопот, прежде чем вчерашний школьник станет не просто морским офицером, военным инженером и мужественным воином, но прежде всего воспитателем и организатором.
Для начала курсанту предстоит научиться ценить время. Это значит полностью подчинить себя распорядку дня, а распорядок себе. Трудно только на первых порах. 45 секунд на подъем, затем физзарядка, заправка коек, личная гигиена, утренний осмотр, завтрак. Расписано все до мелочей, даже движение от спального корпуса до столовой. Когда к этому привыкаешь, гражданская жизнь кажется верхом неорганизованности. Я слышал, как пятикурсник наставлял молодого курсанта: «Смотри, как чистят ботинки, щетка идет свободно, с размахом, она должна гладить ботинок, а не тереться о него. Ты теряешь на это дело пять минут, а я одну, причем с одинаковым эффектом».
Сразу после завтрака курсанты расходятся по кабинетам и аудиториям. Не во всяком техническом вузе изучают такое количество точных наук, как в училище. Современный корабль — это сложнейший организм, средоточие усилий инженеров и математиков, электронщиков и радиотехников, биологов и конструкторов, химиков и артиллеристов... Вот почему курсанты изучают, кроме специальных морских, все эти науки.
Один из основных предметов — кораблевождение. Будущий офицер должен уметь вести корабль, ориентируясь по звездам и по солнцу, по береговым знакам и используя радиолокационную технику.
Мне довелось быть на экзамене по кораблевождению, который принимал у второкурсников заместитель начальника кафедры капитан I ранга Леонгин Николаевич Гордеев. Задачи, которые предлагались курсантам, с точки зрения дилетанта казались не очень сложными. Что особенного в том, чтобы прочертить на карте прямую между Севастополем и Феодосией? Однако, вникнув в суть, мне пришлось изменить мнение. Чтобы пройти кратчайшим путем из Севастополя до Феодосии, необходимо знать рельеф берега по всему маршруту, все береговые огни и опознавательные знаки, которые легко перепутать друг с другом. К тому же задача осложнялась вводом встречного корабля. Как изменить курс, чтобы с ним не столкнуться, и поэтому следовало вычислить скорость ветра и течения, на всякий случай предусмотреть запасной вариант прокладки курса.
Гордеев не торопил с ответом, но и не баловал отсрочками. Штурману не положено долго думать в море, там ведь ситуации случаются самые неожиданные.
Мне понравилось, как отвечал курсант Валерий Драга: легко, точно, без запинок. Когда Драга закончил ответ и положил на стол листок с вычислением, Гордеев заглянул в него и улыбнулся: «Прекрасно сработано!» — потом совсем не по-уставному пожал Валерию руку. На «отлично» сдали еще несколько человек, но самое трудное задание попалось старшине I статьи Виктору Глушенку: следовало проложить курс корабля при двух встречных, с минимумом ориентиров, рассчитать их скорость и сделать поправки на ветер. Он размышлял чуть больше положенного, но дал верный ответ с точностью до минуты. Гордеев поставил ему пятерку и сказал одному из коллег, что любит таких вот упрямцев.
Даже беглое знакомство с учебными кабинетами и лабораториями убеждает в том, что выпускники училища получают глубокие знания в военном деле. В специальных классах они учатся управлять самым современным оружием, точно поражать врага на любых расстояниях, на суше, на воде и под водой. Сначала здесь, а потом на практике они до мельчайшего винтика изучают материальную часть надводных и подводных кораблей.
Мы побывали на занятиях в некоторых кабинетах. Один из них так и называется — «Атака». Здесь каждый день разыгрываются настоящие морские сражения, но вместо боевых наград победители получают обычные отметки. Большой экран на одной из стен кабинета и есть театр военных действий. На экране проецируются маневры кораблей, управляемых курсантами с помощью приборов из соседней комнаты. В их распоряжении находятся и все современные огневые средства: торпеды, мощная артиллерия. О точности стрельбы можно судить по вспышкам электронного луча на экране. Курсанты, управляющие кораблями, действуют как в настоящем морском сражении, они должны четко отдавать команды, по которым меняется курс кораблей, вводятся в действие артиллерия и торпедные установки. Надо сказать, что страсти здесь разгораются довольно бурные и не только среди непосредственных участников сражения, но и среди зрителей — курсантов, не занятых в бою и наблюдающих за его ходом на экране.
Мы видели поединок, в котором атакующим кораблем управлял главный старшина Федор Берсенев. Сразу после получения вводных данных Федор повел корабль на большой скорости к участку, где, по его предположениям, мог курсировать «противник». «Противник» приближался, все время меняя курс, чтобы сбить Берсенева с толку. Но вот цель обнаружена, Федор определяет скорость цели и расстояние до нее. Курсанты, наблюдавшие за боем, притихли. Берсенев скомандовал: «Самый полный, курс прямо на цель!» Расстояние между кораблями все уменьшается, они рискуют столкнуться, «противник» открывает огонь. Но атакующий корабль продолжает идти прямо на него. Надо что-то делать, и у «противника» не выдерживают нервы — он резко поворачивает вправо. Берсенев ждал этого, он сбрасывает скорость и, развернувшись левым бортом, дает торпедный залп. Яркая белая вспышка на экране означает: цель поражена.
Без четверти семь на площади перед учебным корпусом начинается развод, церемония торжественная и в некотором роде традиционная, во всех частях Советской Армии и Флота она проходит более или менее одинаково. Дежурный по училищу проверяет выправку курсантов, состояние оружия, и под барабанную дробь подразделение проходит строевым шагом по «Аллее славы», мимо отлитых из бронзы двенадцати бюстов Героев Советского Союза — выпускников училища. Подвиг каждого из двенадцати — это часть подвига советских военных моряков в годы Великой Отечественной войны.
С первых дней войны училище было переведено на военное положение. Курсанты патрулировали по городу, охраняли стратегические объекты на подступах к Севастополю, учебные катера, переброшенные в Азовское море, принимали участие в эвакуации заводского оборудования из окруженного фашистами Таганрога. В сентябре 1941 года курсантов старших курсов досрочно произвели в офицеры и направили на корабли; младшекурсники стали старшинами — из их числа была сформирована 76-я отдельная морская стрелковая бригада, героически дравшаяся с дивизией СС «Викинг» на Кубани.
Золотыми буквами написаны на бюстах имена тех, кто подвигами своими навечно прославил училище. Матвей Подымахин — командовал торпедным катером при обороне Одессы, в декабре 1941 года высаживал десант на Керченский полуостров, участвовал в Новороссийской десантной операции, громил врага в Керченском проливе, под Севастополем метким огнем потопил два больших гитлеровских судна. Андрей Черцов — его катер первым ворвался в Цемесскую бухту, открыв путь в Новороссийск другим кораблям с десантом, дважды за одну ночь Черцов прорывался сквозь «ворота смерти», был тяжело ранен, но не ушел с командирского поста. Василий Ботылев — с горсткой матросов занял здание клуба в Новороссийске, в самом центре немецкой обороны, выдержал 28 контратак. Асаф Абдрахманов — прославился на флоте как один из опытнейших командиров-катерников, участвовал в высадке десантов в Таганроге, Мариуполе, Бердянске, на Таманском полуострове...
Нынешнему поколению курсантов посчастливилось учиться у тех, кто прошел суровую школу Великой Отечественной войны. По торжественным дням, когда командиры и преподаватели училища надевают боевые награды, будущие офицеры, знающие о войне только из книг, еще глубже осознают, что их воспитатели принадлежат к героическому поколению, чей ратный подвиг навсегда вошел в историю Советского Военно-Морского Флота. Таковы начальник училища контр-адмирал С. С. Соколан, его заместитель капитан I ранга С. С. Сорокин, начальник политотдела В. С. Беспальчук, Герои Советского Союза С. П. Самсонов, А. К. Абдрахманов, который перешел в училище на преподавательскую работу, капитаны I ранга Г. И. Трусенев, И. О. Рогаль-ский, М. С. Коваленко, Н. Д. Солдатов и многие другие.
С той поры, когда по призыву ЦК ВЛКСМ первые курсанты ЧВВМУ пришли в аудитории, минуло несколько десятилетий. Училище, почти полностью разрушенное во время войны, вновь отстроилось; выросли новые корпуса, просторный клуб, спортивные площадки. Многое сделано руками самих курсантов. Дороги отцов стали дорогами сыновей. Не роняет славу Героя Советского Союза Матвея Подымахина его сын, старшина II статьи Валерий Подымахин. По-отцовски упрям и настойчив в достижении цели курсант Игорь Абдрахманов, сын Асафа Абдрахманова. Он, как и Валерий, на IV курсе.
Путевка в ЧВВМУ стала традиционной в семье Зубковых. Николай Зубков окончил училище в 1971 году, годом позже защитил диплом Виктор Зубков, а младший брат, Владимир, — выпускник этого года. Все трое были аттестованы командованием училища как отличные офицеры. Николай это доказал делом: участвуя в одной из морских операций, он в сложной ситуации проявил находчивость и мужество, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Наш приезд в училище совпал с началом морской практики. В поход вокруг Европы уходил учебный корабль «Гангут». Почти тридцать дней он будет домом для второкурсников корабельного факультета.
...На командирском катере мы пересекли Северную бухту и подошли к «Гангуту», который заканчивал последние приготовления к походу: пришвартовавшись правым бортом к пирсу, корабль брал топливо. Курсанты за два дня на «Гангуте» успели обжиться, познакомиться с судном, его экипажем, учебными классами. Во время плавания им предстоит не только выполнять обязанности матросов, но и досконально изучить штурманское дело. Это первый большой переход в их морской биографии. И поэтому со всей ответственностью, еще задолго до выхода в море, готовились к нему командование училища, преподаватели, партийная и комсомольская организации и, конечно, сами курсанты.
В одном из кубриков курсант Валерий Драга открыл заседание ротного комсомольского бюро. На повестке дня стоял один вопрос: «Морская практика». Валерий сразу перешел к делу: «Через три часа выходим в море, от нас, членов бюро, во многом зависит, насколько организованно пройдет практика для личного состава роты. Надо еще раз продумать план работы в следующем месяце...» Потом каждый из пяти членов бюро внес свои предложения. Все решалось быстро, говорили только по существу; подстегивало время, и еще сказывалась привычка, выработанная за два года и выгодно отличающая военного человека от гражданского, — излагать свои мысли кратко и ясно.
За час до отплытия «Гангута» мы простились с кораблем и, вспомнив морское правило, пожелали начальнику перехода, капитану I ранга Сорокину «шести футов под килем». Хотя «Гантуту», судя по его размерам, следовало желать все двадцать.
— Вам здорово повезло, — сказал капитан I ранга Петр Андреевич Голобурда, узнав, что в штабе флота нас определили на «Проворный».
Этот ВПК (большой противолодочный корабль) выходил в море на зачетные ракетные стрельбы. На «Проворном» уже две недели проходили практику курсанты четвертого курса. На наших глазах все звенья и боевые части корабля готовились к выполнению этого ответственнейшего вида стрельб. Приборы, исписывая экраны лучами, следили за обстановкой вокруг корабля. Ракетные установки приведены в состояние боевой готовности. Я видел, как волновался командир «Проворного» капитан Ш ранга Валерий Иванович Мотии. Экипаж долго готовился к этому учению, продуманы все детали, десятки раз прорабатывались все операции, Мо-тин готов поручиться за каждого матроса... И все-таки он нервничал, потому что оплошность одного могла свести «на нет» работу многих. И вот воздушная цель обнаружена. Ее надо уничтожить. С интервалом в несколько секунд с борта «Проворного» срываются две ракеты. А еще через мгновение на горизонте полыхают одна за другой две вспышки. Приборы фиксируют: «Цель поражена первой же ракетой».
А еще через два дня рано утром мы выходим в море на эскадронном миноносце «Находчивом». Теперь уже самим курсантам предстояло сдавать зачеты по артиллерийской стрельбе и на управление огнем. Когда корабль, который тянул за собой металлический щит (цель), приблизился на дистанцию открытия алая, курсанты по очереди принимали руководство огнем корабельных орудий и справились со своей задачей совсем неплохо. В металлической сетке щита и в его корпусе было четыре пробоины, нормальным результатом при том количестве выстрелов, которое сделал «Находчивый», было бы два попадания. Еще долго у меня в голове телеграфно отсчитывались команды: «...Наводка... снаряд практический... орудия зарядить ...товсь... ревун...».
Так началась практика. Впереди недели корабельных будней, до предела заполненных морской службой.
«Смена», декабрь 1973г.