3D нашлемная визуализация и 3D звук в современных боевых самолетах

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

yacc

старожил
★★☆
Собственно сабж создается, чтобы не флудить на эту тему в ветке про Су-35.
Итак, вопрос нужно ли это в современных самолетах и зачем ? И насколько осуществимо в современных серийных самолетах.
Аргументированные сообщения приветсвуются
 
RU Владимир Малюх #08.09.2007 11:45
+
-
edit
 
В смысле "осуществимо"? Естественно осуществимо, оно уже есть. Чтобы не упираться в еще нестроевой F-35, приведу в пример нежно любимый мною Грипен - на нем нынче HMD - штатное серийное устройство. По-моему довольно эффективное решение, "отвязывает" летчика от "гляденья только вперед" для контроля обстановки и основных режимов полета.

Полагаю, что развиваясь дальше, с использованием технологии синтезированного зрения, все дойдет до того, что "живой" картинки летчик и видеть не будет, только "очищенную" реалистичную картинку, с маркерами целей, без облачности, "ночью-как-днем", итп итд. Причем станут доступны всякие эффекты вроде "орлиного зрения" или, напротив, "заячьего", с широким углом.

От всего этого - один шаг к подобной же визуализации для наземных "пилотов" БПЛА.

Вот насчет 3D звука - сложнее, что слушать-то, свист ракет? :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Ну, не только. Вот в древней игрушке F-117 звук вполне себе использовался - помните, как держали в напряжении постоянные "пинги" мощных радаров в Конмарно и где-то на южном берегу Балтики? То есть одно направление для 3D-звука - это система предупреждения об облучении (в том числе лазерном), другое - режим работы двигателей, например. Имхо, в современном истребителе летчик собственных движков не слышит?
Ну и навигационные системы, естественно...
 
RU yacc #08.09.2007 12:25  @Владимир Малюх#08.09.2007 11:45
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★☆
В.М.> В смысле "осуществимо"? Естественно осуществимо, оно уже есть. Чтобы не упираться в еще нестроевой F-35, приведу в пример нежно любимый мною Грипен - на нем нынче HMD - штатное серийное устройство. По-моему довольно эффективное решение, "отвязывает" летчика от "гляденья только вперед" для контроля обстановки и основных режимов полета.
Собственно вопрос, а что есть в Грипене - а-ля поворотный ИЛС? Если так то вопросов с осуществимостью нет. Интереснее что будет дальше. :)
 
RU Владимир Малюх #08.09.2007 12:35
+
-
edit
 
На грипене - "обычный" нашлемный дисплей (HMD- Head Mounted Display), да, пока по сути нашлемный ИЛС. А что будет дальше- я маненько описал, полностью синтезированная реалистична картинка, как это (пока) нынче на гражданских ВС ставят на ИЛС, для полетов в СМУ и ночью.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

Dio69

аксакал

Cannon> Ну, не только. Вот в древней игрушке F-117 звук вполне себе использовался - помните, как держали в напряжении постоянные "пинги" мощных радаров в Конмарно и где-то на южном берегу Балтики? То есть одно направление для 3D-звука - это система предупреждения об облучении (в том числе лазерном), другое - режим работы двигателей, например. Имхо, в современном истребителе летчик собственных движков не слышит?

Я сам несколько раз сидел в спарке на пробежке по полосе перед испытательным полётом - отрыв переднего колеса и переход на малый газ. Технологическая процедура такая перед облётом самолёта. Грохот такой, что в наушниках-то ничего не слышно. Никак не пойму, как с таким шумом что-то там ещё можно расслышать. Мне кажется, что 3Д - выдумка людей, которые за компом сидят. Если бы они ещё к самолёту подошли метров хотя бы на 200...
 
RU Владимир Малюх #08.09.2007 14:46
+
-
edit
 
Да, если кому любопытно про Synthetic vision, вот описание реальной системы, уже довольно "древней" 404 - File or directory not found. там и картинки по ссылоче имеюцца..

Совсем подробны документ(PDF) http://www.rockwellcollins.com/syntheticvision/docs/2000-DASC-SVIS.pdf
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU yacc #09.09.2007 02:41  @Владимир Малюх#08.09.2007 14:46
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★☆
Тогда пока добавлю только вот это
http://uscockpits.com/.../F-35_Cockpit_(dusk_with_virtual_HMD).jpg [not image]
а более детально напишу завтра. Это Ф-35. Какие мысли? :)
 
RU Владимир Малюх #09.09.2007 08:53
+
-
edit
 
Во-во, оно самое, SVS, только пока монохромное. Понятно какие перспективы - цветнее, реалистичнее, разные фокусные расстояния, зумы итп итд. Я сознательно про F-35 не стал писать, пока он не в строю.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

au

   
★★☆
В сон разума это всё надо...
 

GUTT

втянувшийся

>В сон разума это всё надо...
Золотые слова... жаль что никто их не слышит. Но ничего, это до первой серьезной заварушки ;)
Чтобы ничего не делать - надо уметь делать всё.  
RU Владимир Малюх #09.09.2007 09:17
+
-
edit
 
Чем это так не понравилось-то? :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
AU#09.09.2007 14:33  @Владимир Малюх#09.09.2007 09:17
+
-
edit
 

au

   
★★☆
В.М.> Чем это так не понравилось-то? :)

"Правильной дорогой идёте, товарищи! Только не в ту сторону."(с) :P
 
RU Владимир Малюх #09.09.2007 14:39
+
-
edit
 
Все равно не понял - чем именно нашлемная визуализация не нравится? С более адекватными аргументами плз.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  

au

   
★★☆
Сейчас пилот истребителя (к ГА это не относится) уже на пределе способности принимать и осмысливать информацию, и реагировать на неё корректно и вовремя. Но при этом он всё же остаётся в сенсорном контакте с реальностью (глаза и радиосвязь). Он может не смотреть на экраны и рулить по своим пилотским инстинктам. Способность (понимать, осмысливать и реагировать) не всегда одинакова для человека, и то что конкретный пилот может осилить с утреца на полигоне, он уже не осилит в бою после нескольких часов полёта, и тем более в бою. Недавно тут мелькал живой пример на видео: попали в засаду, ЗРК палит по звену и в результате сбивает половину. Кругом трассы от ЗУР, пилот с дыханием Вейдера мечется, тупо реагируя на выкрики товарищей (лети вправо, лети влево), которым видно как и куда ЗУР летят, а не глядя на свои приборы. Он уже не думает, просто реагирует — он сильно испугался и его способность думать упала до фонового уровня. Шлем увеличивает поток информации и ухудшает сенсорный контакт, лишая пилота возможности управлять в состоянии испуга. В рамки концепции "меня не видят — делаю что хочу" это вполне гармонично вписывается, где стреляет только пилот, а враги только разбегаются и сдаются в плен, только вот насколько реальна окажется эта концепция — покажет война. Это что не нравится. Подтверждающий материал по психофизиологическому аспекту у меня есть.
Я только приветствую появление таких штуковин на Ф-35. :) Но только если это не начнут догонять-перегонять в России.
 
RU Dem_anywhere #09.09.2007 18:52
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
> Шлем увеличивает поток информации и ухудшает сенсорный контакт, лишая пилота возможности управлять в состоянии испуга.
Это тебе значит неправильный шлем попался :)
На самом деле вопрос отображения информации требует не одного научного исследования, и неудачных вариантов полно.
А правильный шлем - должен как раз уменьшать поток информации, подавая её в более "концентрированном" виде.
 

yacc

старожил
★★☆
Собственно из-за чего я завелся:
By Scar ( из ветки про Су-35 ):
Тут вопрос не в ИЛС, он шире. Я говорю об информационном поле в целом. Меня вот то то и радует в концепте кокпита JSF, что во многих аспектах нет как такового понятия "прильнуть к приборам", пилот как бы плавает внутри этого поля, информация подается в настолько удобном виде, что вопроса о ее "переваривании" мозгом просто нет зачастую, не всегда правда, но очень многие аспекты изменились. Да и ИЛС у Джоя как такового нету. Так что в догфайте думаю он себя более чем вольготно будет чувствовать. Уж вольготней, чем предыдущее поколение - это точно
 


Вот посему и заинтересовали детали 3Д и что под ней подразумевают, особенно в контексте того, что это интуитивно понятно человеку.
Собственно немного формализую, что туда можно выводить ( возможно опишу не все - потом дополню ):

1) пилотажную информацию ( крен, тангаж, приборная скорость, курс, высота, вертикальная скорость )
2) директорные стрелки для управления ( например курс-глиссада на посадке )
3) цели в режиме атаки, которые в ППС и целеуказание головой
С этим все более менее понятно и особых вопросов не возникает... кроме тангажа/крена. Дело в том, что мне известно по крайней мере три вида:
- стандартный американский ( как бы вид горизонта если смотреть из самолета )
- стандартный советский ( собственно крен и тангаж как информация относительно вертикали небо-земля )
- несколько извращенный вариант Як-52 ( кажется АГИ-1 ) - зато просто в реализации.
Вот когда я смотрю вбок и вижу положение по американскому авиагоризонту восприятие как-то неочевидное, впрочем, ИМХО дело привычки, но как-то мало похоже на интуитивность восприятия.
Далее идет веселее:
4) обзор назад ввиду наличия кругового обзора посредством камер.
5) формирование синтезированного вида окружающей местности ( для полета в облаках/ночью )
6) взгляд через кабину - т.е. смотрю вниз и вижу что там есть, а не свои ноги и кабину.
7) 3Д-тактическая обстановка и виртуальное поле боя
Вот по части этих последних пунктов и есть сомнения.
 

au

   
★★☆
Dem_anywhere> А правильный шлем - должен как раз уменьшать поток информации, подавая её в более "концентрированном" виде.

Вы говорите о том чего не понимаете.
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Если шлем сделает так, что пилот всегда в любом положении и любой погоде будет видеть землю, так как в ясный безоблачный день - то он оправдан уже на 100%
А если так же он будет видеть противника и своих - то и на 200%

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

au

   
★★☆
Wyvern-2> Если шлем сделает так, что...
Wyvern-2> А если так же он будет видеть противника и своих...

Это уже магизм. :)

А если самолёт будет без пилота летать... :)
 
RU Владимир Малюх #10.09.2007 06:05  @au#09.09.2007 15:36
+
-
edit
 
au> Сейчас пилот истребителя (к ГА это не относится) уже на пределе способности принимать и осмысливать информацию, и реагировать на неё корректно и вовремя. Но при этом он всё же остаётся в сенсорном контакте с реальностью (глаза и радиосвязь). Он может не смотреть на экраны и рулить по своим пилотским инстинктам.

Увы. но это не так. Смотрит пилот и на "экраны" и на ИЛС и еще как смотрит. Это не пилотирование Су-31, не путайте.


au>Шлем увеличивает поток информации и ухудшает сенсорный контакт,

Ничего подобного, он просто показывает ту же самую информацию, что и привычное оборудование, только в том месте, куда пилот смотрит а не там "где разместилось". Просто не нужно "сыпать" на нашлемку всю приборную доску. С использованием SVS еще и очищенное от шума, облачности итп. А уж при полетах ночью - без прибров совсем как-то не летается.

au> Я только приветствую появление таких штуковин на Ф-35. :) Но только если это не начнут догонять-перегонять в России.

Начнут-начнут, как же без этого :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
Это сообщение редактировалось 10.09.2007 в 06:12
RU GUTT #10.09.2007 07:49  @Владимир Малюх#10.09.2007 06:05
+
-
edit
 

GUTT

втянувшийся

В.М.> Увы. но это не так. Смотрит пилот и на "экраны" и на ИЛС и еще как смотрит. Это не пилотирование Су-31, не путайте.
Не знаю что есть Су-31, но Вы эту свою мысль пилотам расскажите ;)
au>>Шлем увеличивает поток информации и ухудшает сенсорный контакт,
В.М.> Ничего подобного, он просто показывает ту же самую информацию, что и привычное оборудование, только в том месте, куда пилот смотрит а не там "где разместилось". Просто не нужно "сыпать" на нашлемку всю приборную доску. С использованием SVS еще и очищенное от шума, облачности итп. А уж при полетах ночью - без прибров совсем как-то не летается.
Вопрос: а нужно ли ему (пилоту) видеть информацию, к-ю показывает оборудование, всегда?
В.М.> Начнут-начнут, как же без этого :)
Потому что дураки, правда в строевых частях, всю эту мутотень отключат быстренько и все будут довольны, только непонятно зачем деньги налогоплательщиков тратить на то, что будет выброшено в первые недели эксплуатации?
Чтобы ничего не делать - надо уметь делать всё.  
RU Владимир Малюх #10.09.2007 08:49  @au#09.09.2007 22:24
+
-
edit
 
Wyvern-2>> Если шлем сделает так, что...
Wyvern-2>> А если так же он будет видеть противника и своих...
au> Это уже магизм. :)

Да какой-таммагизм-то? Технически все это уже есть в наличии, отображается на МФД. А "землю всегда, без облаков и ночью" - на гражданских судах на ИЛС отображают, уже серийно. Осталось научиться это проецировать на шлем и так, чтобы это не весило как двухпудовая гиря.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU Владимир Малюх #10.09.2007 08:55  @GUTT#10.09.2007 07:49
+
-
edit
 
GUTT> Вопрос: а нужно ли ему (пилоту) видеть информацию, к-ю показывает оборудование, всегда?

Не всю и не всегда, естесвенно. Сортировать и фильтровать безусловно нужно.

GUTT> В.М.> Начнут-начнут, как же без этого :)
GUTT> Потому что дураки, правда в строевых частях, всю эту мутотень отключат быстренько и все будут довольны, только непонятно зачем деньги налогоплательщиков тратить на то, что будет выброшено в первые недели эксплуатации?

Может вернуть МиГ-21 в строй? :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
RU yacc #10.09.2007 11:00  @Владимир Малюх#10.09.2007 08:49
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★☆
В.М.> Да какой-таммагизм-то? Технически все это уже есть в наличии, отображается на МФД. А "землю всегда, без облаков и ночью" - на гражданских судах на ИЛС отображают, уже серийно. Осталось научиться это проецировать на шлем и так, чтобы это не весило как двухпудовая гиря.
А можно немного поконкретнее бо интересно? :) Потому как если вы имеете ввиду приборы класса EGPWS / TAWS ( Enhanced Groud Proximity Warning System / Terrain Awareness and Warning System ) или по-нашему СРППЗ ( Система Раннего Предупреждения о Приближении к Земле ), то это совсем другое. И между этими приборами и синтезом 3Д-изображения земли огромная пропасть. Да и профили полета у гражданских самолетов другие - про TAWS на истребителях я почти не слышал - скорости там другие и, скажем, при потере ориентации в СМУ ( не в навигационном плане, а в плане пространственной ориентировки в сложной ситуации, ну например крен прозевал бо в СМУ положено доверять приборам, а не своим ощущениям ) он не поможет. Но для повышения безопасности обычных ( без пилотажа ) полетов в СМУ TAWS очень здорово помогает.
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru