[image]

841 гвардейский АПИБ аэродром Мериа. Грузия

 
1 2 3 4 5 6 7 20
A2 Александр Леонов #19.11.2005 20:32
+
-
edit
 
Решил создать этот топик, т.к. практически ничего не нашел в инете, за исключением этой ссылки

Соединение, имевшее штаб в Тирасполе (Молдавская ССР), было переподчинено ВМФ в конце 1989 г. от 5-й ВА
Одесского военного округа в составе двух авиаполков - 86-го гв. иап (в Маркулешты, Молдавская ССР) и 161-го иап (Лиманское, Крым). Кроме того, в состав 119-й миад был включен 841-й гв. иап, дислоцировавшийся в Мериа (юго-восточнее Поти, в Грузии). Эта часть до переподчинения ВМФ входила в состав 283-й иад 34-й ВА Закавказского военного округа.
 


Когда в 1983г.я пришел лейтенантом, в этот полк он носил наименование Виленский ордена Суворова 2 степени, ордена Красного знамени 841 гвардейский авиационный полк истребителей бомбардировщиков и входил в состав 283-й ИАД ВВС ЗакВО
Полк дислоцировался на аэродроме Мериа в районе железнодорожной станции Мериа и одноименного селения, в устье реки Натанеби, в 10км. от г.Махарадзе ( в данный момент Озургети) и 7 км. от береговой черты Черного моря.
На вооружении полка стояли МиГ-23м. Командир полка полковник Лев Моисеевич Зайцев.

   
Это сообщение редактировалось 26.02.2006 в 07:11
A2 Александр Леонов #19.11.2005 20:50
+
-
edit
 
Карта 5и километровка района дислокации 841 АПИБ
Прикреплённые файлы:
karta6km.JPG (скачать) [1700x2340, 1,41 МБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 05.08.2006 в 20:02
A2 Александр Леонов #19.11.2005 21:15
+
-
edit
 
Схема воздушного движения в районе аэродрома
Прикреплённые файлы:
shemaVD1.jpg (скачать) [804x520, 71 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 05.08.2006 в 20:03
A2 Александр Леонов #19.11.2005 21:48
+
-
edit
 
Переношу сюда свой разговор со Степанон, на форуме авиа.ру.
Жалко что у Степана мыло не подсвеченное, может у него еще какая инфа есть по Мерийскому полку
Stepan:

Уважаемые летчики ИА и ИБА! Я хоть и не летчик, но регулярно читаю ваши ветки и нахожу в них много интересного. Сегодня промелькнула знакомая фамилия, поэтому позвольте вставить свои "пять копеек". Фамилия очень редкая, во всеком случае, за свои пятьдесят с хвостиком второй такой не встречал. Это Картеничев, о котором упомянули leo и Миха-74. Я почти на 100% уверен, что зовут его Александр Юрьевич. А если так, то, интересное кино получается.
В середине шестидесятых годов иап в Мериа был не на лучшем счету - пусть простят меня ветераны этого полка. В то время полк летал на МиГ-21. За короткий период произошли две катастрофы, затем какие-то генералы приехали как-бы на рыбалку и объявили тревогу. Результаты их тоже не обрадовали. Короче, командира полка сняли. А командиром мерийского полка был, кто бы вы думали - подполковник Картеничев Юрий Петрович. Как вы уже догадались, отец Александра Юрьевича. Было это в 1965 году. Так что через 20 лет сын стал зам. ком полка, которым командовал его отец. Очень хотелось бы узнать, как дальше сложилась судьба Александра Картеничева, стал ли он командиром 841-го гв. апиб? Судя по фамилиям последующих командиров полка, которые упоминал leo,Картеничева перевели в другой полк. Парнем он был очень толковым, в старших классах мечтал "смотреть на звезды" (т.е., стать астрономом), но стал летчиком.
С уважением ко всем летчикам, сын летчика с 35 "календарями", из них 32 года в ИА ВВС.


Leo:

Степан
Куда Картеничев потом превелся, не знаю, мог кстати и в африку замениться, а то что его батя был командиром нашего полка не знал, интересная информация, он об этом никогда не говорил.

Stepan:

2leo

Я возвращаюсь к Вашему апиб в Мерия. Повороты судьбы порой бывают весьма интересными. Картеничев-старший после Мериа получил назначение зам. ком. полка в гв. иап в Тирасполе, который в то время летал на МиГ-19. А через много лет полк в Мтираспольской иад (тогда уже миад), хотя от Мериа до Тирасполя - многие сотни ериа вошел в состав километров через все Черное море.
leo, у меня к Вам вот какая просьба. Дело в том, что я пытаюсь найти номера в/ч авиаполков фронтовой авиации. В советское время реальные номера частей были величайшим государственным секретом - от своих - Вы это знаете лучше меня, в то время как номера в/ч были общеизвестны. Сейчас картина иная: упоминаются реальные наименования даже действующих частей, а номера в/ч остаются "в тени". К сожалению, с каждым годом ветеранов остается все меньше - вот уже и у отца своего я ничего не смогу спросить - а с ними уходит и история наших ВВС. Ведь очень многих частей уже нет. Вот почему я стараюсь по крупицам собрать то, что можно.
По Вашей дивизии (283-й) мне известно следующее:
176 иап Цхакая - в/ч 42080
982 иап Вазиани - в/ч 40501
Возможно, номера неточные.
У меня к Вам просьба - не могли бы Вы вспомнить номер в/ч своего апиб в Мерия, а заодно и Вашей Камышинской иад в Цхакая? Заранее благодарен.

Stepan:

2leo
Прошу прощения за компьютерный сбой.
Если можно, еще вопрос. Насколько успешно штаб Тираспольской дивизии "управлял" Мерийским полком - ведь между ними многие сотни километров. Доводилось ли Вам бывать в Тирасполе? Я прожил там не один год, и хорошо знаю, где располагался штаб дивизии - правда, мои данные 35-летней давности.

Leo:

Степан:
Мерийский полк в.ч.35432
Дивизия 06941
Если Макагон был инспектором в 34 ВА то получается 34 ВА в.ч.21052
тада Тираспольская дивизия в.ч.32816 я с Каневским на спец проверку на 1кл. летал.
В Терасполе не бывал, а к нам по моему тока комдив прилетал несколько раз. Поэтому осбого контроля с дивизии не было, в Тераспольский период полк достиг наивысшего уровня подготовки, летали практически без каких либо ограничений и очень много, постоянно осваивали новые виды подготовки, сами разрабатывали новые способы боевого применения. В общем воспоминания про службу в этой дивизии тока самые приятные, ну и бюрократизма там было на порядок меньше.

Stepan:

2leo

Большое спасибо за информацию. Как я понял, Вы взяли номера в/ч из летной книжки. Номер в/ч тираспольской дивизии (119-й) Вы указали абсолютно верно - мой отец прослужил в этой дивизии много лет, пришел туда лейтенантом после училища в 1947г. (тогда эта дивизия была еще 240-й и базировалась в Германии)и прослужил там до 1971г., в том числе, 6 лет был командиром гв. иап в Тирасполе. Кстати, главная причина, по которой меня интересует Мериа - отец мог попасть туда ком. полка вместо Картеничева. Тогда командующим тбилисской армией был ген. Логинов, который ранее командовал тираспольской дивизией и хорошо знал отца. Логинов звал отца в Мериа, обещал досрочно присвоить полковника и дать Заслуженного летчика. Но отец туда не пошел - незадолго до этого ген. Кутахов, бывший в то время командующим ВА в Одессе, назначил отца командиром иап в Тирасполе. Отец очень уважал Кутахова, да и в Грузию его не особо тянуло. Командиром иап в Мериа поехал И. Ковалевский, зам. по летной из Тирасполя, перескочив через должность зам. ком. полка. Ген. Логинов свое слово сдержал - Ковалевский стал Заслуженным летчиком. А в одесской армии Заслуженных получали, в основном, не командиры полков, а инспектора - те, кто был ближе к начальству.
 
   
A2 Александр Леонов #19.11.2005 22:05
+
-
edit
 
35 борт, 3АЭ

Лежит здесь
Прикреплённые файлы:
35Bort.JPG (скачать) [777x456, 48 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 26.02.2006 в 07:37

kluz

координатор

Маленький довесок.
841-й гв мшап входил в состав 119-й миад только до 1990 г, т.е. на 01.01.91 в ее составе уже НЕ числился.
Куда делся, не знаю :unsure:
   
A2 Александр Леонов #19.11.2005 23:11
+
-
edit
 
В соответствии с дерективой МО СССР №314/001376 от 12.10.89г. и ГК ВВС № 7/81861 от 21.10.89г. 89г. 841 гвардейский АПИБ передан в состав ВВС Черноморского флота и переименован в 841 гвардейский морской авиационный полк истребителей бомбардировщиков ВВС ЧФ, Полк вошел в состав Тераспольской 119 АИД в котрой также были 86 ИАП Марулешты и 161 ИАП Лиманское.

В 1991г. 841 гвардейчкий МАПИБ был выведен из состава 119 ИАД, преобразован в 841 отдельный гвардейский противолодочный вертолетный полк ВВС ЧФ. Самолеты после замены на всех бортах СПК, прегнали на базу хранения в Быхов. Летный состав полка переучился на противолодочные вертолеты МИ-14, в учебном центре на Каче под Севастополем. Дислокация осталась прежняя аэродром Мериа.
Были намеренья передислоциравть полк в Анапу, но денег на оборудование там аэродрома и гарнизона нехватило, и 1992г. полк был расформирован, на месте дислокации, без вывода на территорию РФ. В то время в Грузии уже во всю шли боевые действия, в Южной Осетии и Абхазии, и сухопутной дороги уже не было.
Выбирались с семьями кто как мог. Я с семьей на своей копейке 72 года выпуска кое как прорвался в Потийскую военноморскую базу, и от туда через почти сутки плаванья на малом десантном корабле мы пришли в Сочи, в Адлере нас десантировали на пляж, а дальше своимх ходом в домой в Сибирь.
   
Это сообщение редактировалось 26.02.2006 в 07:39
RU kluz #19.11.2005 23:19  @Александр Леонов#19.11.2005 23:11
+
-
edit
 

kluz

координатор

А.Л.> В соответствии с дерективой МО СССР №314/001376 от 12.10.89г. и ГК ВВС № 7/81861 от 21.10.89г. 89г. 841 гвардейский АПИБ передан в состав ВВС Черноморского флота и переименован в 841 гвардейский морской авиационный полк истребителей бомбардировщиков ВВС ЧФ, Полк вошел в состав Тераспольской 119 АИД [»]

Стоп, стоп! Неужели мапиб? 119 дивизия именовалась во флоте МИАД, это точно. А вот все ибашные полки стали мшапами. Неужели 841й стал исключением??

А когда уходили из Грузии, точнее не припомните?
   
A2 Александр Леонов #19.11.2005 23:25
+
-
edit
 
kluz
Инфа из моего послужного списка, так что все точно.
Да 841 и в Камышенской ИАД был исключением, там кроме нас еще два полка были и оба ИАПы Миха Цхакая и Вазиани, а еще довесок был Гудаута на Як-28П, тоже в нашу ИАД входила, только я теперь не помню когда ее в ПВО передали, может вместе С Марнеульцами?
   
BY firebar #19.11.2005 23:50  @Александр Леонов#19.11.2005 23:11
+
-
edit
 

firebar

опытный

А.Л.> В соответствии с дерективой МО СССР №314/001376 от 12.10.89г. и ГК ВВС № 7/81861 от 21.10.89г. 89г. 841 гвардейский АПИБ передан в состав ВВС Черноморского флота и переименован в 841 гвардейский морской авиационный полк истребителей бомбардировщиков ВВС ЧФ, Полк вошел в состав Тераспольской 119 АИД в котрой также были 86 ИАП Марулешты и 161 ИАП Лиманское.
А.Л.> В 1991г. 841 гвардейчкий МАПИБ был выведен из состава 119 ИАД, преобразован в 841 отдельный гвардейский противолодочный вертолетный полк ВВС ЧФ. Самолеты после замены на всех бортах СПК, прегнали на базу хранения в Быхов. Летный состав полка переучился на противолодочные вертолеты МИ-14, в учебном зентре на Каче под Севастополем. Дислокация осталась прежняя аэродром Мериа.
А.Л.> Были намеренья передислоциравть полк в Анапу, но денег на оборудование там аэродрома и гарнизона нехватило, и 1992г. полк был расформирован, на месте дислокации, без вывода на территорию РФ. В то время в Грузии уже во всю щли боевые действия, в Южной осетии и Абхазии, и сухопутной дороги уже не было.
А.Л.> Выбирались с семьями кто как мог. Я с семьей на своей копейке 72 года выпуска кое как прорвался в Потийскую военноморскую базу, и от туда через почти сутки плаванья на малом десантном корабле мы пришли в Сочи, в Адлере нас десантировали на пляж, а дальше своимх ходом в домой в Сибирь. [»]

перегнали в Быхов в белоруссию? а что дальше ,ведь в Быхове нынче ничего нет.

   
RU kluz #19.11.2005 23:51  @Александр Леонов#19.11.2005 23:25
+
-
edit
 

kluz

координатор

А.Л.> Инфа из моего послужного списка, так что все точно.

Ну, ..если только из списка, тогда ладно ;)

А.Л.> а еще довесок был Гудаута на Як-28П, тоже в нашу ИАД входила, только я теперь не помню когда ее в ПВО передали
[»]

Ну, вот опять! В Гудауте был полк на Су-15х, сам видел своими глазами!
   
A2 Александр Леонов #20.11.2005 00:05
+
-
edit
 
firebar
В Быхове радиации было по самые, уши.
Самоллеты гоняли летчики которые отказались переучиваться, а мы в то время уже были на Каче.
Когда встречиль с ними на побывках, то они расказывали что там стояло много ТУ-16, и везде таблички про радиацию, даже возле гостинници в одном месте была, так что они там старались долго не задерживаться.

kluz
>Ну, вот опять! В Гудауте был полк на Су-15х, сам видел своими глазами!
Это наверно их переучили после того как в ПВО передали из нашей ИАД.
А когда я после училища в ЗакВО приехал, хотели в Гудауту направить когда узнали что я Барнаульсое закончил, пришлось летную книжку показывать что я не на Яках летал а на Мигах и что училище у же ИБА а не ФБА.
   
Это сообщение редактировалось 21.11.2005 в 12:07
RU kluz #20.11.2005 00:18  @Александр Леонов#20.11.2005 00:05
+
-
edit
 

kluz

координатор

А.Л.> А когда я после училища в ЗакВО приехал, хотели в Гудауту направить когда узнали что я Барнаульсое закончил, пришлось летную книжку показывать что я не на Яках летал а на Мигах и что училище у же ИБА а не ФБА. [»]
Я их видел там в сентябре 1976 года. Полк - Тульский Краснознаменный иап (в/ч 64371). Номера полка не помню :angry:

   
A2 Александр Леонов #20.11.2005 01:35
+
-
edit
 
kluz
Значит гудаутцы с разу с Яков переучились на Су-27, когда их передали в ПВО, так как в нашей дивизии они летали только на ЯК-28П. Это было примерно в тоже время когда мы мореманами стали.
   
+
-
edit
 

serbor

опытный

Он?
Прикреплённые файлы:
Makharadze.jpg (скачать) [295x250, 17,7 кБ]
 
 
   
RU kluz #20.11.2005 02:00  @Александр Леонов#20.11.2005 01:35
+
-
edit
 

kluz

координатор

А.Л.> kluz
А.Л.> Значит гудаутцы с разу с Яков переучились на Су-27, когда их передали в ПВО, так как в нашей дивизии они летали только на ЯК-28П. Это было примерно в тоже время когда мы мореманами стали. [»]

Мы друг друга, похоже, не очень поняли. Но! Что я нашел. Пишет Сергей (sll@nm.ru):

А ещё был такой 171 Тульский Краснознамённый иап в пос. Угольные Копи Анадырьского р-на Магаданской обл., переведённый туда из Гудауты в 1982 году вместо полка Як-28. которыё бросили в Гудауту и переучили на Су-27... И в Безречной полк стоял полного состава.

Вот теперь проясняется, что мы оба правы :D Осталось лишь вспомнить номер полка на яках => Су-27.
   
BY firebar #20.11.2005 03:14  @Александр Леонов#20.11.2005 00:05
+
-
edit
 

firebar

опытный

А.Л.> firebar
А.Л.> В Быхове радиации было по самые, уши.
А.Л.> Самоллеты гоняли летчики которые отказались переучиваться, а мы вто время уже были на Каче.
А.Л.> Когда встречиль с ними на побывках, то они расказывали что там стояло много ТУ-16, и везде таблички про радиацию, даже возле гостинници в одном месте была, так чо они там сторались долго не задерживаться.
А.Л.> kluz
>>Ну, вот опять! В Гудауте был полк на Су-15х, сам видел своими глазами!
А.Л.> Это наверно их переучили после того как в ПВО передали из нашей ИАД.
А.Л.> А когда я после училища в ЗакВО приехал, хотели в Гудауту направить когда узнали что я Барнаульсое закончил, пришлось летную книжку показывать что я не на Яках летал а на Мигах и что училище у же ИБА а не ФБА. [»]


не ну город то счас есть ,радиации там поменьше нынче ,аэродрома того вмф-го нету ,а про базу хранения в Быхове я никогда не слыхал. может в то время её решили организовать на аэродроме расформировываемого ОМРАП ?

   

OTK

втянувшийся

Молодец Лео!
Память - штука ненадежная, лучше записать. Карты вообще супер. История про эвакуацию тоже. И хотя я в Мерии не был, (был в братских тебе Миха Цхакая и Вазиани), историй про это место наслушался от своего первого наставника майора Виталия Георгиевича Дунаева. Он там начинал еще на МиГ-21. Говорят там у вас была знаменитая то ли летная, то ли техническая столовая с двумя сестрами-холостячками во главе. Рассказал бы?
   
A2 Александр Леонов #20.11.2005 09:25  @serbor#20.11.2005 01:46
+
-
edit
 
serbor> Он? [»]

Он ОН родимый! :D

serbor
Где взял?

Прикреплённые файлы:
Aer_Meria.jpg (скачать) [736x597, 90 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 26.02.2006 в 07:59
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Карты Google или сгрузить прогаммку Google Планета Земля — много чего можно найти.
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Можно зайти на этот форум — Форумы Авиабазы — там много разных и интересных вещей есть. :)
   

kluz

координатор

firebar> не ну город то счас есть ,радиации там поменьше нынче ,аэродрома того вмф-го нету ,а про базу хранения в Быхове я никогда не слыхал. может в то время её решили организовать на аэродроме расформировываемого ОМРАП ? [»]

В Быхове в конце 80-х стояла 57-я бад о двух полках. Потом ее передали ВМФ и стала она 57-й мрад. И тут же расформировали, как водится. Полки (170 и 240) ушли в 132-ю дивизию в Сууркюль и Тукумс уже на Су-24х, а в Быхове оставшиеся Тушки назвали БХУ - база хранения и уничтожения. Правда к началу 1992 г. Ту-16 там уже не осталось, толи порезали быстренько, толи перегнали в Остров. Зато там были 70 разных МиГ-23х и штук 30 Су-17х. Откуда ? :unsure:

   
A2 Александр Леонов #20.11.2005 13:06
+
-
edit
 
kluz
Если МИг-23м то это бы были наши Мерийские, потаму что с полка все самоли туда отогнали, перегоняли в начале 91го там еще тушки на хранении были.
   
Это сообщение редактировалось 20.11.2005 в 15:10
+
-
edit
 

serbor

опытный

Александр Леонов, я где-то уже ссылку давал, откуда взял:


Там коротко (очень) , с ошибками, но хоть какая-то систематизация.
   
A2 Александр Леонов #20.11.2005 15:26
+
-
edit
 
serbor
мне Мишка подсказал, и я скачал earth.google.com, щас наделаю фоток в во всех ракурсах аэродрома и полигона и выложу
   
1 2 3 4 5 6 7 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru