Space-Fleet> ...Историческая справка об этапах создания Морского космического флота...
Космическая флотилия «Северной верфи»
И. О. Ивановский, канд. техн. наук, директор музея истории ОАО «СЗ «Северная верфь»
Очередная годовщина полета в космос первого землянина, широко отмечаемая нынче не только в России и бывших советских республиках, но и за рубежом, привлекает внимание к целому комплексу «космических» проблем.
В многочисленных публикациях СМИ, на ТВ, и в Интернете в последнее время появились материалы, относящиеся к рубрике «Как это было». Знакомство с ними дает повод как
для восторгов, так и ностальгической грусти. Восхищение вызывает многое. Хотя бы такой факт, что уже через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны СССР сумел
достичь первенства в космической гонке, запустив в октябре 1957 г. свой спутник. А еще через четыре года космос покорил Юрий Гагарин. Эти события, однозначно и навсегда вошедшие
в историю человечества, вызывают и гордость за страну, и за советский народ, сумевший осуществить прорыв в фундаментальной науке, базовых отраслях промышленности, который
своим трудом создавал и внедрял новейшие технологии.
Вместе с тем юбилей дал повод для анализа современной ситуации, определения истинного положения, места и роли России в клубе «космических» стран в XXI в. К постоянному
сопернику и партнеру нашей страны – США – добавилась третья космическая держава, сумевшая самостоятельно осуществить полет человека в космос – Китай. Высокого уровня
в развитии космических технологий достигла Индия. Растут масштабы международного сотрудничества, но одновременно с ними и конкуренции.
В нашей стране всегда особенным уважением пользовались летчики и моряки. Кстати говоря, Юрий Гагарин свою офицерскую службу после окончания 1-го Военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова в Чкалове начал в авиации– в течение двух лет он служил во второй эскадрилье 769-го истребительного авиационного полка 122-й истребительной дивизии Северного флота. И потому совершенно обоснованно в книге «Дорога в космос» он писал: «Я служил в рядах летчиков Северного флота. Я служил в морской авиации и горжусь этим».
Отношение Ю. Гагарина к флоту, а также другие примеры, конечно, сами по себе показательны. Однако влияние флота на освоение Советским Союзом космического пространства гораздо масштабнее и значимее, чем можно себе представить.
Общеизвестно, что суша составляет лишь часть земной поверхности, причем меньшую. В этой связи возвращение космических аппаратов может завершиться не приземлением, а
приводнением. К тому же после запуска искусственного спутника Земли расчеты баллистиков показали, что из 16 витков, которые делает за сутки космический аппарат, 6 проходят над
океанами. Их называли «глухими точками» – с нашей территории они были «невидимы», а значит, полет проходил вслепую, без возможности управления. Как известно, у СССР не
имелось заморских территорий, островов и баз для того, чтобы оборудовать там пункты управления, связи и измерения параметров космических аппаратов. Решение этих задач было
возложено на военные и научные суда, способные обеспечить связь Земли с космосом почти в любой точке Мирового океана. Именно благодаря использованию космического флота витки стали видимы.
Сама идея создания Морского космического флота была высказана Главным конструктором ракетно-космических систем С.П. Королевым, когда появилась необходимость контроля точности падения головной части первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в акваторию Тихого океана, и успешного запуска 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли.
В начале 1958 г. закрытым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР идея Королева была переведена в практическую плоскость. Общее руководство научными, инженерными работами по созданию первого в мире плавучего измерительного комплекса было возложено на НИИ-4 МО СССР. Так родилась научно-исследовательская работа по теме «Акватория». В ней участвовали специалисты практически всех отраслей промышленности страны.
По результатам этой работы в 1959 г. был создан первый плавучий измерительный комплекс в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». В качестве легенды этому соединению дали название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4».
В 1960 г. с началом реализации планов изучения Луны, Венеры и Марса с помощью дальних космических аппаратов в срочном порядке оборудуют телеметрической аппаратурой
три судна-сухогруза «Долинск», «Краснодар» и «Ворошилов». Каждое из них было оснащено двумя комплектами радиотелеметрических станций «Трал», способных принимать и регистрировать десятки параметров с бортов космических объектов. В то время эти станции изготавливались только в автомобильном варианте, а для морских условий их не успевали доработать по срокам. Поэтому автомобильные кузова с размещенной в них аппаратурой, разумеется ,без шасси, просто опускали в трюмы теплоходов и крепили там по-морскому.
В октябре 1966 г. во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июля 1966 г. №561-178 приказом Министерства судостроительной промышленности №00566 от 31 октября 1966 г. «О разработках и создании кораблей плавучего радиотехнического командно-измерительного и телеметрических пунктов» ЦКБ «Балтсудопроект» была поручена разработка технического проекта, рабочих чертежей и технической документации по переоборудованию четырех лесовозов пр. 596 в плавучие радиотелеметрические пункты по пр. 1918 («Селена»).
Работы по переоборудованию намечалось выполнить на судостроительном заводе им. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе (по два лесовоза на каждом). В январе 1967 г. у причалов судостроительного завода им. А.А. Жданова ошвартовались по два сухогруза:
«Невель» и «Боровичи», которые за шесть месяцев следовало переоборудовать в плавучие контрольно-измерительные комплексы.
Правительственное задание устанавливало необычайно сжатые сроки выполнения работ, вся организация строительства подчинялась обеспечению этой задачи. Рабочая документация выпускалась в упрощенном виде, часто в виде эскизов, все конструкторские неувязки решались прямо на месте. Поставки материалов и оборудования велось по специальным разнарядкам, помеченных красной полосой.
Для нашего завода поручение этой работы стало большой честью. В обстановке мощного подъема коллектива завода проходило соревнование за выполнение планов по сдаче кораблей. Результат был очень интересным. Наша первая «Селена» вышла на ходовые испытания на четыре дня раньше планового срока
Суда пр. 1918 имели водоизмещение порожнем 4058 т, полное 6100 т, мощность судовой электростанции возросла с 700 до 1500 кВт, автономность составила 90 сут., а дальность плавания – 16 000 миль.
В экипаж корабля входило 53 человека, в состав экспедиции – 36 человек. Суда космической службы выполняли в океане две основные функции: космические системы корабля принимали со спутников и межпланетных станций телеметрическую и научную информацию и поддерживали двухстороннюю радиосвязь с космонавтами.
Специалисты из состава экспедиции обрабатывали и анализировали телеметрическую и научную информацию, данные анализа направлялись в Центр управления полетом по радиотелеграфным каналам связи. Оборудование космических и обеспечивающих систем размещалось в 10 лабораториях ,имелись антенные устройства и соответствующая аппаратура. На корабле в дополнительных помещениях оборудовали лаборатории, жилые и служебные помещения для экипажа и экспедиции.
18 июня ТАСС сообщил, что в состав экспедиционного научного флота Академии наук СССР включено девять научно-исследовательских судов, среди которых были суда, переоборудованные на нашем заводе
Суда ходили под флагом Министерства морского флота с легендой торговых судов и судов снабжения рыболовного флота, но сообщение ТАСС от 18 июня 1967 г. легализовало задачи этих судов: «Обеспечение работ по освоению космического пространства и изучение верхних слоев атмосферы».
Таким образом, морской космический флот CCCР «официально» появился на океанских просторах с 18 июня 1967 г. Засекреченная Лунная программа СССР стимулировала рождение этого флота и сделала его деятельность «полулегальной». Наша страна получала возможность иметь плавучие
измерительные пункты под вымпелом АН СССР и флагом ВМФ в любой точке Мирового океана.
В 1976–1978 гг. по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 января 1976 г. за № 50-15 Ленинградским судостроительным заводом им. А. А. Жданова были переоборудованы лесовозы пр. 596 в плавучие измерительные пункты для получения телеметрической информации с управляемых космических аппаратов и для связи с космонавтами по пр. 1929 «Селена 2», разработанному в ЦКБ «Балтсудопроект» (главный конструктор – Б. П. Ардашев).
Головное судно «Космонавт Владислав Волков» было передано заказчику – Главному управлению космических исследований – в 1976 г, а в октябре 1977 г. вышло в первый экспедиционный рейс.
Главная космическая антенна судов состояла из четырех параболических зеркал диаметром 6 м, объединенных в общую конструкцию. Такое устройство антенн позволяло, сравнивая сигналы в облучателях соседних антенн, пеленговать космические объекты с большой точностью.
Антенна была установлена на трехосном опорно-поворотном устройстве. Система стабилизации антенн учитывала углы бортовой и килевой качки, а также рыскание судна по курсу. В подзеркальной кабине были смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Всего на судне имелось до 50 приемных и передающих антенн. Каждое судно было оборудовано универсальными и специализированными электронно-вычислительными машинами.
Аппаратуру космических и обеспечивающих систем разместили в 25 научных лабораториях. По полноте контроля и степени автоматизации, по совершенству судовых космических
и обеспечивающих систем, по насыщенности современными средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных суда этой серии сделали значительный шаг вперед в развитии плавающих измерительных пунктов по сравнению с более ранними судами космической службы.
С 1977 по 1979 г. космический флот пополнился еще четырьмя телеметрическими судами, названными в память уже навсегда покинувших звездный строй: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев».
К 1979 г. Морской космический флот состоял из 11 специализированных судов, которые участвовали в управлении пилотируемых полетов, проведении стыковок и расстыковок
космических кораблей над океаном. Без них не обходилась ни одна посадка пилотируемых кораблей и старты к дальним планетам.
После развала СССР Морской космический флот был расформирован. В 1991 г. флагманское судно космической флотилии «Космонавт Юрий Гагарин» покинула его основная экспедиция. Вскоре судно было поставлено на отстой на рейде порта Южный.
В 1996 г. «Космонавт Юрий Гагарин» был продан на металлолом по цене 170 долл. за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на судораздел, поэтому название судна
интеллигенты-одесситы замазали краской, оставив только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивши 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию.
Там, в порту Аланг в считанные дни его разрезали на большие бесформенные куски.
Остальные суда «звездной» флотилии досрочно списаны и проданы на металлолом за рубеж и даже специально затоплены с целью создания искусственных рифов для дайверов.
На сегодняшний день от всего Морского космического флота осталось только одно судно – «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда у причала Музея Мирового океана. Иногда оно привлекается к работам по МКС – проводит периодические сеансы связи.
Недавно стало известно, что в составе космического флота Китая находятся четыре корабля серии «Юаньван», которые размещаются в различных районах Мирового океана для контроля критически важных операций по ракетно-космическим программам страны. Среди основных задач кораблей космического флота – слежение за районами падения китайских МБР при стрельбе на большую дальность в акваторию Тихого
океана, а также за включением двигателей ступеней ракет-носителей при запуске спутников на геостационарные орбиты, обеспечение управления и связи с пилотируемыми кораблями серии «Шэньчжоу». В общем, Китай идет по пути, некогда проложенному Советским Союзом. А у нас…
А у нас остается память и еще до конца не утраченный опыт.
Морской вестник № 2 (50),2014, июнь.