По итогам обсуждения в теме "Одноразовые vs многоразовые" где-то тут:
Ну что ж... давайте. Разделочный стол для двух концепций. Для затравки спрошу вот что: Возьмём гипотетический многоразовый ВКС. Так вот, в обслуживании сего аппарата на что идут основные деньги? ДУ? Конструкция? Электроника? СЖО?
// Космический
Концепт, во многом обратный предыдущему - оптимизация цены вывода за счет стоимости разработки системы.
Первая ступень многоразовая, старт-подъемная, служит для вывода носителя из атмосферы и подъема его на высоту орбиты. То есть ее назначение - сбор на себя гравитационных и аэродинамических потерь.
В отличии от обычных ракетных ступеней она служит "пеналом", оболочкой для остальной части комплекса. Защищая его от аэродинамических нагрузок, обеспечивая температурный режим носителя, а так же служа внешним несущим каркасом для стартовых перегрузок.
Данная ступень выполняет так же функцию сбрасываемого головного обтекателя на существующих РН, решая проблему многоразового использования данного блока РН.
Взлет и посадка - "по-Масковски", горизонтальную скорость ступень не набирает. Запас ХС ступени - около 2400 м/с. Топливная пара - ЖК+керосин.
Основная система управление ступенью на взлете - автономная система управления носителя, находящаяся на второй ступени. Резервная система управления - внешнее телеуправление с пускового комплекса.
Система управления при посадке - внешнее телеуправление с пускового комплекса.
Вторая ступень - частично многоразовая, разгонная. Состоит из суборбитального челнока - гиперзвукового глайдера, внешних одноразовых топливных баков и внешней подвески третьей ступени с ПН. Челнок несет основной двигатель, системы управления и связи. Оптимальным двигателем для него видится трехкомпонентный двигатель вроде РД-701. За счет малого объема и массы возвращаемой части - самого челнока, отсутствия аэродинамических нагрузок на внешние баки, а так же использование несущей конструкции первой ступени для выдерживания стартовых перегрузок, сухая масса второй ступени должна быть малой.
Стартовая тяговооруженность ступени около 0,5. Запас ХС ступени - 6000-7600 м/с. Топливо - ЖК+ЖВ+керосин.
После завершения разгона и запуска третьей ступени челнок сбрасывает внешние топливные баки и совершает "планирующий" полет по зингеровской траектории к месту пуска.
Третья ступень - одноразовая, доразгонная. Состоит из выводимой полезной нагрузки и блока довыведения. Система управления - упрощенная: ИНС, получающая установки перед пуском от системы управления второй ступени, или система телеуправления, так же управляемая системой управления второй ступени.
Стартовая тяговооруженность - 0,5-0,1. Запас ХС ступени - 200-1800 м/с. Топливо, вероятно, ЖК+керосин.
Возможно размещение нескольких отдельных третьих ступеней с ПН на второй ступени в одном запуске.
При запуске ПН на высокие орбиты вместо третьей ступени используется классический Разгонный Блок существующего типа.
При использовании системы на линии поверхность - орбитальная станция используется третья ступень с системой телеуправления, которая при сближении с целью переходит под управление системы на борту ОС, осуществляющей управление во время сближения и стыковки, расстыковки и отхода, возвращения модуля ПН на Землю.