Военно-морские вузы СССР и России

Состояние, воспоминания, вопросы
 
1 8 9 10 11 12 13 14
+
-
edit
 

vmart2005

аксакал

Вованыч>> Из свежей речи Кужугетыча на ЕДП ВП:
Вованыч>> Парни, кто прокомментирует?
VAS63> Ошибка. Всего три нахимовских училища
Официально училище одно в - Питере. Остальные филиалы.

нахимовское военно-морское училище оф. сайт, НВМУ

ФГКОУ "НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МО РФ", официальный сайт. //  nvmu.info
 
 67.0.3396.9967.0.3396.99
RU VAS63 #22.07.2018 22:05  @Вованыч#22.07.2018 22:02
+
+1
-
edit
 

VAS63

координатор
★★★
VAS63>> Всего три нахимовских училища
Вованыч> Володь, просвети хромого - я до сегодняшнего дня только питерскую "питонию" знал.
Поправка - четыре.
Я думал отдельные училища, а на самом деле филиалы в Мурманске, Севастополе и Владивостоке.
У России только два союзника - ее Армия и ее Флот  59.059.0
RU Вованыч #22.07.2018 22:07  @VAS63#22.07.2018 22:05
+
-
edit
 

Вованыч

опытный
★☆
VAS63> филиалы в Мурманске, Севастополе и Владивостоке.

Про мурманский и владивостокский филиалы вообще не в курсе, а в Севастополе - разве не Президентский кадетский корпус?
 67.0.3396.9967.0.3396.99
RU VAS63 #22.07.2018 22:10  @Вованыч#22.07.2018 22:07
+
+1
-
edit
 

VAS63

координатор
★★★
Вованыч> Про мурманский и владивостокский филиалы вообще не в курсе, а в Севастополе - разве не Президентский кадетский корпус?
Володя, там по ссылкам справки есть: Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентские кадетское училище)
У России только два союзника - ее Армия и ее Флот  59.059.0
RU Вованыч #22.07.2018 22:13  @VAS63#22.07.2018 22:10
+
-
edit
 

Вованыч

опытный
★☆
VAS63> Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентские кадетское училище)

Спасибо. Но тогда получается вообще какой-то вынос мозга: каким боком "кадетка" к "питонии"? Или это следствие "оптимизации"?
 67.0.3396.9967.0.3396.99
RU МГ-34 #27.07.2018 17:27  @Вованыч#22.07.2018 22:07
+
+2
-
edit
 

МГ-34

опытный

VAS63>> ...Филиалы в Мурманске....
Вованыч> ...Про мурманский ... филиалы вообще не в курсе...
О том,что в Мурманске "филиал",скромно умалчивается :)
Ну и,конечно, как же без "НашегоВсё"...
Прикреплённые файлы:
мнвму1.jpg (скачать) [1278x867, 402 кБ]
 
мнвму 3.jpg (скачать) [1478x900, 451 кБ]
 
мнвму 2.jpg (скачать) [1351x829, 467 кБ]
 
 
 1818
27.07.2018 19:41, Вованыч: +1: Спасибо
RU Вованыч #27.07.2018 19:41  @МГ-34#27.07.2018 17:27
+
-
edit
 

Вованыч

опытный
★☆
МГ-34> О том,что в Мурманске "филиал",скромно умалчивается :)

О, как интересно! Спасибо. Это на базе какого-то заведения или "с нуля"?
 67.0.3396.9967.0.3396.99
RU МГ-34 #28.07.2018 06:21  @Вованыч#27.07.2018 19:41
+
+1
-
edit
 

МГ-34

опытный

Вованыч> ... Это на базе какого-то заведения или "с нуля"?
Или :white-wine:
Планируют крытую ледовую арену, бассейн и вообще стройка идет грандиозная.
Неосвоенной земли на Кольском п-ове много, денег выделили немеряно.
Есть у меня нехорошая мысль,что ЛНВМУ со временем закроют, а МНВМУ сделают т.с. основным,
без всякой приставки "филиал".
Прикреплённые файлы:
мнвму4.JPG (скачать) [1599x807, 354 кБ]
 
мнвму5.JPG (скачать) [1485x784, 252 кБ]
 
 
 1818

boxer

опытный

МГ-34> Есть у меня нехорошая мысль,что ЛНВМУ со временем закроют, а МНВМУ сделают т.с. основным,


С чего бы такой прогноз ?
 11.011.0
+
+1
-
edit
 

МГ-34

опытный

boxer> ...С чего бы такой прогноз ?

Это исключительно мои домыслы.
 1818
DE vmart2005 #14.08.2018 17:41
+
-
edit
 

vmart2005

аксакал

Вот такая новость.
В Кронштадте планируют создать единый флотский мегавуз, который объединит все военно-морские учебные заведения Санкт-Петербурга. Проект, впервые представленный еще в 2008 году, получил одобрение президента РФ Владимира Путина, сообщает «Фонтанка.ру».
Предполагается, что новый военно-учебный городок будет создан фактически с нуля. Ядром для него станет военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Кузнецова». Сейчас в образовательной лицензии ВУНЦ значатся 13 адресов, включая нынешнее место расположения центра на Ушаковской набережной, три НИИ на улице Чапаева, специализированные вузы в Петергофе и Ломоносове и другие. Не исключено, что в Кронштадт переедет и Нахимовское училище.
 
 68.0.3440.10668.0.3440.106
+
+2
-
edit
 

LtRum

старожил
★★
Mex> Що, ОПЯТЬ ??? :eek::eek::eek:
Походу да...
три НИИ на улице Чапаев
 

"Три магнитофона, три кинокамеры заграничных. три портстигара отечественных. куртка замшевая... три куртки" :D
 1818
RU Вованыч #14.08.2018 19:34  @Mex#14.08.2018 18:13
+
+1
-
edit
 

Вованыч

опытный
★☆
Mex> Що, ОПЯТЬ ??? :eek::eek::eek:

У меня тоже чувство стойкого дежа-вю возникло...
Прикреплённые файлы:
ВУНЦ ВМФ.jpg (скачать) [2305x1928, 548 кБ]
 
 
 68.0.3440.10668.0.3440.106
RU WWWW #14.08.2018 19:46  @Вованыч#14.08.2018 19:34
+
+1
-
edit
 

WWWW

опытный

Mex>> Що, ОПЯТЬ ??? :eek::eek::eek:
Вованыч> У меня тоже чувство стойкого дежа-вю возникло...

А вот и первоисточник...

Население Кронштадта удвоят за счёт моряков. Идеи Сердюкова живут и побеждают

Президент одобрил предложение создать в Кронштадте суперсовременный военный городок, где будут собраны все военно-морские учебные заведения Петербурга.Копия документа авторства министра обороны Сергея Шойгу с путинским росчерком от 25 июля есть в распоряжении «Фонтанки».На переселение дано добро. //  m.fontanka.ru
 

Странно на первой странице вверху справа есть пометка ДСП следовательно само опубликование документа в ГИС интернет уже нарушение.
И все же хотя формально документ составлен правдоподобно по моему это фальсификат.
Как известно, в Голландии Петр I учился корабельному делу.  1818

LtRum

старожил
★★
Что-то непонятное творится...

Суд арестовал сотрудников Военно-морского политехнического института по подозрению в хищении 5,5 миллиона рублей

224 гарнизонный военный суд постановил заключить под стражу двух сотрудников Военно-морского политехнического института. Они подозреваются в мошенничестве. //  topspb.tv
 
 1818
+
-
edit
 

МГ-34

опытный

Для тех,кто учился в ЧМУПСе в 70-е годы прошлого столетия...

Шаги к морю
В детстве мы пускали бумажные кораблики или просто щепки по большим фиолетовым лужам и быстрым ручьям, а потом гадали, чей корабль обгонит остальные. Честно говоря, мне не очень везло: мои фрегаты застревали или опрокидывались в самый неподходящий момент, а если и добирались до «порта назначения», то весьма потрепанными и не всегда в первой пятерке.

Но был среди нас мальчишка, чьи корабли никогда не расклеивались, не тонули в водоворотах. Они неслись по мутным ручьям белыми чайками и приходили первыми к финишу. Потому что Сашка Дудник — так его звали — знал, куда положить груз и какую спичку выбрать для руля и мачты.

Сашка бредил кораблями и морем. Он рассказывал нам об отце, военном моряке, и собирался, когда вырастет, стать тоже моряком. И стал. Я встретил его недавно в военной форме плавсостава. Он шел с девушкой, и лицо его излучало счастье. А потом мне попалась книжка, в которой рассказывалось о его отце, в ту пору старшем лейтенанте, мужественно сражавшемся с фашистами на Черном море. Я не знаю, где сейчас Сашка, наверное, плавает по морям-океанам, попадает во всякие передряги. Такое уж он выбрал себе дело в жизни. И в моем представлении военные моряки начинаются именно так, как начинал Сашка Дудник.

И вот теперь, побывав в Севастополе, я понял, что был прав: чтобы стать курсантом Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова, надо навсегда влюбиться в море и в корабли. Это чувство может быть порывистым и безрассудным, спокойным и размеренным, но никогда — холодным или расчетливым. Потому что море и служба военного моряка не терпят делячества и равнодушия.

В специальной анкете, которая предлагается каждому поступающему в училище, есть вопросы: «Ваш любимый композитор? Ваше любимое музыкальное произведение?» Зачем они — дело психологов, меня заинтересовало другое. Большинство абитуриентов, отвечая на эти вопросы, называют Бетховена и Александру Пахмутову. Итак, страстность, темперамент одного и романтика, лиризм другой. А ведь вещи, которые нам нравятся, не могут не влиять на наше мироощущение.

Как правило, профессия военного моряка передается по наследству, от поколения к поколению. Но немало и исключений. Я взял наугад пять анкет тех, кто поступал в этом году: Сергей Мат лаков, одессит, 1954 года рождения, комсомолец, окончил курсы аквалангистов, отец — капитан дальнего плавания; Валера Марков из Великого Устю-

га, 1952 года, комсомолец, окончил речное училище, отец — капитан теплохода; Валерий Горбунов, уроженец Светлинского района, Оренбургской области, 1954 года, комсомолец, отец — председатель поселкового Совета Тагай Вагаров, таджик из города Фирдоуси, комсомолец, 1952 года, отец — шофер. И, наконец, пятая анкета: Сергей Иванов из крымского поселка Планер-скос, Феодосийского района, 1954 года, комсомолец, окончил ПТУ и вечернюю школу, отец — работник турбазы «Приморье». Тут особый случай. Девяносто из ста ребят, выросших на берегу, хотят плавать и грезят морем. Это называют «болезнью берега».

Кажется, ничто не может удивить севастопольских мальчишек, которые, едва научившись ходить, собирают камни и ракушки на городском пляже, а к десяти годам знают водоизмещение и крейсерскую скорость большинства кораблей, плавающих на Черном море. Но тогда почему они не сводят глаз с судов, стоящих на рейде? У них «болезнь берега».

Несколько лет назад комсомольцы ЧВВМУ создали клуб для старшеклассников севастопольских школ, где ребята могли бы готовиться к поступлению в училище. Стать членом клуба имели право лишь те, кто хорошо учится, дружит со спортом, не боится трудностей, помогает родителям. Клуб назвали «В морях твои дороги».

Ребят разбили по отделениям и взводам. Командирами отделений стали наиболее подготовленные старшеклассники, взводы возглавили курсанты. Каждый четверг ребята собираются у своих школ и походной колонной направляются к училищу. Там по всем правилам проходит поверка и объявляется распорядок дня.

Охотнее всего юные моряки, конечно, занимаются чисто морскими науками: управляют шлюпкой, изучают знаки морского семафора, учатся вязать узлы и т. д. С волнением слушают они рассказы преподавателей училища и курсантов о флоте, его традициях и героях, о жизни и учебе будущих морских офицеров. И замирают от восторга ребячьи сердца при мысли о том, что и их когда-нибудь ждет приобщение к великому морскому братству. Члены клуба учатся не только вязать узлы, но и распутывать сложнейшие узелки алгебраических уравнений, задач по физике и тригонометрии. «Ибо, — внушают им их молодые наставники, — курсант не имеет права на клеш, если он не в состоянии в течение трех минут дать ответ на математическую задачу средней трудности». Шутки шутками, а большая часть предметов, которые изучают курсанты, связана с вычислением. Такова специфика современного военного флота.

За пять лет существования клуб рекомендовал для поступления в училище десятки отлично подготовленных ребят. И несмотря на большой ежегодный конкурс (в среднем 10 человек на место), 80 процентов юных моряков успешно выдерживают испытания по всем предметам. Члены клуба в прошлом, а ныне курсанты Сергей Балыш, Андрей Назаркин, Николай Фейзонуло, Валерий Михайлов, Виктор Матвеев стали отличниками учебы, комсомольскими активистами, неплохими спортсменами.

Интересуясь работой клуба, я разговорился с одним из командиров взводов юных моряков, третьекурсником Виктором Савельевым. Он обстоятельно рассказал мне о программе и занятиях клуба, а потом речь зашла о самих ребятах.

Они сдают экзамены и становятся курсантами. Но это вовсе не значит, что теперь у них все пойдет гладко. У командования училища, преподавателей, политработников будет еще немало хлопот, прежде чем вчерашний школьник станет не просто морским офицером, военным инженером и мужественным воином, но прежде всего воспитателем и организатором.

Для начала курсанту предстоит научиться ценить время. Это значит полностью подчинить себя распорядку дня, а распорядок себе. Трудно только на первых порах. 45 секунд на подъем, затем физзарядка, заправка коек, личная гигиена, утренний осмотр, завтрак. Расписано все до мелочей, даже движение от спального корпуса до столовой. Когда к этому привыкаешь, гражданская жизнь кажется верхом неорганизованности. Я слышал, как пятикурсник наставлял молодого курсанта: «Смотри, как чистят ботинки, щетка идет свободно, с размахом, она должна гладить ботинок, а не тереться о него. Ты теряешь на это дело пять минут, а я одну, причем с одинаковым эффектом».

Сразу после завтрака курсанты расходятся по кабинетам и аудиториям. Не во всяком техническом вузе изучают такое количество точных наук, как в училище. Современный корабль — это сложнейший организм, средоточие усилий инженеров и математиков, электронщиков и радиотехников, биологов и конструкторов, химиков и артиллеристов... Вот почему курсанты изучают, кроме специальных морских, все эти науки.

Один из основных предметов — кораблевождение. Будущий офицер должен уметь вести корабль, ориентируясь по звездам и по солнцу, по береговым знакам и используя радиолокационную технику.

Мне довелось быть на экзамене по кораблевождению, который принимал у второкурсников заместитель начальника кафедры капитан I ранга Леонгин Николаевич Гордеев. Задачи, которые предлагались курсантам, с точки зрения дилетанта казались не очень сложными. Что особенного в том, чтобы прочертить на карте прямую между Севастополем и Феодосией? Однако, вникнув в суть, мне пришлось изменить мнение. Чтобы пройти кратчайшим путем из Севастополя до Феодосии, необходимо знать рельеф берега по всему маршруту, все береговые огни и опознавательные знаки, которые легко перепутать друг с другом. К тому же задача осложнялась вводом встречного корабля. Как изменить курс, чтобы с ним не столкнуться, и поэтому следовало вычислить скорость ветра и течения, на всякий случай предусмотреть запасной вариант прокладки курса.

Гордеев не торопил с ответом, но и не баловал отсрочками. Штурману не положено долго думать в море, там ведь ситуации случаются самые неожиданные.

Мне понравилось, как отвечал курсант Валерий Драга: легко, точно, без запинок. Когда Драга закончил ответ и положил на стол листок с вычислением, Гордеев заглянул в него и улыбнулся: «Прекрасно сработано!» — потом совсем не по-уставному пожал Валерию руку. На «отлично» сдали еще несколько человек, но самое трудное задание попалось старшине I статьи Виктору Глушенку: следовало проложить курс корабля при двух встречных, с минимумом ориентиров, рассчитать их скорость и сделать поправки на ветер. Он размышлял чуть больше положенного, но дал верный ответ с точностью до минуты. Гордеев поставил ему пятерку и сказал одному из коллег, что любит таких вот упрямцев.
Даже беглое знакомство с учебными кабинетами и лабораториями убеждает в том, что выпускники училища получают глубокие знания в военном деле. В специальных классах они учатся управлять самым современным оружием, точно поражать врага на любых расстояниях, на суше, на воде и под водой. Сначала здесь, а потом на практике они до мельчайшего винтика изучают материальную часть надводных и подводных кораблей.

Мы побывали на занятиях в некоторых кабинетах. Один из них так и называется — «Атака». Здесь каждый день разыгрываются настоящие морские сражения, но вместо боевых наград победители получают обычные отметки. Большой экран на одной из стен кабинета и есть театр военных действий. На экране проецируются маневры кораблей, управляемых курсантами с помощью приборов из соседней комнаты. В их распоряжении находятся и все современные огневые средства: торпеды, мощная артиллерия. О точности стрельбы можно судить по вспышкам электронного луча на экране. Курсанты, управляющие кораблями, действуют как в настоящем морском сражении, они должны четко отдавать команды, по которым меняется курс кораблей, вводятся в действие артиллерия и торпедные установки. Надо сказать, что страсти здесь разгораются довольно бурные и не только среди непосредственных участников сражения, но и среди зрителей — курсантов, не занятых в бою и наблюдающих за его ходом на экране.

Мы видели поединок, в котором атакующим кораблем управлял главный старшина Федор Берсенев. Сразу после получения вводных данных Федор повел корабль на большой скорости к участку, где, по его предположениям, мог курсировать «противник». «Противник» приближался, все время меняя курс, чтобы сбить Берсенева с толку. Но вот цель обнаружена, Федор определяет скорость цели и расстояние до нее. Курсанты, наблюдавшие за боем, притихли. Берсенев скомандовал: «Самый полный, курс прямо на цель!» Расстояние между кораблями все уменьшается, они рискуют столкнуться, «противник» открывает огонь. Но атакующий корабль продолжает идти прямо на него. Надо что-то делать, и у «противника» не выдерживают нервы — он резко поворачивает вправо. Берсенев ждал этого, он сбрасывает скорость и, развернувшись левым бортом, дает торпедный залп. Яркая белая вспышка на экране означает: цель поражена.

Без четверти семь на площади перед учебным корпусом начинается развод, церемония торжественная и в некотором роде традиционная, во всех частях Советской Армии и Флота она проходит более или менее одинаково. Дежурный по училищу проверяет выправку курсантов, состояние оружия, и под барабанную дробь подразделение проходит строевым шагом по «Аллее славы», мимо отлитых из бронзы двенадцати бюстов Героев Советского Союза — выпускников училища. Подвиг каждого из двенадцати — это часть подвига советских военных моряков в годы Великой Отечественной войны.

С первых дней войны училище было переведено на военное положение. Курсанты патрулировали по городу, охраняли стратегические объекты на подступах к Севастополю, учебные катера, переброшенные в Азовское море, принимали участие в эвакуации заводского оборудования из окруженного фашистами Таганрога. В сентябре 1941 года курсантов старших курсов досрочно произвели в офицеры и направили на корабли; младшекурсники стали старшинами — из их числа была сформирована 76-я отдельная морская стрелковая бригада, героически дравшаяся с дивизией СС «Викинг» на Кубани.

Золотыми буквами написаны на бюстах имена тех, кто подвигами своими навечно прославил училище. Матвей Подымахин — командовал торпедным катером при обороне Одессы, в декабре 1941 года высаживал десант на Керченский полуостров, участвовал в Новороссийской десантной операции, громил врага в Керченском проливе, под Севастополем метким огнем потопил два больших гитлеровских судна. Андрей Черцов — его катер первым ворвался в Цемесскую бухту, открыв путь в Новороссийск другим кораблям с десантом, дважды за одну ночь Черцов прорывался сквозь «ворота смерти», был тяжело ранен, но не ушел с командирского поста. Василий Ботылев — с горсткой матросов занял здание клуба в Новороссийске, в самом центре немецкой обороны, выдержал 28 контратак. Асаф Абдрахманов — прославился на флоте как один из опытнейших командиров-катерников, участвовал в высадке десантов в Таганроге, Мариуполе, Бердянске, на Таманском полуострове...

Нынешнему поколению курсантов посчастливилось учиться у тех, кто прошел суровую школу Великой Отечественной войны. По торжественным дням, когда командиры и преподаватели училища надевают боевые награды, будущие офицеры, знающие о войне только из книг, еще глубже осознают, что их воспитатели принадлежат к героическому поколению, чей ратный подвиг навсегда вошел в историю Советского Военно-Морского Флота. Таковы начальник училища контр-адмирал С. С. Соколан, его заместитель капитан I ранга С. С. Сорокин, начальник политотдела В. С. Беспальчук, Герои Советского Союза С. П. Самсонов, А. К. Абдрахманов, который перешел в училище на преподавательскую работу, капитаны I ранга Г. И. Трусенев, И. О. Рогаль-ский, М. С. Коваленко, Н. Д. Солдатов и многие другие.

С той поры, когда по призыву ЦК ВЛКСМ первые курсанты ЧВВМУ пришли в аудитории, минуло несколько десятилетий. Училище, почти полностью разрушенное во время войны, вновь отстроилось; выросли новые корпуса, просторный клуб, спортивные площадки. Многое сделано руками самих курсантов. Дороги отцов стали дорогами сыновей. Не роняет славу Героя Советского Союза Матвея Подымахина его сын, старшина II статьи Валерий Подымахин. По-отцовски упрям и настойчив в достижении цели курсант Игорь Абдрахманов, сын Асафа Абдрахманова. Он, как и Валерий, на IV курсе.

Путевка в ЧВВМУ стала традиционной в семье Зубковых. Николай Зубков окончил училище в 1971 году, годом позже защитил диплом Виктор Зубков, а младший брат, Владимир, — выпускник этого года. Все трое были аттестованы командованием училища как отличные офицеры. Николай это доказал делом: участвуя в одной из морских операций, он в сложной ситуации проявил находчивость и мужество, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Наш приезд в училище совпал с началом морской практики. В поход вокруг Европы уходил учебный корабль «Гангут». Почти тридцать дней он будет домом для второкурсников корабельного факультета.

...На командирском катере мы пересекли Северную бухту и подошли к «Гангуту», который заканчивал последние приготовления к походу: пришвартовавшись правым бортом к пирсу, корабль брал топливо. Курсанты за два дня на «Гангуте» успели обжиться, познакомиться с судном, его экипажем, учебными классами. Во время плавания им предстоит не только выполнять обязанности матросов, но и досконально изучить штурманское дело. Это первый большой переход в их морской биографии. И поэтому со всей ответственностью, еще задолго до выхода в море, готовились к нему командование училища, преподаватели, партийная и комсомольская организации и, конечно, сами курсанты.

В одном из кубриков курсант Валерий Драга открыл заседание ротного комсомольского бюро. На повестке дня стоял один вопрос: «Морская практика». Валерий сразу перешел к делу: «Через три часа выходим в море, от нас, членов бюро, во многом зависит, насколько организованно пройдет практика для личного состава роты. Надо еще раз продумать план работы в следующем месяце...» Потом каждый из пяти членов бюро внес свои предложения. Все решалось быстро, говорили только по существу; подстегивало время, и еще сказывалась привычка, выработанная за два года и выгодно отличающая военного человека от гражданского, — излагать свои мысли кратко и ясно.

За час до отплытия «Гангута» мы простились с кораблем и, вспомнив морское правило, пожелали начальнику перехода, капитану I ранга Сорокину «шести футов под килем». Хотя «Гантуту», судя по его размерам, следовало желать все двадцать.

— Вам здорово повезло, — сказал капитан I ранга Петр Андреевич Голобурда, узнав, что в штабе флота нас определили на «Проворный».

Этот ВПК (большой противолодочный корабль) выходил в море на зачетные ракетные стрельбы. На «Проворном» уже две недели проходили практику курсанты четвертого курса. На наших глазах все звенья и боевые части корабля готовились к выполнению этого ответственнейшего вида стрельб. Приборы, исписывая экраны лучами, следили за обстановкой вокруг корабля. Ракетные установки приведены в состояние боевой готовности. Я видел, как волновался командир «Проворного» капитан Ш ранга Валерий Иванович Мотии. Экипаж долго готовился к этому учению, продуманы все детали, десятки раз прорабатывались все операции, Мо-тин готов поручиться за каждого матроса... И все-таки он нервничал, потому что оплошность одного могла свести «на нет» работу многих. И вот воздушная цель обнаружена. Ее надо уничтожить. С интервалом в несколько секунд с борта «Проворного» срываются две ракеты. А еще через мгновение на горизонте полыхают одна за другой две вспышки. Приборы фиксируют: «Цель поражена первой же ракетой».

А еще через два дня рано утром мы выходим в море на эскадронном миноносце «Находчивом». Теперь уже самим курсантам предстояло сдавать зачеты по артиллерийской стрельбе и на управление огнем. Когда корабль, который тянул за собой металлический щит (цель), приблизился на дистанцию открытия алая, курсанты по очереди принимали руководство огнем корабельных орудий и справились со своей задачей совсем неплохо. В металлической сетке щита и в его корпусе было четыре пробоины, нормальным результатом при том количестве выстрелов, которое сделал «Находчивый», было бы два попадания. Еще долго у меня в голове телеграфно отсчитывались команды: «...Наводка... снаряд практический... орудия зарядить ...товсь... ревун...».

Так началась практика. Впереди недели корабельных будней, до предела заполненных морской службой.

«Смена», декабрь 1973г.
 1818
11.10.2018 20:30, Вованыч: +1: За серию статей по теме "ностальжи". Спасибо
+
-
edit
 

МГ-34

опытный

Выпускникам Ленкома…

НАДЕЖНОСТЬ

Репортаж из Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания
имени Ленинского комсомола.

Море — всегда большой труд и большая радость. Море — стихия отважных и глубокая романтика.
На безбрежных просторах Мирового океана алеет флаг Союза Советских Социалистических Республик, великой морской державы. В океанских глубинах прокладывают курс атомные и дизельные подводные лодки. Совершая дальние многомесячные плавания, советские моряки-подводники проявляют недюжинные мужество, волю и мастерство.
В мирное время новыми именами пополнились ряды Героев Советского Союза. Более десяти из них принадлежат воспитанникам Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Наши юноши считают для себя высокой честью стать курсантами этой школы жизни, военно-морского дела и подлинно мужского труда. Будущие офицеры-подводники под руководством опытных командиров, политработников, профессорско-преподавательского состава воспитывают в себе высокие идейно-политические и морально-боевые качества, приобретают глубокие знания военно-морского дела, присущие наследникам легендарной боевой славы героев-фронтовиков.

(фото 1 - на посту у Знамени училища отличник учебы старшина 2 статьи Владимир Симонян)
Прикреплённые файлы:
фото 1.png (скачать) [883x891, 1,18 МБ]
 
 
 1818
Это сообщение редактировалось 20.10.2018 в 01:23
+
-
edit
 

МГ-34

опытный

ВВМУПП 2
О них наш рассказ.
Сначала немного истории и общих сведений.
Быть может, это единственное или, по крайней мере, одно из немногих наших военных училищ, сохранивших свой первозданный внешний облик, столь органически присущий старому Ленинграду. Говорят, все внешне смотрится таким, как и во времена достославной «Республики Шкид», по преданию размещавшейся в этих массивных, добротных стенах. За исключением современного спортивного комплекса из бетона, алюминия и стекла. Архитекторы не всегда охотно расстаются со стариной.
Зато начинка многочисленных аудиторий, лекционных залов, классов, лабораторий, как тому и положено быть, современна. Кибернетика, радиоэлектроника, автоматика... Подводники шутят: «Здесь, не выходя из помещения, можно совершить любую «кругосветку». В шутке изрядная доля истины: Военно-Морской Флот — на острие научно-технического прогресса, его возможности, в том числе и в организации учебного процесса, поистине безграничны.

Сам за себя говорит тот факт, что сегодня в училище пестуют будущих высококвалифицированных офицеров-подводников более шести десятков докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов Есть среди них и лауреаты Государственной премии. Они несут воспитанникам глубокие знания по высшей математике, физике, механике, электротехнике, радиоэлектронике, необходимые для понимания теоретических основ, устройства, эксплуатации и боевого применения современных подводных лодок. Несут высокую духовную культуру.
За 40 с лишним лет своего существования училище воспитало для всех флотов не одну сотню беспредельно преданных Родине, Коммунистической партии специалистов, занимающих должности от командира группы и боевой части до командира крупного соединения кораблей. Немало среди них и адмиралов.
Обо всем этом мы узнали в беседах с начальником училища, известным подводником вице-адмиралом Г. Л. Неволиным, его заместителем контр-адмиралом В. В. Наумовым, недавним командиром атомного ракетоносца, названного именем 60-летия Великого Октября, инициатора славных дел на флоте, почерпнули в музее — гордости училища, где собраны модели, макеты и рисунки отечественных подлодок всех классов и всех времен, начиная с «потаенного судна» русского крепостного мастерового Ефима Прокофьевича Никонова, впервые в мире построенного в 1720 году, и кончая современной атомной субмариной. Вынесли и из разговора за «круглым столом», который проводится в политотделе училища с комсомольским активом для обмена опытом в организации соревнования в честь 60-летия образования СССР и XIX съезда ВЛКСМ.
— Итак, кто первый? Прошу. По-деловому, о самом важном, — закончил вступительное слово капитан 1 ранга Логвиненко.
Взгляд у Леонида Артемовича улыбчивый и добрый. Но временами делается острым, порой жестковатым. Ничего не поделаешь: годы под водой берут свое. Пройти от матроса до начальника политотдела в узких железных отсеках — кое-что да значит. Хоть ты и душа коллектива, хотя к тебе все идут, как к отцу родному: с горестями своими и радостями, но ты и заместитель командира, начальник, призванный не только ободрять и вдохновлять, но и требовать. Строго. Придирчиво. У подводников, как и у саперов, не должно быть ошибок. Только если сапер по небрежности губит себя, то небрежность подводника грозит всему коллективу. Точность, исполнительность, надежность — эти качества закладываются еще на суше, здесь, в училище, — на лодке они отстаиваются, шлифуются. И комсомол в той закладке вымащивает не один камешек. Леониду Артемовичу это известно лучше, чем кому бы то ни было. Он и вышел из молодежных вожаков.
— Разрешите?..
По традиции разговор начинает тот, кто может рассказать больше, чем другие. Грань эта, правда, весьма условна. На этот раз первое слово предоставляется секретарю комитета ВЛКСМ лейтенанту Александру Плюту. Саша говорит весомо, «плотно», словно вколачивая гвозди: сделано то-то, тем-то, там-то, результат такой-то, рекомендуем всем организациям...

(Фото 2 – занятия с курсантами 5-го курса проводит преподаватель кафедры кораблевождения капитан 3 ранга Александр Петрович Зверев)
Прикреплённые файлы:
фото 2.png (скачать) [1715x892, 2,4 МБ]
 
 
 1818
+
-
edit
 

МГ-34

опытный

ВВМУПП 3

За ним вступают в беседу старшина 2-й статьи Алексей Сысоев, главный корабельный старшина Глеб Михайлик (стипендиат имени Циолковского), старшина 1-й статьи Сергей Долбешко (Ленинский стипендиат)... Все по-порядку. Иногда просят совета у друзей: «Как нам лучше поступить? Что скажете, товарищи?» Иногда — поддержки у командования: «Окажите содействие, товарищ капитан 1 ранга, замолвите словечко перед начальником училища...»
Так расширяется круг единомышленников в важных задумках, и опыт становится общим достоянием. Оттого и «круглый стол», а не просто «оперативка». Хотя, может, и звучит громко. Зато все, обсужденное здесь, за «круглым столом», получает у комсомольцев единодушную поддержку.
— Начали поход по ленинским местам города. Тесно увязываем его с изучением биографии вождя и его трудов. Нагляднее и тверже усваивается программный материал по марксизму-ленинизму...
— Коллективно изучаем книгу Леонида Ильича Брежнева «Воспоминания». Находим в ней ключи к воспитанию характеров. В читательской конференции активно участвовали «трудные» ребята. Впечатление такое, что они переосмысливают свое поведение, отношение к учебе...
— Организуем третий агитпробег на лыжах по маршруту Ленинград — Псков — Нарва — Ленинград. После второго (он проводился в честь XXVI съезда партии) к нам приезжали в гости ребята из Нарвы, чтобы поближе познакомиться. Многие из них теперь наши курсанты. На этот поход возлагаем еще большие надежды. Кроме того, поможем местным активистам оживить комсомольскую работу...
— Встречаемся с выпускниками прежних лет Для старших курсов — это необходимо. Одно дело аудитория, другое — море. Оно быстро выявляет, чего недобрал молодой офицер
в училище. Дружеские советы помогают избегать таких просчетов...
— Разучиваем песни комсомольцев 20-х годов. Создаем свою...
— Изучаем сокровища Эрмитажа и Русского музея. Подводник, — значит, человек высокой культуры, глубоких познаний в искусстве.
Мы слушаем неторопливый деловой разговор и диву даемся: до чего же обширно поле деятельности комсомольцев! Кажется, нет такой области, которая бы не заинтересовала их, не вызвала их участия. Проблемы обучения, воспитания, спорта... И вдруг неожиданное:
— А у нас очередное заседание комсомольско-молодежного клуба «Лада».
Кто-то прыснул за «круглым столом»: такие серьезные у всех мероприятия, и вдруг «Лада»! Даже реплика: «Вы еще позовите на комсомольскую свадьбу!» Однако весельчак стушевывается под колючим взглядом начальника политотдела.
— Если позовут — пойдем и на свадьбу. Спасибо скажем нашей «Ладе» за то, что она занимается проблемами семьи моряка. Как это важно! Разъедетесь по флотам — сами поймете. Семья — первичная ячейка общества. Для моряка это начало начал и, как поется, надежный причал. Пусть каждый наш выпускник-лейтенант уедет на Север или на Восток с любимой и преданной женой. Если мы поможем им создать крепкую семью — большое государственное дело сделаем!
Прикреплённые файлы:
фото 3.png (скачать) [963x890, 1,08 МБ]
 
фото 4.png (скачать) [864x894, 1,19 МБ]
 
фото 5.png (скачать) [907x874, 1,12 МБ]
 
 
 1818
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

МГ-34

опытный

ВВМУПП 4

Разговор становится теплее, доверительнее, хотя и получает на первый взгляд своеобразный оборот. Неожиданный для молодежи, но не для просоленного океанскими волнами и ветрами подводника, знающего истинную цену не только идейной закалке, крепкому моральному здоровью и профессионализму моряка, но и его душевному спокойствию, бытовой устроенности, семейному счастью. По его твердому убеждению, все это диалектически взаимосвязано и взаимообусловлено. Теплый огонек в окошке, встречающий моряка на берегу, дорого стоит! И политработник тактично учит молодые горячие сердца тонко чувствовать эти внутренние связи.
Разговор за «круглым столом» продолжается...
Они совершенно разные, эти двое второкурсников... Стар-шина 2-й статьи Женя Бобров — степенный, рассудительный, авторитетный. Шутка сказать, уже сейчас кандидат в члены КПСС! Это активист от рождения. В семьдесят шестом представлял пионерию Киргизии (родом он из Фрунзе) на V11 Всесоюзном слете юных пионеров в Артеке. Стал комсомольцем - избрали секретарем школьной организации, послали делегатом на съезд комсомола Киргизии. И в училище -секретарь. Признанный вожак в учебной роте. Слово его - закон для ребят: не вздумай кто отказываться от поручений! Все равно добьется своего.
Это может подтвердить, например, Володя Алферов, «свободный художник», которому, видите ли, «некогда оформлять наглядную агитацию... Точнее, некогда было. Женя Бобров и члены бюро быстро помогли ему отыскать время, а заодно и научили более уважительно относиться к комсомольским делам.
Увлечен кружком истории ВЛКСМ Валерий Торхов, которым он теперь руководит. А раньше ему, хоть убей, тоже не хватало времени. Сейчас он даже сам ставит вопросы перед бюро, требует больше уделять внимания любимому увлечению - его и многих других ребят.
Комментируя эти и другие факты, Женя Бобров улыбается:
 — Ох, как трудно нам выползать из детства. Вроде бы уже здесь, а все еще чем-то там, под крылом беззаботной школьной жизни, где все кажется понятным, близким, доступным. А вот сходишь разок в плавание на настоящем боевом корабле и вдруг почувствуешь, какая огромная ответственность легла на твои плечи. Такое оружие, такая мощь доверяются тебе!... И хочется поскорее стать морским волком. Хоть немножко быть похожим на таких асов, как наш вице-адмирал Неволин. Или как Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке Лисин. Вот и воспитываем мы у себя чувство гражданственности, чувство ответственности за выполнение долга моряка. И нет ничего неожиданного в том, что Евгений бобров поедет в Москву делегатом Х!Х съезда ВЛКСМ! Таких ребят быстро замечают в коллективе, оказывают им заслуженное доверие. И они оправдывают его.
Судьба старшины 1-й статьи Саши )1епишова сложилась куда труднее, чем у его однокашника. Путь в училище был сложнее, чем у Боброва, пришедшего сюда по комсомольской путевке, как говорится, через парадную дверь... Но быть может, сам тернистый путь, его романтическая влюбленность в море воспитали в нем уже сейчас настоящего моряка. Без натяжек: знаки «Отличник Военно-Морского Флота» и за участие в дальнем походе Саша принес, как он сам подчеркивает, с лодки.
Вот ведь и нет в родном Борисполе моря, а с пеленок бредил мальчишка туманными далями. То ли Грин в том виноват, то ли Айвазовский, поди разберись... Скорее, оба вместе. Чудились ему, однако, не бригантины с парусами и не стальные дредноуты, а подводные лодки («Нет корабля красивее субмарины!»). Разумеется, после десятилетки подался в Ленинградское подводного плавания. Осечка. Нос не повесил, год работал, потом еще попытка. Опять провал. Сказались, видимо, частые переезды с родителями -разные школы, разные учителя...
На призывном пункте попросился на флот. Военком отрубил: «Ну, где тут у нас море! На флот разнарядок не бываете. Посмотрел в расширившиеся глаза парня, пообещал: «Ладно. Попробуем добиться». И вот Кронштадт. Учебный отряд. После окончания напросился на Северный флот «настоящего моря понюхать». Попал в экипаж «лучшего в мире человека и командира» капитана 2 ранга Меркитантова Ивана Осиповича («Его должны знать все - его по Центральному телевидению показывали!»). Сходил с ним в кругосветку. В Бискайском заливе схватились в надводном положении с 4-балльным штормом. Вернулись моряками!
И снова - в училище Ленинского комсомола... Удачной оказалась лишь четвертая попытка. Потому что руку приложил к его подготовке сам Меркитантов, крестный, а у него не бывает промашек...
В училище Сашу «здорово прижало». Спасательный круг ему кинули отличники, комсомольцы. В частности, Женя Бобров - лучший в мире комсорг. Выплыл. Сейчас уже командиры и преподаватели твердо говорят: «Погодите еще, Лепишов свое возьмет! Вот только начнутся занятие по специ-альности».
Что ж, и возьмет! Потому что, как оценил сам Меркитантов, военный моряк Александр Лепишов лучший в мире старшина команды торпедистов. Он уже сейчас берет своим прежним опытом. Евгений Бобров рассказывал, как Саша пробирал одного легкомысленного сокурсника: «Ты кончай свое шалтай-болтай. Сердце болит за тебя — что делать-то будешь на лодке? Там таких здорово прижимает. Да и толку-то от них...». И к нему прислушиваются — ведь у каждого впереди свой 9-балльный шторм в надводном положении...
Разные ребята, но едины они в главном: в беззаветной любви к морю, преданности избранной профессии подводника. Нелегкой. Рисковой. Нередко опасной. Откуда она, эта любовь, у сугубо сухопутных ребят? Свой вопрос мы обращаем к знаменитому подводнику Герою Советского Союза Лисину Сергею Прокофьевичу, который последние восемь лет перед отставкой был начальником кафедры у ленкомовцев, учил их искусству своих беспромашных торпедных атак из глубины. Подтянутый в своем почтенном возрасте, в высшей степени интеллигентный человек, он сказал после некоторого раздумья:
— В каждом юноше заложено мужское начало. Труд под-водника, пожалуй, наиболее активно утверждает его.
И как созвучна эта мысль со словами контр-адмирала Наумова Владлена Васильевича: «Самое важное качество подводника — надежность, верная рука мужчины».
Надежность... Нам вспомнился эпизод, услышанный в училище имени Ленинского комсомола.
Шел семинар по философии. Руководил им начальник кафедры кандидат философских наук капитан 1 ранга Тихонов Михаил Иванович. Разгорелся диспут о нравственном идеале. Как водится, в ход шли постулаты, широкая аргументация, доводы,
обобщения, столкновения мнений...
Диалектика торжествовала. Острые умы курсантов оттачивались еще тоньше на ее оселке.
И вдруг вопрос:
- Товарищ капитан 1 ранга. Скажите, пожалуйста, отчего это у вас шрам через всю щеку?
Михаил Иванович замялся и даже покраснел, но уйти от ответа не решился.
- Было дело... В пятьдесят третьем. Тогда я был еще старшиной 2-й статьи на Краснознаменном Северном. Вернулись из трудного подводного плавания. Нам с другом - отпуск на родину. Идем однажды, слышим женский крик, бросились на помощь. Видим, восьмеро грабителей измываются над беднягой. У меня - разряд по боксу, и у друга бицепсы бугрятся. Разбросали мы их. Одного я нокаутировал. Как оказалось, не зря. Другу исподтишка нож в спину, мне - в бок, а один подлец полоснул бритвой по лицу. И в рассыпную... Но тот так и остался лежать, пока подоспела милиция. Выдал дружков...
Кто-то из курсантов заметил:
- А мы ищем нравственный идеал...

Не остаться равнодушным, не пройти, отвернувшись, мимо беды, зла, беспорядка. Вовремя протянуть руку помощи человеку - разве это не составные нравственного идеала комсомольца-подводника!
Надежность... Вспомнились многочисленные случаи активного участия курсантов училища в борьбе с наводнениями, пожарами, ледяные их купели при спасении гибнущих людей в Неве. Всего не перескажешь. Просто это естественное качество тех, кто несет или собирается нести Флаг Родины в Мировом океане.

Полковник Н. СТАСЕНКО,
А. ГРИГОРЬЕВ (фото)


«Советский воин» № 3 – 1982г
Прикреплённые файлы:
фото 6.png (скачать) [941x814, 1,05 МБ]
 
 
 1818
Последние действия над темой
1 8 9 10 11 12 13 14

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru