СЛУЧАЙ В КОСОВО
Во время боев за Косово в 1999 году мне пришлось выпутываться из не совсем стандартной ситуации, о которой и хочу вам рассказать. Дело было на одном из бесчисленных каменных отрогов горы Паштрик (1988 м), за которую непрерывно велись интенсивные бои. Из тактических соображений пришлось уступить вершину шиптарам. Надо сказать, гора несколько раз бралась, после чего следовали удары штурмовиков А-10 и другой многочисленной мрази, постоянно висевшей над головой…
Собственный расстрел в «прямом эфире»
Наши позиции (а скорее заслоны, так как непрерывной линии фронта не было) располагались значительно ниже по склонам, что само по себе невыгодно и весьма неудобно – к некоторым СПСам в конце концов можно было добраться только с наступлением темноты.
Зашедшие к нам в тыл шиптары, вооруженные 12,7-мм снайперской винтовкой «Барретт» М82*, подловили меня посреди голого склона во время передвижения на правый фланг.
- Тип оружия определен по характерным чертам, наблюдаемым в бинокль: остроконечная форма дульного тормоза, перфорированная ствольная коробка. И вообще, американская «Барретт» являлась чуть ли не стандартным вооружением УЧК. Интересно, откуда она взялась у албанцев?
Ангел-хранитель заставил без видимых причин остановиться и осмотреть в бинокль скалу 1797, на самой вершине которой я вовремя заметил занявших позицию четырех шиптаров и производимый в мою сторону выстрел – мощные струи газа, выброшенные дульным тормозом на обе стороны от стрелка. Так сказать, собственный расстрел в «прямом эфире». Падая за едва приметный каменный выступ, получил в правое ухо сильный удар сверхзвуковой волны от пули. Прокричав сербам, чтобы, не дай Бог, не высовывались из своих СПСов, решаю подумать и о своем спасении.
Попытка поудобнее лечь тут же вызвала огонь «Барретта». Протиснув в щель между камнями окуляр бинокля, осматриваюсь: шиптары уходить не спешат, на фоне неба отлично просматривается стрелок со своей «дурой» на сошках – ждет.
Оцениваю ситуацию: расстояние около 600 м, видимость отменная, до ближайшего укрытия метров пятьдесят вверх по склону, у них – 12,7-мм «снайпер», у меня – 7,62-мм АК и советский бинокль БПЦ 12х50, экспроприированный у албанцев. Еще есть два трамблона на спине, но на такой дистанции они не помогут, короче – влип.
…Тут мне вспомнился «Солдат удачи»
Лежу, нехорошие мысли в голове, и, как наваждение, перед глазами встает картинка, часто повторяющаяся на страницах журнала «Солдат удачи», – реклама компании «Сплав», где на желтом фоне неплохо экипированный солдат целится из АК-74 с оптическим прицелом.
Вот что мне нужно в данный момент как воздух – оптика на автомате! Не умаляя достоинств своего бинокля (он мне, в конце концов, жизнь спас), все же при переходе из состояния «наблюдение» в состояние «огонь» слепнешь, так как на больших дистанциях в открытый прицел словить цель, затерянную в каменных россыпях, почти невозможно. В автомате два магазина, сдвоенных горловинами вверх, в одном обычные патроны, в другом все трассирующие. Перестегиваю на трассирующие, переводчик переставляю на одиночный огонь и, собравшись с духом, высовываюсь и начинаю стрелять. Корректируя по трассерам огонь, нащупываю шиптарское лежбище. Необходимо отметить, расположились они весьма глупо: на самой вершине, так что на фоне неба черные точки голов просматривались и без оптики.
Хеппи энд
Пятая-шестая нули уже полетели в них, головы как ветром сдуло. Пользуясь моментом, рывком преодолеваю открытое пространство и плюхаюсь на головы двух пацанов-«срочников», дуреющих от жары в своем СПСе. Дальнейшее было делом техники: по «мотороле» вызвали со стороны Джаковицы миномет «Манекина», который, несмотря на безграмотность нашей корректировки (вверх 100 – влево 2 и т.п., а где лево и куда вверх?), шестую и седьмую мины влепил в злополучную гору. Для убедительности устраиваем над вершиной несколько воздушных взрывов, стреляя «Золями» (типа нашей «Мухи») вверх, с подрывом снаряда от самоликвидатора ~600…700 м. Наши аргументы подействовали, и до конца смены (8.07.99) шиптары на этой горе больше не появлялись – хеппи энд.
Фантом оказался фантомом
Кстати, гора эта была та самая, на которую должен был взойти со стороны Джаковицы Фантом со своей группой, чтобы прикрыть наш оголенный правый фланг. Фантом оказался действительно фантомом – его мы не дождались (позднее в «Солдате удачи» с удивлением нахожу рассказ добровольца из этой группы…).
Хотя я в свой БПЦ и наблюдал отлично экипированных солдат в касках, бронежилетах, почти у каждого РПГ за спиной, однако высказанного в той статье мнения о том, что против нас воевали натовцы, не разделяю (разумеется, за исключением ВВС НАТО).
Во-первых, абсолютно отсутствовала авианаводка – «Тандерболты» и F-16 «на ноже» проносились над нами, но удар по передней линии так и не нанесли – некому было обозначить наши координаты. Именно этим я объясняю потрясающую ковровую бомбардировку наших коммуникаций и промежуточных лагерей – двумя В-52, но это уже другая история.
Во-вторых, против нас действовали два 82-мм миномета и одна «безоткатка» неопределенного калибра (позже нами уничтоженная). Работали из рук вон плохо – за две недели почти ежедневных обстрелов могут похвастать одним убитым с нашей стороны (прямое попадание в СПС) и одним легкораненым.
После обстрелов мы с напарником Кеной ходили собирать «грибы» – хвостовики 82-мм мин, все китайского производства. Через наши головы по обе стороны границы вели дуэль две гаубицы – сербская и албанская. Два дня перестрелки так ничего и не дали. В Албании артиллеристы были явно не натовские.
С другой стороны, снайперы были отличные – с вершины Врапчс укладывали пулю к нам в амбразуру, а это около 700 м!
Короче говоря, не судья я вам, ребята Фантома, но с такими именами, как Мастер, Балу, Поп, грех натовцев бояться и не взойти на стратегически важную высоту. Кстати, передаю привет всем «Русам» – участникам боев за Паштрик, мой позывной был Петсто петдесет – Пятьсот пятидесятый.
Но вернемся к началу. Краткий вывод: без оптики в гору не суйся. Чем больше кратность, тем лучше: от 8 и выше. Уменьшение поля зрения, неизбежное при увеличении кратности, – недостаток терпимый, так как в горах дистанции столкновений обычно больше средних. Само собой, это мнение частное и на истину не претендует.
Ceska Republika
D.N.
2001
©