Про применение теплопеленгаторов в войне.
Заслуживает внимания полезная инициатива командования Ленинградской военно-морской базы КБФ, которое для обеспечения защиты блокированного Ленинграда со стороны залива использовало передвижную теплопеленгаторную станцию АТП-39. Она находилась в ведении ОВРа. В марте 1942 г. в нерабочем состоянии станция была передана из учебного отряда и в условиях блокадного Ленинграда была отремонтирована силами личного состава станции.
По заданию штаба ОВРа, спецстанция была установлена в районе Лисьего Носа и вела наблюдение за кораблями противника в секторе Петергоф — Кронштадт и, кроме того, контролировала проход по Северному фарватеру. Материальная часть имела значительные габариты. Гитлеровцы из Петергофа и других мест внимательно просматривали залив. Заметив нас, они бы не пожалели снарядов. Да и пирс был временный, что затрудняло погрузку. Большое мужество было проявлено старшиной 1-й статьи В. Сычевым, который возглавлял переброску материальной части станции. Ему помогал личный состав, старший матрос Ю. Иванов, матросы Е. Сарычев и Н. Еров, старшина 2-й статьи Б. Самченко. К счастью, это были бывалые моряки, служившие ранее на кораблях, и все обошлось благополучно, если не считать незначительных повреждений. Они были быстро устранены личным составом. Свою задачу подразделение теплопеленгаторной станции успешно выполнило.
В середине 1942 г. спецстанция с личным составом была перебазирована на ораниенбаумский участок с подчинением Кронштадтскому укрепленному району (КУРу). Ее задачей было блокирование прохода южного фарватера в секторе Кронштадт — Б. Ижора — Шепелев маяк.
Дополнительной задачей являлась охрана прилегающего побережья. Особенно важно это было в зимний период при замерзании залива и возможности выхода противника на лед. Подразделение спецстанции в тот период было единственной морской воинской частью в этом прибрежном районе. Нашими соседями были подразделения армейских частей Приморской оперативной группы (ПОГ). Они охраны берега не несли. Территорией спецстанции была прибрежная полоса Владимирской батареи, с которой были сняты орудия. Бетонные патерны батареи были заминированы. Сверху еще находились зарядные части торпед. В случае необходимости, чтобы не оставить противнику артиллерийские позиции, патерны могли быть взорваны. Спецстанция имела прямую телефонную связь с Кронштадтом (подводным кабелем), необходимые данные докладывали оперативному дежурному штаба КУРа.
Наиболее эффективная боевая работа спецстанции АТП-39 была после перебазирования ее в конце 1943 г. на о. Лавенсаари (о. Мощный) в распоряжение Островной военно-морской базы КБФ (ОВМБ). Она была перебазирована сюда после случая потопления фашистскими торпедными катерами на северном рейде острова канлодки «Красное Знамя» в июле 1943 г. Позднее она была поднята.
Станция была удачно установлена в северной части острова у маяка Лавенсаари (Норе-Капелаг) и имела хороший сектор обзора. Эту позицию я выбирал совместно с начальником штаба базы капитаном 2-го ранга Н. И. Теуминым.
Очень важную роль в обеспечении действий флота на Балтике оказывала ОВМБ КБФ, объединявшая все находившиеся там силы, включая 3-й гвардейский Краснознаменный авиационный полк. После эвакуации гарнизона с Ханко она стала передовой базой флота. Здесь проходил передний край морской обороны Ленинграда. Остров Лавенсаари балтийцы по праву называли форпостом Балтики. Командиром базы был контр-адмирал Г. В. Жуков. Отсюда обеспечивался выход в Балтийское море и сюда возвращались наши подводные лодки. Здесь базировались корабли и катера. Сюда приходили суда с грузами из Кронштадта и убывали обратно.
Для гитлеровского командования существование островной базы КБФ было крайне нежелательным. С начала навигации 1943 г. фашисты усилили против нее свои действия. Участились налеты авиации и обстрелы артиллерийским огнем с южного берега Финского залива, активизировались и боевые действия на море.
О значении ОВМБ адмирал Ю. А. Пантелеев писал: «Опыт отправления и встречи подводных лодок, который мы приобрели в Моонзунде, переносился теперь в Финский залив, на остров Лавенсари, сыгравший в дальнейшем очень важную роль в обеспечении действий флота» .
За период боевой службы на о. Лавенсари с июля 1943 г. по 20 сентября 1944 г. спецстанция АТП-39 проработала свыше двух тысяч часов в ночное время, дав 1879 обнаружений объектов — надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении .. Основная задача станции заключалась в обеспечении охраны подступов к ОВМБ, в своевременном обнаружении кораблей противника в темное время суток (или при плохой видимости), чтобы избежать возможной высадки десанта.
В 1944 г. представителями НИМИСТа (Карловым, Румянцевым) были установлены две переносные теплопеленгаторные станции. Они имели незначительную дальность действия. По своей конструкции они были весьма несовершенны и часто выходили из строя.
[...]
С момента освобождения г. Таллинна (22 сентября 1944 г.) спецстанция АТП-39 вместе с личным составом из ОВМБ КБФ была перебазирована в Таллиннский морской оборонительный район. До окончания войны подразделение выполняло задачу по обеспечению охраны подступов с моря к таллиннской военно-морской базе. Станция была установлена на п-ове Сурупи и вела боевую работу в режиме обнаружения возможного прохода кораблей противника в секторе п-ов Сурупи — о. Нарген.
Несмотря на тяжелые условия и трудности военного времени, связанные с блокадой Ленинграда, личный состав спецстанции АТП-39 обеспечивал выполнение заданий командования, что позволяло в ночное время или при плохой видимости обнаруживать корабли противника и принимать своевременные меры.
Образцы мужества и героизма показал личный состав спецстанции в боевых условиях и при неоднократном перебазировании материальной части. Моральный дух личного состава станции был на высоком уровне. Моряки были готовы до последнего патрона защищать свою спецстанцию.
Применение теплопеленгаторных станций в Великой Отечественной войне на балтийском театре полностью себя оправдало.
Весьма полезной, как это показал опыт войны, оказалась и научная тематика НИМИСТа ВМФ . Значительная часть научных тем была связана с разработкой для ВМФ средств связи, радиоэлектроники, телемеханики и автоматики, гидроакустики, наблюдения и разведки, в том числе и использования инфракрасного излучения. Помимо теплопеленгаторных станций, были разработаны блок-станции, специальные бинокли ночного действия, оптические телефоны и прочая специальная техника для ВМФ. Они также нашли применение. Блок-станции на инфракрасных лучах работали в период войны и блокады Ленинграда на входе в Морской канал (Ленинград) и для блокировки южного фарватера на траверзе Б. Ижора — Толбухин маяк. Бинокли ночного действия применялись на кораблях ОВРа в 1944 г. при прорыве минных позиций в Нарвском заливе.
Источник: БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.Инженер-майор в отставке М. М. Попов
После того, как в 1941 г. Германия напала на СССР, ТПС были развернуты на побережье морей СССР и встали на боевое дежурство. Прежде всего эту аппаратуру передали наиболее важным береговым батареям. Известно, например, что ТПС имелись на форту «Красная Горка» Кронштадской крепости, основным вооружением которого были четыре 12-дюймовые пушки в двухорудийных башенных установках и четыре таких же пушки на открытых барбетных станках.
За время войны эту аппаратуру в широких масштабах развернули на побережье Тихого, а также Северного Ледовитого океанов.
[...]
На полуострове Средний с 1940 г. была размещена 221-я береговая артиллерийская батарея, вооруженная тремя старыми 130-мм/55-калибровыми пушками. Орудиям этой батареи пришлось провести наибольшее в военно-морском флоте СССР число боевых стрельб по морским целям, поскольку в сфере действия ее орудий оказались подходы к финскому порту Петсамо, через который немцы вывозили важнейший стратегический груз — никелевую руду. Кроме того, этот порт являлся основной базой снабжения корпуса «Норвегия». Советское командование не сразу осознало значимость для немцев этой коммуникации, но уже летом 1942 г. на полуострове разместили новую 140-ю береговую артиллерийскую батарею, вооруженную тремя новыми 130-мм пушками Б-13-2с. В это время 221-й батареей командовал старший лейтенант Соболевский, командиром 140-й батареи был старший лейтенант Поночевный, а обе батареи организационно входили в состав 113-го отдельного артиллерийского дивизиона майора Космачева.
В период полярной ночи эффективность стрельбы обеих батарей резко уменьшалась, и немцы получали возможность проводить в Петсамо свои транспортные суда почти безнаказанно. Чтобы изменить эту ситуацию 1 октября 1942 г. на западном побережье полуострова Средний смонтировали ТПС. По приказу штаба Северного флота эту станцию подчинили СНиС, однако генерал Кабанов, возлагавший на ее использование большие надежды, приказал провести от нее телефонный кабель непосредственно на командный пункт 113-го дивизиона.
Впервые ТПС зарегистрировала боевую цель 6 октября 1942 г. По указанному станцией пеленгу с помощью прожектора обнаружили большой транспорт, идущий в Петсамо. Батареи добились четырех попаданий в транспорт и повредили его. 26 октября ТПС обнаружила немецкую быстроходную десантную баржу. Ее осветили прожекторами и обстреляли, но немцы включили свои прожектора, закрывшие баржу световой завесой, и баржа сумела скрыться. Тем не менее, ТПС смогла ее засечь на курсе отхода уже на выходе из залива. 30 ноября вечером в туман ТПС помогла найти большой транспорт, выходящий из порта, который был потоплен.
После этого крупного боевого успеха ответственность за организацию работы ТПС и координацию ее действий с береговыми батареями возложили на командира 113-го дивизиона майора Космачева и начальника артиллерии Северного оборонительного района полковника Алексеева.
Однако, данные разведки показали, что многим транспортам удавалось пройти в Петсамо незамеченными ТПС во время снежных бурь, поскольку падающий снег рассеивал тепло. Между тем, в конце декабря 1942 г. с ее помощью обнаружили немецкий эскадренный миноносец и два сторожевика. Огнем артиллерии один из сторожевиков был потоплен, а эскадренный миноносец получил повреждения. 5 февраля 1943 г. ТПС обнаружила два больших транспорта, идущих в Петсамо. Артиллерийский огонь 221-й и 140-й батарей вынудил транспорты отказаться от попытки прорваться в порт и вернуться назад.
Немцы, обеспокоенные возрастающим противодействием их транспортным операциям, предприняли специальные меры по маскировке своих судов. Не зная, каким именно образом противник обнаруживает их суда, немцы полагали, что главную опасность для них представляют прожектора. Для прорыва блокады они выбрали быстроходное транспортное судно с низким силуэтом и выкрасили его в черный цвет. Действительно, когда 17 февраля 1943 г. его движение зарегистрировала ТПС, и по указанному ей пеленгу стали светить прожектора, то цель визуально обнаружить не удавалось, поскольку черный транспорт шел на фоне черного скалистого берега. Однако, когда транспорт уже на самом входе в порт был вынужден отойти от берега, он все-таки был замечен и сразу же потоплен огнем находившихся в полной готовности батарей. Применение ТПС продолжалось, по-видимому, и зимой 1943-1944 гг.
Таким образом ТПС обнаруживала как транспортные суда, так и сопровождающие их военные корабли. Однако, эскортные суда (эсминцы, сторожевики, быстроходные десантные баржи) обнаруживались намного лучше транспортных и существенно демаскировали конвои для ТПС.
Получение в конце 1944 — начале 1945гг. от союзников большого количества радиолокационных станций орудийной наводки, обладавших несопоставимо большей эффективностью, сделало применение ТПС практически бессмысленным. Тем не менее, даже в августе-сентябре 1945 г. в составе СНиС Тихоокеанского флота находилось не менее шести ТПС. Интересно, что под Владивостоком даже построили несколько бетонных казематов для ТПС. Так, в южной части о. Большой Пелис (о-ва Римского-Корсакова) был найден цилиндрический бетонный каземат, высотой около четырех метров и диаметром около шести метров, в котором имелся проем, обеспечивающий сектор наблюдения почти в 180°. По стенам каземата, как у потолка, так и у пола, имеются рельсовые погоны, позволявшие плавно вращать ТПС, а также двигать заслонку, закрывающую проем на время бездействия станции. Каземат был построен, по-видимому, летом 1943 г. Впоследствии, после демонтажа ТПС, каземат был переоборудован в обычный наблюдательный пост. С этой целью посреди него и параллельно проему возвели стену с дверью и двумя окнами. Такой же каземат построили и в северной части острова Фуругельма. Таким образом, эти две ТПС могли контролировать пространство, прилегающее к важнейшим береговым батареям Хасанского сектора Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток».
Источник: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛООБНАРУЖИТЕЛЕЙ В БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В 1934-1945 гг.Владимир КАЛИНИН