[image]

ПЕРВЫЙ спасенный "свисток"

 

626

новичок

ПЕРВЫМ спасенным "свистком" в Баграме летчиками "свежей" смены 83-84 у 262овэ стал нач.разведки 927иап Игорь Долгих (запись на одном уважаемом и объективном сайте):

"29 октября 1983 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис 927-го иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм, начальник разведки АП м-р Игорь Долгих. В составе группы из 8 МиГ-21бис наносил БШУ по цели юго-западнее н.п.Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на а/б Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 16 км от аэродрома. На поиск сразу была направлена пара вертолетов Ми-8МТ 262-й эскадрильи, выполнявшая санзадание. Экипаж замполита аэ Семина - ком звена Бушева (фио БТ забылись через 35 лет) подобрал летчика под огнем противника."


Из "честного дневника" (обнародованного в 2009г. на одном авиасайте) участника того вылета - зам.командира 927иап и командира группы 4-х МиГ-21БИС (где крайним 4-м летел И.Долгих), организующего боевые вылеты полка, тактические "замыслы" ударных групп и составлявшего боевые донесения, а также ведущего журнал боевых действий полка по своим функц.обязанностям.
(К слову, мой однокурсник С.Путятин (как и я, выпускник ХВВАУЛ-79 ровно 4 года назад - 29 октября 1979г.) тогда еще был ст.лейтенантом и "белые" страницы "дневника" никак не могли знать и УЖЕ повысить нас в звании, что капитанами мы с Путятиным станем только через 3 месяца в январе 1984г. Заметьте на будущее - "честный дневник" определяет всего ДВА направления атаки север-юг в Бамианском ущелье!):

"...29 октября 1983 г. События этого дня навсегда останутся в памяти. Три желтые страницы с записью радиообмена с магнитофонов на КДП и Ан-26РТ. Начало записи в 12 часов 03 минуты, конец в 12 часов 36 минут, всего 33 минуты, определившие выбор между жизнью и смертью.
День начался бестолково. Назначенные на утро удары по группе опорных пунктов «духов» в ущелье юго-западнее Бамиана не состоялись. Сначала вертушки ПСО опоздали с вылетом, потом оказалось, что цель закрыта облаками. К полудню погода улучшается, и мы получаем приказ на вылет. По замыслу моя пара (в тот день вместо В.Скворцова, который дежурил в ДЗ, я летал с капитаном С.Путятиным – позывной 545) подавляет средства ПВО, вторая пара (штурман полка Виталий Евтухов - 907 и начальник разведки Игорь Долгих - 908), а так же летчики последующего звена - нашего командира полка Петра Петровича Тарасевича (901), наносят удар по целям бомбами. У нас с Путятиным по четыре разовых бомбовых кассеты РБК-250АО2,5, у остальных - по две пятисотки ФАБ-500ШН. Нормальных бомб на складе сегодня нет, тыл за нами не успевает, приходится возить духам то, что осталось. Взлетаем, разворот с набором высоты на запад. Справа внизу остается Бамиан со знаменитыми статуями Будды в скале и пещерным храмом. Пара вертушек ПСО уже ждет в десяти километрах севернее цели.
Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените - огонь с земли не виден.
12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26рт) , 905 отработал?
- 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь Долгих вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908, на боевом 180.
12.04. Слежу за ним, сброс, парашюты бомб, взрывы, вывод! Через несколько секунд:
- 908, загорелась лампа «Пожар»!
-(905) Проверь параметры двигателя. Дыма за тобой не вижу.
- 908, нормально.
- 907, пожар не подтверждаю.
- 103, кто доложил пожар?
- (905) У 908 сработала сигнализация.
12.05 – 908, лампа погасла.
- 908, упало давление в основной гидросистеме.
Совокупность отказов настораживает. Сигнализация о пожаре иногда срабатывает из-за отказа датчиков, но сейчас еще и отказ гидросистемы.
- (905) Проверь давление в бустерной.
- 908, в норме.
- (905) Давление в основной?
- Ноль.
Догоняем в развороте самолет Игоря. Развернувшись на восток, медленно набираем высоту.
12.07 – (905) 103, передайте на «Элипс» (сменный позывной Баграма), пусть обеспечат 908 внеочередную посадку.
- «Элипс», 103 обеспечьте 908 внеочередную посадку.
- «Элипс» понял.
Под нами сплошные горы, вертушки ПСО остались над целью. События продолжают закручиваться в невеселую спираль.
12.09 - 908, в бустерной тоже упало!..
...Под нами плоское предгорье, далее зеленка.
12.17 - 239 (позывной ведущего Ми-8), взлет.
- Взлетайте.
Это руководитель полетов Анатолий Иванович Кулешов отловил пару Ми-8, севшую на площадке Баграмского госпиталя, направляет ее нам навстречу.
12.18 – 908, будем снижаться?
- (905) Снижаемся.
Вдруг за хвостом самолета Игоря возникает и разрастается почти без дыма, в полной тишине длинный, метров на 20, колеблющийся огненный хвост – картина, в реальность которой трудно поверить.
12.19. – (905) Игорь горишь, прыгай!
- (907) 908 , катапультируйся, горишь!
Доли секунд растягиваются в вечность, почему не прыгает?
Кричим еще раз в эфир одновременно с Виталием:
- 908, катапультируйся!
У нас время остановилось. Почему ждет? Ведь обычный исход пожара – взрыв баков. Наконец, отлетает фонарь, вспышка, и кресло с летчиком выбрасывается наружу. Горящий самолет, медленно опуская нос, заваливается влево и крутой спиралью уходит вниз. Все внимание креслу. Вот точка разделяется на две части, и раскрывается купол парашюта. Высота 2500 (4000), встаем в круг.
- (905) Парашют раскрылся,
12.19 - (РП) 239 связь с 905.
- 413 (ведомый Ми-8) на месте.
- 905, я 239.
- (905) 239 подходи по посадочному курсу удаление 30-32.
- (РП) 905, остаток?
- 700, наблюдаю 908, высота 2000.
- 905, 239 отхожу с курсом 220.
- (905) С этим курсом.
12.21- (239) 905, какой населенный пункт?
Достать карту и искать название невозможно:
- (905) По посадочному, километров 10 юго-западнее Карабага, большое ровное место.
- (РСП) 905 ваше удаление 32, азимут 210.
- 905, на посадочном, южнее Карабага.
- (РП) В азимуте 200- 220.
Крутим пологую спираль со снижением. Внутри разворота маленькая фигурка на парашюте. Помочь Игорю уже не в силах!
- (905) Высота парашюта 1200.
- (905) 239, подходи правее большой дороги, характерный вход в ущелье справа от дороги, большое желтое место.
12.22. - (РП) 545, остаток?
- 450.
- (РП) 907 и 545, на точку, на восьмой – РП понимает, что они уже лишние.
12.25 – (905) Парашютист приземлился! 239, смотри, открытое место, желтое пятно, южнее парашют.
- (РСП) 905, уменьшите радиус виража.
- 905, сейчас прохожу над ним, перпендикулярно большой дороги грунтовая, южнее ее метров 300.
-239, подхожу на 2000.
Снижаюсь, от места приземления до ближайшей крепости метров 200, рядом несколько колодцев. К парашюту бегут несколько человек. Вертолетчики уже надо мной.
- (239) 905, это ты в вираже внизу?
- (905) Прохожу над местом, парашют южнее белого пятна.
- (РП) 905, остаток?
- (905) Пока побуду!
12.29 – (905) 239, смотри, обозначаю место из пушки.
Отхожу в сторону, разворот. Кнопка перезарядки - пушка отзывается глухим стуком под фюзеляжем. Пологое пикирование. Пора! Длинная очередь, торопливое рокотание пушки, выбрасывающей по 50 снарядов в секунду. Первые разрывы ложатся правее парашюта возле фигурок людей, конец очереди крошит стены дувала.
- (905) 239, смотри северо-западнее разрывов, парашют. Пыль видишь, он вначале трассы.
- (239) Не вижу.
- (905) Смотри пыль, северо-западнее белый паращют.
- 413, наблюдаю.
- 239, где?
12.30 - (413) Он подо мной, маленький белый парашют, южнее его лежит.
- (413) 239, переводи на снижение.
- 239, куда снижаться?
- 413, виноград, справа в районе первых выстрелов, по дороге влево и туда.
12.32 - (413) 239, пройдите по дороге.
- (413) 239, вправо 30.
- (413) 239, наблюдаете слева?
- (239) 413, слева впереди?
- 239, наблюдаю парашют.
- 239, сажусь.
Все, мне пора уходить, топлива почти нет – расходомер перевалил половину последнего 200- литрового деления, но аэродром рядом, должно хватить.
- 905, захожу на посадку.
- 905 (РП), на посадку.
12.34 - 239, парашютист живой, все нормально.
12.36 – 239, взлетел, летчик на борту, невредим.
- 413, на месте...
Пока заруливал на стоянку, вертолеты уже подошли к аэродрому. Встречаем их на стоянке. Открывается дверь, ставят трап, показывается Игорь, бледный (11 минут на земле не прошли даром), поцарапанный, в одном ботинке, главное живой! Потери - сбитый самолет, ботинок, НАЗ, ЗШ и три пробоины в вертолете не сравнимы с этим фактом!
Стакан спирта от стресса, небольшой разбор, кто, что видел, доклад наверх. В связи со счастливым концом обычный этап «наказания невиновных» очевидно не состоится.
   58.0.3029.8358.0.3029.83
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

626

новичок

ПРОШУ АДМИНИСТРАЦИЮ УДАЛИТЬ ЭТУ лишнюю ТЕМУ "первый спасенный..." - просто поторопился и дополнить сообщение в предыдущую тему и нажал не то, что хотел.
   58.0.3029.8358.0.3029.83

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru