[image]

Испытатели катапульт

 
+
-
edit
 

Bachet

опытный

ИБА авиация
Интересно, это те же люди, что и испытывают новые самолеты, или испытатели катапульт это совсем особенные люди. Я слышал, что испытатели катапульт это гораздо более ценная и опасная профессия, чем просто летчик, испытатель самолетов.
Может кто, что знает, кто-нибудь так вынужденно катапультировался - расскажите, что есть.
Интересно, вот пишут - «Проверено на себе» - Глава вторая. Корчагин наших дней. (2) - там пороховые двигатели у этих катапульт, а как же испытатель, ведь он вместе с сиденьем-креслом вылетает из самолета под разными всякими углами и слышал, что на скорости близкой к 1500 км/ч? А как же потом испытатель, вместе с креслом-сиденьем, так и падает на землю, или..?
   

Vale

Сальсолёт

Так и падает. Потому что по другому достоверных данных не получить. Любое вмешательство в его полет - нарушит работу.

Поэтому, конечно, тяжело им приходится. Хорошо, если одно-два успешных испытания в год. А ведь есть еще и неудачные.

У Склифа вообще было специальное секретное отделение на "Звезде". Северин настоял. У них, кстати, у первых появился медицинский вертолет, переделанный из предсерийного Ми-1 ( б/н 03).


;)
   
Это сообщение редактировалось 25.06.2009 в 02:20
RU Александр Леонов #24.06.2009 17:44  @Bachet#24.06.2009 17:22
+
-
edit
 
Bachet> А как же потом испытатель, вместе с креслом-сиденьем, так и падает на землю, или..?
нет кресло отдельно испытатель отдельно))) обычно )))
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Сейчас попробую Леонида Механикова сюда позвать. Дядь Лёня как раз этим вопросом занимался :)

Готовьте вопросы...
   
UA Leonid Mehanikov #24.06.2009 18:07  @Balancer#24.06.2009 17:49
+
-
edit
 

Leonid Mehanikov

новичок
Balancer> Сейчас попробую Леонида Механикова сюда позвать. Дядь Лёня как раз этим вопросом занимался :)
Balancer> Готовьте вопросы...

отвечаю:
а я этим не занимался. Просто возили показать, что после катапультирования пилот остается живым. Ну а мне наруку - попрыгал в свое удовольствие и спирт попил. В испытателях же не бывал.
Просто возили за мешка, задняя кабина на спарке без фонаря - бьет по башке потоком так, что лезешь под приборную доску, так что не дождешься когда тебя выкинет нечистая сила из той спарки. А потом покувыркался чуток - и кайф: тишина, лепота...
Ну а на земле все считают тебя героем - еще бы - катапультировался и живой!
И только ты один знаешь что все это - ерунда, любого засади без фонаря - любой высигнет с радостью ;)

ЗЫ: это все было еще в древней Греции, когда летатели на реактивных боялись катапульты - как-никак под задницу 22-кратная, потому и бились.

Вот и вся история.
   
RU Хок196 #24.06.2009 23:49
+
-
edit
 

Хок196

втянувшийся

Печальная статистика......

ЕВВАУЛ74

В училище 1 катастрофа (Ути Миг-15) и 1 авария (Су-7у)
Выпустилось 176 человек по летному отделению.

Погибло в авиакатастрофах - 8 человек
в т.ч.
Ути Миг-15 - 1 чел.
Су-7б - 1 чел.
Су-7у - 1 чел.
Су-17м - 1 чел.
Су-17ум3 - 2 чел.
Су-22ум - 1 чел.
Миг-21у - 1 чел.

Удачно катапультировались 7 чел.(удалось выяснить),
в т.ч.
Су-17 - 1 чел.
Су-7у - 1 чел.
Су-7бм - 1 чел.
Су-25 - 1 чел.
Су-17м3 - 1 чел.
Миг-27 - 1 чел.
Миг-21см - 1 чел.
Су-17ум3 - 1 чел.

Причины: отказ техники, ошибки в т\п, организации полетов, боевые повреждения,попадание птицы.

Утонул при неудачной выброске парашютистов в море - 1 чел.

Потеря сознания из-за разгерметизации Ан-12 и полет в течение длительного времени на автопилоте - 1 чел.

Выжил в авиакатастрофе Ан-12 в 86 году - 1 чел., когда при подлете к Ейску самолет упал в лиман, погибло 24 человека.

С 89 года летные происшествия прекратились, зато началось.....происшествия на транспорте, ДТП, сердечная недостаточность, травмы, несчастные случаи в быту.....

Крайний курсантик прекратил боевую летную деятельность в 2005 году на Су-25.

Всего ушли по разным причинам за 35 лет - 29 человек.

Берегите друг друга, все так скоротечно...... (((((
   

Okab

опытный

Balancer> Сейчас попробую Леонида Механикова сюда позвать. Дядь Лёня как раз этим вопросом занимался :)
Balancer> Готовьте вопросы...
Вопрос Леониду - а запаска, кроме штатного кресельного парашюта, была ?
У нас в училище майор Драндер на показных катапультированиях с Ути МИГ-15 запаску всё равно пристёгивал.
А вообще катапульта вещь хорошая. Когда пересел на вертолёты - первое время как-то неуютно было без неё.
Так что не будем забывать тех, кто это и всё прочее испытывал.
Здесь белых пятен много.
В 78-м попал в ЦНИАГ, так там со мной лежали солдатики - оказалось из какой то лаборатории при институте авиационной и космической медицыны (так он по моему назывался тогда). Так они рассказывали, что на них испытывали всякую хрень от предельных перегрузок до космического питания. Отбирали туда здоровых ребят, подписывали они какой то контракт. Вот такая служба у них была. Особенно мало желающих было идти в "ударники", так называли они тех, на ком ударные перегрузки испытывали ( на креслах отстреливали, либо в капсулах сбрасывали с определённой высоты, ну и т.п.) Может чего они и привирали, но было вот такое подразделение.
   7.07.0

Redav

опытный

Okab> В 78-м попал в ЦНИАГ, так там со мной лежали солдатики - оказалось из какой то лаборатории при институте авиационной и космической медицыны (так он по моему назывался тогда). Так они рассказывали, ...

Солдатик при теплом месте и без вранья - так не бывает. :) Это из разряда: "За два года задолбался этих курсантов учить летать". :D

Всем Испытателям, как первопроходцам нижайший поклон и уважение. Дорогого их труд стОит и многое за ним стоИт.
   
UA Leonid Mehanikov #01.07.2009 10:13  @Okab#25.06.2009 23:25
+
-
edit
 

Leonid Mehanikov

новичок
Okab> Вопрос Леониду - а запаска, кроме штатного кресельного парашюта, была ?
нет

Okab> У нас в училище майор Драндер на показных катапультированиях с Ути МИГ-15 запаску всё равно пристёгивал.
может позжее и пришли к этому, но в те времена показуха была на штатных средствах (ленточный парашют "Ракета" в чашке сиденья и НАЗ под задницей).
А в штатном летать истребителю с запаской было невозможно: кабина МиГ-15/17 была такая, что специально пилотов подбирали не выше 1.70, иначе он не повернется там.
Ну а если еще и пристегнуть запаску - это уже точно будут дрова.

Okab> А вообще катапульта вещь хорошая. Когда пересел на вертолёты - первое время как-то неуютно было без неё.
это уже потом поняли, тем более когда привезли НКТЛ (наземный катапультируемый тренажер летчика - там перегрузка была около 6-8 в зависимости от веса пилота) и отстреляли всех летателей, и они узрели что катапульта - это не страшно, а даже интересно (вроде аттракциона). А до этого боялись прыгать, потому и бились.

Okab> Так что не будем забывать тех, кто это и всё прочее испытывал.
Okab> Здесь белых пятен много.
страхов тогда рассказывали много: и мол руки-ноги ломаются, и вообще все отпадает, и калекой останешься с поврежденным крестцом, а главное - что убьешься о киль потому что заряда пиропатрона нехватит чтобы кинуть на скорости выше киля (у МиГа он высокий), и парашют не отделится от кресла, а коли все пройдет, так на приземлении поломаешься (ленточная "Ракета" имела скорость снижения выше, чем ПД) и вообще страх божий.

Okab> В 78-м попал в ЦНИАГ, так там со мной лежали солдатики - оказалось из какой то лаборатории при институте авиационной и космической медицыны (так он по моему назывался тогда).
Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. В наше время попасть туда - значит уже больше не летать. Коли туда направляют - значит спишут по крайней мере с истребителей (особенно во времена Никитки, когда целыми полками переводили в ракетчиков). Боялись мы его.

Okab> Так они рассказывали, что на них испытывали всякую хрень от предельных перегрузок до космического питания. Отбирали туда здоровых ребят, подписывали они какой то контракт. Вот такая служба у них была. Особенно мало желающих было идти в "ударники", так называли они тех, на ком ударные перегрузки испытывали ( на креслах отстреливали, либо в капсулах сбрасывали с определённой высоты, ну и т.п.) Может чего они и привирали, но было вот такое подразделение.

рассказывали ребята у нас об этих добровольцах.
Говорили, что нередко там были и смертные случаи или калеками оставались.
   3.0.113.0.11
Это сообщение редактировалось 01.07.2009 в 10:24
+
-
edit
 

Bachet

опытный

А парашют, он сам отстреливается от катапульты или, руками все надо делать. Ведь, как писали, при таких перегрузках невозможно и руками пошевелить.
Отстреливание катапульты - от порохового заряда, а почему не ракетный выстрел, как в самолете, топливо же не порох?
Что за киль у Мига - это сзади на хвосте?, вертикальный вверх хвост?
А если отстреливание катапульты происходит, когда летчик в самолете вниз головой то, куда катапульта летит, вниз?, а если земля близко, то можно и в землю при этом врезаться, или парашютом за самолет зацепиться.
   

Vale

Сальсолёт

Читать:



Катапультируемое кресло — Википедия


Катапультируемое кресло
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Катапульта (авиация))Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 января 2012;
проверки требуют 4 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 января 2012;
проверки требуют 4 правки.


// Дальше —
ru.wikipedia.org
 


и далее по ссылкам.
   
+
-
edit
 

Хок196

втянувшийся

Bachet> А парашют, он сам отстреливается от катапульты или, руками все надо делать. Ведь, как писали, при таких перегрузках невозможно и руками пошевелить.
На ранних креслах в 50-70-х годах срабатывал автомат высоты для отделения, но обучали на земле еще, чтобы быть готовым продублировать отцепку от кресла и открытие парашюта.

Bachet> Отстреливание катапульты - от порохового заряда, а почему не ракетный выстрел, как в самолете, топливо же не порох?
Опять же на ранних креслах все происходило одним ударом...как доской по жопе))))), дальше - лети, голубок...)))) как дъяк Крякутный.
Но 3-4-5 поколениях стоят кресла-сложные системы, когда пиропатрон нужен, чтобы только стронуть его с места (условно), затем вступают в действие подъемные пороховые двигатели и выносят летуна на нужную высоту, далее все работает автоматически.
При больших соростях выходит еще и защита , срабатывает притяг к креслу, выходят ограничители разброса рук, сдергиваются с педалей и фиксируются в кресле ноги......
Все проходит довольно мягко.....дунул в лицо ветерок))))самоль провалился вниз....и уже висишь, теперь смотри, чтобы не попасть в свой же костерок.. :D
Сам я не прыгал, но 4 товарища повисели на стропах....
Но это справедливо для человеческих ))))скоростей 400-800 км\ч и спокойных режимов типа горки, планирования или спирали....
Случаи же разные бывают, самые невероятные....

Bachet> Что за киль у Мига - это сзади на хвосте?, вертикальный вверх хвост?

Да, это вертикальный вверх хвост))))) :D

Bachet> А если отстреливание катапульты происходит, когда летчик в самолете вниз головой то, куда катапульта летит, вниз?, а если земля близко, то можно и в землю при этом врезаться, или парашютом за самолет зацепиться.

Да, вниз, куда же еще?

Для этого и высчитывают минимальную высоту катапультирования, есть еще фишки со скоростью, т.е. даже на ранних креслах была задержка при отделении в зависимости от скорости, чтобы не порвать основной парашют.
Поэтому, чем выше скорость, тем выше мин. высота катапультирования.
При пикировании тоже мин. высота зависит от угла(вертикальной скорости) снижения.

Сейчас есть современные кресла ( в частности у конструктора Северина), которые из положения вниз головой на малой высоте мягко вынимают пилота из кабины, стабилизируются, уходят в сторону от смолета и затем на подъемных двигателях выносят кресло на безопасную высоту , затем все идет штатно, торможение-отделение и пр.
На МАКСе-2007 разговаривал с парнем-испытателем, который незадолго до того сиганул с Як-130, когда у него ДСУ отказала, вот как раз он остался жив в подобной ситуации.
   
RU П_Антонов #01.07.2009 22:36  @Хок196#01.07.2009 22:18
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

ГЫ! Хок
Георгич, ты забыв про дифлектор написать,чтоб грудь не порвало и яйца не отлетели :P
Интересна, а у МиГоф на КМ, такая подобная штука была?
   6.06.0
+
-
edit
 

Bachet

опытный

Хок196> Все проходит довольно мягко.....дунул в лицо ветерок))))самоль провалился вниз....и уже висишь, теперь смотри, чтобы не попасть в свой же костерок.. :D


Ух.. Спасибо, а то изучай ссылки, преложенные сельсоветом. Тогда и форум Авиабазы, как таковой, не нужен). Иди в библиотеку и читай учебники)).
Значит, в последних креслах все для безопасности учтено, это хорошо. А то вот показали по тв, как истребитель при аварии вертикально, боком, завис на мнгновение почти рядом с землей, ну метрах в 10 был от бетонной полосы и, выстрел катапульты, - крело летит вверх, вбок, летчики, или один? летчик, спасены.
На такой мизерной высоте от земли удалость спастись!!
Дифлектор, что это - это как подушка безопасности в автомобиле? Знаю диффузор, дифлектор? по своей вентиляции.
Да, слышал, что эта катапульта срабатывает независимо от летчика, сама. Т.е., бывает, что летчик и не поймет сразу, не сообразит в чем дело, а уже летит в кресле-катапульте. Т.е., эта катапульта сама, если заметит катастрофоческие неполадки в самолете, сама срабатывает и спасает жизнь летчику, а он даже и не понимает сначала, что в самолете было так неизбежно, смертельно неисправно.
Или летчик все же сам всегда определяет необходимость использования, включения катапульты?
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Bachet> Дифлектор, что это - это как подушка безопасности в автомобиле? Знаю диффузор, дифлектор? по своей вентиляции.

На сверхзвуке будут образовываться скачки уплотнения - области резкого перепада скорости и плотности. Если такой скачок уплотнения придётся на лётчика, то, действительно, кишки наружу.

Поэтому при катапультировании выдвигается дефлектор - эдакая пирамидка, которая предотвращает попадение пилота в такой скачок уплотнения.

Bachet> Да, слышал, что эта катапульта срабатывает независимо от летчика, сама.

Это было на Як-36 и Як-141. Там на взлётных режимах машина может выйти в область неустойчивости раньше, чем пилот сообразит, что что-то пошло не так. Поэтому сделали автоматику. И, да, спасала лётчиков не раз.
   
+
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
Bachet>> Да, слышал, что эта катапульта срабатывает независимо от летчика, сама.
Balancer> Это было на Як-36 и Як-141.
Наверно, всё же не на Як-36, а на Як-38.
Як-36 был экспериментальный, там не до того было.
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Anika> Наверно, всё же не на Як-36, а на Як-38.

Да, естественно :)
   
+
-
edit
 

Bachet

опытный

Скачки давления, плотности воздуха - это при катапультировании - уже вне самолета?
Т.е., при катапультировании кресло вылетает в своеобразной внешней оболочке - пирамидке?
Или что-то другое - не уловил).
А дефлектор в вентиляции - это на крышах устанавливают, для принудительной естесственной вытяжной вентиляции. Там как бы обрезанный цилиндр, а в нем еще конус и т.п. - за счет разницы давления, из-за разной скорости воздуха (который дует сбоку дефлектора) в разных местах такого дефлектора, создается дополнительная естесственная тяга внутреннего воздуха по воздуховодам, кирпичным каналам из домов, и т.п., наружу.
   
RU П_Антонов #02.07.2009 21:24  @Bachet#02.07.2009 15:49
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Bachet> А дефлектор в вентиляции - это на крышах устанавливают, для принудительной естесственной вытяжной вентиляции. Там как бы обрезанный цилиндр, а в нем еще конус и т.п. - за счет разницы давления, из-за разной скорости воздуха (который дует сбоку дефлектора) в разных местах такого дефлектора, создается дополнительная естесственная тяга внутреннего воздуха по воздуховодам, кирпичным каналам из домов, и т.п., наружу.>
А что??? Мысль однако! Установить второй такой дефлектор! (Чтоб не пахло перед катапультированием... Ну и в процессе...) ;)
   6.06.0
+
-
edit
 

Хок196

втянувшийся

Bachet> Скачки давления, плотности воздуха - это при катапультировании - уже вне самолета?
Bachet> Т.е., при катапультировании кресло вылетает в своеобразной внешней оболочке - пирамидке?
Bachet> Или что-то другое - не уловил).

На К-36ДМ при скоростях катапультирования выше....... (кто помнит, скажите) между ног летчика до высоты ЗШ выскакивала защита в виде гибкой стеночки на стержнях (подробности не помню), светофильтр при катапультировании сам падал от перегрузки, защищая морду лица.)))))

На ЗШ-5 или каких-то более поздних ЗШ вроде был маленький пиропатрон, при выдергивании держек кресла срабатывающий на закрытие светофильтра.
Молодежь, уточните, у нас были обычные ободранные (заслуженные ЗШ-3)))))).....все вручную.
Вот. :D

Сверхзвук мог быть только при разгоне, т.е. пилот сидит в ВКК (высотно-компенсирующий костюм, который со шнуровкой.....Зайцев и Юдашкин отсасывают....очень сексуальный)))))

Вот тебе и защита на сверхзвуке + кресло поворачивается стабилизирующим парашютом днищем вперед и жёппом тормози до М
На дозвуковых скоростях считалось, что обычной экипировки хватает, т.е. комбез, куртка, перчатки, хорошо зашнурованные ботики, прикрепленные к комбезу (что никто не делал, естественно, а потом часто приземлялись босиком....гы )

Вот мужик, капитан мериканьский, выходит, так огонь позади кресла и есть форс от пороховых подьемных двигателей.
Хорошо выходит..... :D
Почему выходит, неясно....или высоты не хватало, он это понял и решил не ждать, так вроде уже вывел почти в горизонт....
Или показадось чего))))))
Тем не менее, мастер-класс, можно прямо из машины наблюдать..




Про пирамидки не слышал....если не говорить про пирамидки на кладбище((((((

На Миг-21ф-13 кресло закрывалось фонарем, спроси у ЛЕО, он на них вышивал, кажись, так там ваще пипец, если фонарь не сойдет потом, так и будет пилот смотреть через него, как приближается трава в илюминаторе....печально...
.
На Ф-111 кабина отделялась вместе с экипажем и приземлялась вместе с ним же.
Думаю, мериканци натерпелись страху, носясь во Вьетнаме на скорости 1000км\ч ночью на высоте 60-75 м в автомате, а потом еще и спускаясь при подбитии со всей этой фуйней.
Слышал, один экипаж так и ухнул в болото или в рисовое поле в кабине, чего-то не сработало....стремно как-то.


Ночной летун, во тьме ненастной
земле несущий динамит..... гы)))

А. Блок, кажись....





На Андрюху смахиваить, када он в тубус зырит :D




Далее.

Сложная морально-этическая проблема: кто должен первым прыгать в двухместном самолете?

Решалась просто - по техническим возможностям системы.

Т.е. на ранних креслах стояли шариковые замки в основании кресла на штанге и если выходил первым летчик из передней кабины, то этими шариками, как шрапнелью, могло убить с большой вероятностью второго, в задней кабине.
На более поздних креслах подъемные двигатели могли "заварить" заднего намертво в кабинете.

Поэтому закон был и все его принимали спокойно: первым должен выйти задний, потом передний, независимо от того, кто первым дернул ручки (ударил по лампкам....вульг., ИБАшное))))).

Если систему разблокировали из задней кабины, то тут была возможность выходить как попало)))) в том
числе и поцеловаться в момент или сразу после.

Насчет Су-24 слово предоставлятся летчикам - Петру, Борису и штурману - Андрею, они изучили эту тему до слез)))))



Про многоместные отдельно....это не песня, это - опера: "Пой, ласточка, пой!" или "Спой, светик, не стыдись!" :D
   
Это сообщение редактировалось 02.07.2009 в 22:10
RU П_Антонов #02.07.2009 22:05  @Хок196#02.07.2009 21:31
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Вот он, костюмчик то, от ВВС, а не от Юдашкина.
radikal.ru/F/i080.radikal.ru/0907/71/cbf864f02f7c.jpg.html[img]http://i031.radikal.ru/0907/70/b0385d6156d9t.jpg [zero size or time out]
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 02.07.2009 в 22:12
+
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
Хок196> На К-36ДМ при скоростях катапультирования выше....... (кто помнит, скажите) между ног летчика до высоты ЗШ выскакивала защита в виде гибкой стеночки на стержнях (подробности не помню)...

Где-то видел я фотку кресла со телескопической штангой, несущей на конце две "створки". Не помню уж, чьё...
Сейчас пошарил искалками - не нашёл... :(


Хок196>
Ночной летун, во тьме ненастной
земле несущий динамит..... гы)))
А. Блок, кажись....
 

Блок, конечно.
"Летун отпущен на свободу..."
   3.0.103.0.10
Это сообщение редактировалось 02.07.2009 в 22:36
RU chetbor #02.07.2009 22:56  @Шайтан#02.07.2009 22:05
+
-
edit
 

chetbor

опытный

Называется это дефлектор - выходит он при приборных скоростях 800 и более

На Су-7у не было автомата очередности покидания самолета - только в ручном - сначала задний, потом передний - иначе есть вероятность оставить товарища в задний кабине...
В Ейске на кладбище лежит инструктор - после сваливания на спарке все запрашивал курсанта - готов ли тот к катапультированию.... То видно офуевший молчал, инструктор путая кнопки допытывался, понимаю, что то в шоке...
В итоге курсант сиганул у самой земли молча, инструктор исполнил свой долг - .....
   3.0.113.0.11
RU Хок196 #02.07.2009 23:14
+
-
edit
 

Хок196

втянувшийся

А на каком типе были шнуры под приборной доской, чтобы сдернуть ноги с педалей? (вроде на Мигах каких-то или на Су-17м3\ум\ум3?)
На КС-3 надо было принять позу, т.е.убрать ноги, выпрямить спину, взяться за боковые ручки и, сжимая, потянуть их с силой вверх.
Могла быть контровка некондиционная и силенок могло не хватить с первого раза....

Поэтому капитан Драндер на тренажах ставил чуть ли не 1, 0 мм и дико орал на курсанта, когда тот пытался порвать этот канат: "Рви!!!! Рви!!! Рви ее, сцуку, до опистенения!!!!!" гы :D




Так в креслах современных есть, по моему, запас кислорода, чтобы, снижаясь на стабилизирующем парашюте,до высоты отделения от кресла и открытия основного парашюта(ее устанавливали в части в зависимости от превышения предполагаемого района БД, но не ниже.....чего-то, скорее всего 1500-2000м истинной) летун мог отдышаться, пересчитать патроны и приготовиться к встрече на земле.....(((((
   
Это сообщение редактировалось 02.07.2009 в 23:24
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU П_Антонов #02.07.2009 23:18  @Anika#02.07.2009 22:22
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

Да ничего там особенного в этом дефлекторе нет. (Телескоп с прочной сеткой). Непомню уже, на дозвуке выходит или нет.
   6.06.0

в начало страницы | новое
 
2014: Присоединение Крыма к России (5 лет).
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru