Когда пришло время принимать первый авианосец ВМФ России – ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» от завода, обстановка сложилась непростая, – это уже рассказ капитана 1 ранга Николая Иванова, в то время заместителя командира по работе с личным составом. – Сложно было с офицерами, мичманами, матросами. Масса проблем и никаких решений, начиная с того, что мы, северяне, служили на юге, не получая там никаких надбавок, а семьи, оставшиеся на севере, продолжали испытывать невзгоды сурового края. Строился корабль долго, офицеры теряли перспективу службы, профессионализм, так как разнообразная техника, уже стоявшая на корабле, по многим обстоятельствам не могла быть принята от промышленности и использоваться по назначению. Всё служебное время было занято решением социальных проблем берегового и корабельного житья, и что уж говорить, проблемы с воинской дисциплиной оказались главными и практически неразрешимыми. Черноморские штабы различного уровня не очень-то стремились осваивать новую технику чужого флота. Помогали, хотя корабль числился черноморским, очень пассивно. И тогда я с докладом об этом напрямую обратился к первому заместителю командующего Северным флотом…
2016 03.31. День дивизии.
Первым заместителем командующего в ту пору был вице-адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Его реакция на обращение корабельного замполита была незамедлительной. Более трёхсот наших матросов и старшин отправили к местам прежней службы. Командирам, приславшим их, вместе с взысканиями за непонимание интересов флота было приказано прислать на замену действительно самых лучших специалистов.
После первого вмешательства в судьбу корабля Касатонов взял «Кузнецова» под личный контроль. И в следующий приезд он ломает штаты, «срисованные» с устаревших артиллерийских крейсеров. В течение нескольких суток возглавляемая им группа офицеров расписывает новые обязанности каждого члена экипажа заново, создаёт уникальные в нашем Военно-морском флоте корабельные расписания.
Во время многодневных командировок с Северного флота Касатонов лично обучал командное звено практике корабельной службы. Тогда же он, имея колоссальный опыт службы на авианесущих кораблях, заложил баланс отношений между экипажем корабля, командиром и лётным составом, как входящим в состав экипажа корабля, так и пребывавшим в составе наземного эшелона, а главное, с корабельными лётчиками. Он же несколько позже подобрал и старпома, капитана 1 ранга Челпанова, а потом и его подтолкнул к трапу на ходовой. Во время очередной командировки Игорь Владимирович сумел перевернуть Одесское отделение тыла, где на довольствии стоял корабль, заставив снабдить крейсер всем необходимым, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, несмотря на то что количество подаваемого на ТАВКР имущества исчислялось астрономическими цифрами и многие этому потоку сопротивлялись.
Были приглашены и представители ряда конструкторских бюро, институтов, предприятий, чтобы обсудить, как на корабле практически организовать борьбу за живучесть, обеспечить пожаробезопасность, оборону, как нести дежурство и вахты в интересах соединения. Было выработано много предложений, которые в последующем нашли практическое воплощение. И наконец, под его руководством была подготовлена и с хорошей оценкой сдана самая сложная – первая курсовая задача.