Неплохой комментарий. Похоже, он был на Топворе к статье неназываемого
"1. Надо было упомянуть, что изделие не может запускаться ни на мелководье, ни с берега. Именно из-за переутяжеления. Запуск изделия это его сброс на глубину - оно просто тонет, пока реактор выходит на мощность и рулями в это время удерживается в горизонтальном положении, дифферентуется. Поэтому нужен носитель. И не просто нужен, а его ещё и надо вывести на глубину, чтобы под ним были сотни метров (если не больше). Поэтому базу под комплекс и делают в Вилючинске, там на восток от побережья свал глубин, за ним изделие можно пускать. На севере его невозможно пустить, мелко или идти далеко.
При этом сначала надо разобраться с нарядом ПЛС противника, что невозможно, так как противник господствует на море.
Отсюда вывод - изделие запущено не будет, до свала глубин идти долго, носитель потопят раньше.
Хуже того, может быть такое что тактика носителя будет предусматривать пуск с разгона, чтобы изделие уже на выходе имело начальную скорость и начальную подъёмную силу на корпусе.
А это - прощай скрытность носителя в зоне работы ПЛС противника.
Короче, носитель до пуска не доживёт. Никто не даст ему спокойно выйти "на глубину". РПЛСН и ПЛАРК в этом смысле куда как проще, они проживут даже дольше.
Уже одно это делает комплекс неприменимым.
2. Автор хорошо написал про испытания, но надо понимать, что изделие не будет испытано в сборе вообще никогда, даже при желании. Автор полностью прав насчёт испытаний, но забывает, что это торпеду можно выловить торпедоловом, а болванку в сотню с лишним тонн нельзя, изделие может выйти с глубины только на скорости, нет скорости - изделие утонет . Его просто нельзя испытать, невозможно. И как изделие будет работать, если его чудом запустят - неизвестно. И останется неизвестно.
3. Автор мыслит по-торпедному, и это очень чётко видно, но дело в том, что торпеда это торпеда её используют против надводных или подводных кораблей, а комплекс предназначен для нанесения ударов по берегу, и характер движения изделия в части навигации сильно напоминает не торпеду, а крылатую ракету. То есть изделие идёт по маршруту ориентируясь по ИНС. Но дело в том, что у КР есть реперные точки, где она сверяет своё местоположение по радиолокационной карте, а изделие так не умеет - под ним большую часть маршрута километры глубины. Сейчас сказочники в интернете рассказывают сказки про то, что изделие может ориентироваться по донному рельефу, так вот - не может, и это очевидно. Донный рельеф изменчив, и на скорости в 70-100 узлов на большой глубине эхолотом воспользоваться не получится.
Поэтому там только сигнал от ИНС, а она на переходе через Тихий океан даже в спокойном режиме, например на самолёте, даст ошибку в километры.
Сколько будет ошибка в случае движения на скорости под водой даже представить невозможно, динамические нагрузки там будут чудовищные особенно при проходе слоёв скачка, границ течений и т.д. В итоге изделие будет банально промахиваться мимо цели, и подтвердить это или опровергнуть испытаниями не получится, и отработать навигацию не получится. А значит, будет огромная накопленная ошибка. И, например, попасть в Лос-Анджелес или Сан-Диего изделие сможет, а вот мимо Сан-Франциско уже может пролететь, а Сиэтл ему вообще никак не достать с его точностью.
3. Автор правильно пишет, что БПА достанет СПА и на глубине тоже, с носовых КУ, в том числе на скорости, но почему он так зациклен на антиторпедах? По мере приближения к берегу глубина уменьшается, и последние полчаса на любом маршруте изделие можно будет достать обычной противолодочной торпедой, сброшенной с самолётов, с носовых углов. Для этого уже сейчас не надо вообще ничего, всё есть. Скорость ему не поможет. Хотя антиторпеды они заимеют на всякий случай.
По факту весь комплекс это просто дорогущий сувенир - этакие часы с кукушкой, атомными реакторами и боезарядами, живыми подводниками, береговой инфраструктурой и т.д. В это всё можно играть, но применить по назначению нельзя.
Комплекс неприменим по назначению, в этом его главный секрет. Не сделать даже если захотеть.
И это тем более обидно, что стоимость программы скоро подойдёт к рубежу два миллиарда долларов в рублёвом эквиваленте, а потом и перевалит через него."
