Б.г.>> Так я и говорю, что гравитационное поле Луны может менять только вертикальную компоненту скорости, что оно успешно и делает. А изменение точки отсчёта тут ни при чём.PSS> ? Грубо говоря при отказе двигателя станция спускалась с апоцентра по эллипсу перицентр которого находился глубоко под поверхностью Луны. В этом случае небольшое изменение может быт ь
Если аппроксимировать эллипс параболой (сколько там того эллипса, 20 км по высоте и 100 км по дальности), то не может. Если же учесть поворот направления вектора притяжения, то окажется, что он работает "назад", т.е. на гашение горизонтальной компоненты скорости. Не на разгон.
Предельный случай такого гашения - движение по круговой низкой орбите. За четверть витка вся горизонтальная скорость обнуляется, и превращается в вертикальную
а потом наоборот.
PSS>>> Не удивляет же, что при движении спутника по орбите его горизонтальная скорость может падать до нуля и даже становиться отрицательной.Б.г.>> Что-что? или имеется в виду, в стартовой системе координат? Ну так Луна вращается в 28 раз медленнее Земли, а диаметром меньше в три раза, и за счёт этого наиграть можно максимум 4 метра в секунду. Да и то, для этого надо удалиться от поверхности куда дальше.PSS> В неподвижной системе координат относительно центра Луны
Я не понимаю о чём ты говоришь. Если об изменении направления в пределах целого витка, то посадочный эллипс - явно не та штука. Если об изменении видимого с поверхности Земли движения (например, в апогее орбиты типа Молния видимое с Земли движение спутника меняет направление), то такой фокус возможен только на Земле из-за относительно быстрого её вращения, и, вдобавок, надо удалиться выше 6 земных радиусов, это тоже явно не тот случай.
Этот эффект возможен из-за "скручивания" осей IMU из-за дрейфа или иной неисправности, но это явная авария IMU. Тогда часть вертикальной скорости принимается за горизонтальную, как проекция вектора.
Но что было в данном случае, я понять не могу, ощущение было, что суммарная тяга двигателей вообще направлена не в ту сторону.
Конечно, отказ главного двигателя на этом этапе - кранты любому аппарату, обычно, нет столько запаса, чтоб можно было успеть предотвратить последствия. Более тяговитый двигатель и весит больше, чем увеличивает сухую массу станции, и у него больше импульс последействия, даже в режиме регулирования тяги, просто из-за большего объёма камеры сгорания.