Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, первая женщина пилотесса России.
История хоть и казусная, но занимательная. Её муж, Павел Андрианович Кузнецов (1875–1963), уроженец села Лукина Поляна Пензенской губернии, был преуспевающим техником-строителем. Техническое образование получил в Пензенском техническом железнодорожном училище.
Павел и Домникия Кузнецовы
Будучи осенью 1909 года по делам в Москве был потрясён полётами французского авиатора Леганье. Авиация настолко увлекла его, что забросив дела он выехал в Париж, где проходил обучение в авиащколах Фармана и Блерио. Обучение Кузнецов прошел, но экзамены сдавать не стал, а заказав самолет «Блерио-XI» вернулся в Россию.В 1910 и 1911 годах активно участвует в авиацйионной жизни России, участвует в показательных полетах, издпет книги.
Его жена неизменно сопровождает его во всех начинаниях. В конце концов она так же настолько увлекается авиацией, что решает освоить полеты.
Павел Андрианович и Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник у своего аэроплана марки «Блерио-ХI» во время лекции в Смоленске. Начало 1911 г.
Надо отдать должное смелости Домникии Илларионовне, её муж уже трижды терпел аварии. К весне 1911 г. супруги сочли, что Домникия Илларионовна достаточно подготовлена, чтобы совершить свой первый самостоятельный полёт. Произойти это должно было во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге, в которой Кузнецов должен был принимать участие. Но планам авиатора сбыться было не суждено. Его поломанный «Блерио-ХI» к началу состязаний отремонтировать не успели. Ремонт был закончен лишь к концу авиационной недели.
О том, что затем произошло, читателям поведал журнал «Вестник воздухоплавания» в № 9 за май 1911 г.:
«Авиатор П. А. Кузнецов совершил в конце авиационной недели в Петербурге на Комендантском поле небольшой, но удачный полёт на своём стареньком «Блерио XI» с мотором Анцани, 25 сил. Через день только что исправленный им аппарат был значительно поломан его супругой, тоже обучающейся полётам. Она сделала попытку взлететь, которая закончилась тем, что аппарат опрокинулся и накрыл собой г-жу Кузнецову. Она отделалась лёгкими ушибами, аппарат же сильно пострадал – поломан остов».
Больше попыток самостоятельно летать она не предпринимала. То ли испуг был очень велик. То ли категорически воспротивился муж…