Здравствуйте, джентльмены!
Артиллерия - главное оружие подводной лодки
По крайней мере, в Первую мировую войну, когда артиллерией было потоплено примерно 2/3 всего потопленного лодками тоннажа. Напомню, что тот же Арно де ла Перьер утопил 226 судов более чем на полмиллона тонн, в том числе в одном шестом своем походе летом 1916 г потопил 54 единицы на 90 тыс.брт. Столько торпед, понятное дело, на его ПЛ в принципе не было
и он за весь рекордный поход израсходовал их всего 4 штуки.
Вот Вторую мировую войну артиллерией ПЛ было потоплено примерно 10 проц тоннажа, утопленного лодками. При этом артиллерия была незаменимым средством борьбы с малыми плавсредствами и каботажным судоходством. К примеру, английские ПЛ артогнем (и подрывными зарядами) потопили в ходе ВМВ около 300 плавсредств и судов на Средиземном море и около 600 в дальневосточных водах. Не случайно, англичане после войны сохраняли артиллерию на некоторых своих ДЭПЛ вплоть до 70-х годов.
Что касается конвоев, то, напомню, что в годы Первой мировой войны конвойная система была введена союзниками только в 1917 г (причем при сильном сопротивлении Джеллико), а в годы Второй мировой - формально с самого начала войны, но фактически из-за нехватки эскортных кораблей значительная часть конвоев длительное время была либо слабоохраняемыми либо неохраняемыми. При этом она охватывала лишь основные маршруты и даже в 1942 г до половины судов, контролируемых Британией в Атлантике совершали самостоятельные переходы. И тем не менее даже эта ограниченная система конвоев значительно ограничила свободу действий германских подводных лодок - наибольшего успеха они добивались при действиях против одиночных судов, а результативность действий немецких ПЛ против конвоев была не слишком велика даже в "золотые времена".
В Индийском же океане, к примеру, ограниченная конвойная система была введена лишь в 1944 г.
Говоря о конвоях не следует забывать того элементарного факта, что даже простое введение системы конвоев сокращает грузооборот тоннажа примерно на треть. Поэтому во многих случаях попросту дешевле и экономичнее мириться с потерями неохраняемого тоннажа, чем вводить систему конвоев.
С уважением, Exeter.