Д.М.>>>>
Вованыч>>>
Д.М.>> Обещанное. Полный текст весьма обширный… (В основе – адаптированная часть одной из моих работ…) Будет 3 поста – 21.Х., 28.Х. и 04.ХI.
Завершаю.
3.
...Картина к началу нов. века на заводе была удручающая. (Неск. позже вьетнамцы приезжали на «ВВ» прозондировать стр-во «Светляков». («Впали в ужас»!) Тогда эт .первый для них зак. на два пр.10412 получили на «Алмазе» в СПБ.) Я об этом уже подробно писал в ветке по АСЗ и др., по-моему в 2018-м…
Гендиректор «ВВ» И.И. Мирошниченко вспоминал период рубежа веков: «…удалось пробить заказ на строительство мотоботов. По большому счёту, этот заказ прибыли не принёс, но зато позволил загрузить производственные мощности. У людей появилась работа».
Остановимся на этом знаковом для завода того периода заказе несколько подробнее. Инженер легендарного Приморского ЦКБ (Дальзавод,) сам не менее легендарный инженер и знаменитый яхтсмен Ю.Г. Пивоваров (скончался в марте 2019) в своей мемуарной публикации 2014 г. приводит такие любопытные сведения о работе над этим проектом и отношениями с прижимистым «частником».
(Имя заказчика в тот период нигде, никогда и никем официально в СМИ не озвучивалось!) Очень симптоматично! Период дикого и криминального «первоначального накопления капитала», если по К. Марксу. Так, на всякий «пожарный». Про кровавый бизнес на рыбном рынке и, тем более, на морепродуктах я уже не раз вспоминал. Особенно по крабу.
[Но «Дед Митрофан» заказчика тогда-же и «вычислил». Кстати, оч. мерзкий тип. Как и положено !]
Пивоваров: «Для строительства на Восточном судостроительном заводе (так у автора мемуаров - ДМ) серии судов был разработан проект небольшого судна для прибрежного рыболовства, которое могло для добычи рыбы применять различные орудия лова: трал, снюрревод, а также заниматься ярусным ловом. Кроме того, оно должно было добывать морепродукты донным тралом, обслуживать ставные неводы. Проект получил номер 21320.
Требовалось спроектировать рыболовный бот для прибрежного лова, который бы имел трюм емкостью около 15 м3.
Заказчик, при наличии у него незначительных средств (как считать!!! – Д.М.), задумал вместить в маленькое судно огромный трюм и широкий спектр рыболовного оборудования с гидравлическим приводом. Кроме того заказчик пожелал, чтобы в качестве главного использовался автомобильный двигатель определенной марки, конвертированный для условий моря. «Для такого двигателя легче достать запасные части в условиях «Дальнего Востока» — было его резюме.
Не смотря на то, что существующие суда подобных размерений и водоизмещения развивали скорость не выше 7,6 узла, заказчик пожелал, что бы проектируемое судно двигалось со скоростью не менее 8 узлов.
«К тому времени я остался единственным специалистом в ЦКБ, имевшим многолетний опыт проектирования судов, и взялся за работу с увлечением. Оказалось, что длина судна должна быть около 14 метров, но его ширина, по условиям остойчивости, получалась чрезмерно велика, поскольку было задана необходимость спуска за борт мертвых якорей массой 1,5 т. Переубедить заказчика в обратном не удалось. Подтвердилась старая истина — представитель заказчика, работающий с конструкторским бюро, должен быть технически грамотным. В результате судно получилось чрезмерно широким.
Встал вопрос — как обеспечить заданную скорость не менее 8 узлов, при конкретно заданном двигателе, мощность которого не должна превышать 55 кВт?»
[далее-объяснение ]
…Судно проектировалось с ломанными обводами корпуса, что позволило уменьшить трудоемкость и стоимость его постройки.
[ то же ]
После выполнения всех проектных расчетов и чертежей проект рыболовного судна был заказчиком согласован. Началась разработка рабочей документации для изготовления судна, а затем плазовые работы на заводе.
Человек, который в то время был директором ЦКБ, предложил заказчику сделать раскрой деталей корпуса судна на ЭВМ с помощью имеемого в стране на тот период программного обеспечения. В одну из фирм СПб был выдан заказ на эту работу, а кроме того – заказаны шаблоны раскроя наружной обшивки судна. Фирма-изготовитель сделала все математически точно, но результаты этого заказа оказались полностью браком. Технически безграмотный директор ЦКБ не имел понятия о квалитетах и допусках, по которым изготавливаются детали корпуса судна, а также стенда для его сборки, хотя много лет проработал в технологическом отделе.
Случайно, узнав о заказе электронного раскроя, я попытался исправить положение, но было уже поздно. Заказчик попусту затратил тысячи долларов в рублевом эквиваленте на эту ненужную работу.
В крытом цехе «ВВ» был изготовлен стенд для сборки корпусных конструкций, началось быстрое изготовление корпуса первого судна. Пришлось заняться техническим сопровождением постройки судна, совершая поездки в Улисс, где находился завод-строитель.
Одновременно по проекту ЦКБ конструктором Борисом Исааковичем Штейном была спроектирована гидравлическая лебедка, являющаяся частью промыслового комплекса…[далее пояснения]
Возникли проблемы с качеством изготовления главного двигателя, получаемого с завода-изготовителя. Например, в опломбированном картере одного из них обнаружили обломок большого напильника…
4.
После строительства нескольких корпусов на базе пр. 21320 был разработан проект 21321, у которого при сохранении главных размерений и теоретического чертежа была выполнена перекомпоновка общего расположения судна, увеличен объем грузового трюма и площадь палубы.
Всего по пр. 21320 и 21321 было построено 14 ед. (есть сведения лишь о 12-ти) При этом корпуса судов строили не только на «ВВ» , но в корпусном цехе № 14 Дальзавода». (С учётом реальной ситуации на «Восточной верфи» и с целью максимально быстрого исполнения заказа для «частника», желавшего скорейшего получения (несметной) прибыли.
Здесь же отметим, к примеру, что на базе возрождённого в постсоветский период (2007 г.) рыбокомбината «Каменский» (пос. Каменка Дальнегорского района) в составе рыболовного флота ООО «Акватехнологии» с 2002-2003 гг. начали работать первые Дальневосточные рыболовные боты (ДРБ) нового спецпроекта 21320/21321 постройки ОАО «Восточная Верфь». (На заводском сленге – «бычок»).
К примеру, по сведениям газеты «Рыбак Приморья», в 2008-2009 гг. ряд ботов этой серии – РБ-901, РБ-902, РБ-905, РБ-906… числились в составе флотилии ООО «Акватехнологии». По сведениям, полученным автором, от авторитетных источников, эти боты очень быстро окупили все затраты заказчика на их проектирование и постройку и стали приносить гарантированный солидный доход при эксплуатации.
В 2011 г. (апрель), к примеру, названная рыбодобывающая компания имела 10 таких ботов двух вариантов проектов с соответствующими регистрационными номерами: РБ-703 (ВМ0015), РБ-901 (ВМ0022), РБ-902 (ВМ0023), РБ-905 (ВМ0011), РБ-906 (ВМ0012) и др.
По словам Гендиректора «Акватехнологий» С.В. Слепченко (ноябрь 2013 г.), боты могут прослужить ещё «лет десять». (С.В. Слепченко спустя 5 лет, в 2018 г., в местных СМИ назывался одним из богатейших людей края и региона в целом. «Светиться уж оч. не любит!)
…Если сравнивать поверхность Луны и поверхность дна прибрежных акваторий края двух первых постсоветских десятилетий, то лунная покажется цветущим оазисом бурной, буйной и многовариантной жизни флоры и фауны… Выгребали тогда все, кому не лень, и всё. И, в основном, на экспорт! Ведь золото- это не только краб, это и др. морепродукты….(Кровавые постоянные переделы «рыбалок» затрагивать здесь не будем, ни к чему…)
[Кстати, фотографии названных ботов, вещь нечастая. Желающие (и более умеющие!) могут попробовать поискать в хорошем размере и нормальном «парадном» виде. И выставить в ветке. У меня, к примеру, лишь в заводском буклете. Нет смысла…]
ВСЁ.