Объяснительная записка к годовому отчету ММЗ «Опыт» за 1971 г.
... Основные технико-экономические показатели за 1971 г.
... Затраты по ведущим темам (т.р.):
Ту-144 ..............................................- 123.588
Ту-154 .............................................- 15.165
Ту-22М...........................................- 32.731
...
Состояние выполнения работ по темам:
... Оборонная тематика.
... Ту-22М.
В соответствии с графиками, в ЛИ участвовало 7 самолетов. Содержание программ:
1. Испытания самолетов образца 1969-70 г.г.
Самолет № 001: Определение ЛТХ, х-к силовой установки, прочности, испытания на грунте, спец. испытаний по прерванному и продолженному взлету, спец. испытания противообледенительной системы.
Самолет № 002: статический испытания. Огневые испытания.
Самолет № 101: Определение ЛТХ, УУ, х-к силовой установки, реальных нагрузок (в т.ч. на малых высотах).
Самолет № 102: Спец. испытания по по определению х-к УУ и работы СУ с-та на БУА. Спец. испытания средств спасения экипажа. ГСИ системы ДЗ от Ту-16Н, 3М.
Самолет № 201: Определение х-к спец. оборудования, спец. испытания по определению х-к УУ при имитации отказов автоматики в системе управления самолетом.
Самолет № 202: Определение х-к ракетного вооружения, ЛТХ самолета с ракетой. Определение х-к РЭП.
Самолет № 203: Определение х-к БВ, оборонительного вооружения (в т.ч. средств РЭП), ЛТХ с наружными подвесками АБ.
2. Самолеты образца 1972 г.:
Самолет № 301: Определение ЛТХ с-та, УУ с АБСУ-145М (в т.ч., с имитацией отказов), определение х-к силовой установки.
Фактическое состояние испытаний по каждому самолету:
Самолет «0»: проходит ЛИ по 1-му этапу. СНЭ=78 полетов из 105 по программе.
Определены ТХ при отказе 1 двигателя и 2-й ГС.
Определены км расходы двигателей, имеющих сниженный расход топлива, полученные расходы на 3% ниже, чем у старых двигателей.
Определена Vmax
Выполнялись полеты на дальность.
Определяли х-ки УУ.
ЛИ задерживались отсутствием насосов НП-85 от ОКБ т. Зверева и 3-кратной заменой двигателей в связи с уходом масла, а с 01.11 прекращены из-за отсутствия двигателей. Самолет простаивает.
Самолет «101»: проходит ЛИ и доводки по программе 1-го этапа. СНЭ=39 полетов из 78 по программе, в которых сняты прочностные х-ки по самолету, х-ки УУ с передней и задней центровкой, по системе высотного оборудования «РО», навигационного и э/оборудования по «Су», что соответствует 45% выполнения программы по 1-му этапу.
Кроме основной программы, на самолете закрыты 2 дополнительные программы:
- по определению Vmax с улучшенной геометрией обводов, и
- по определению Vmax на Н=12500 с подрезанными а/д ребрами, и двигателями, перерегулированными на большую тягу.
Кроме того, с-т принимал участие по теме «Кристалл», выполнено 7 полетов.
Самолет «102»: с 15.01 до 10.11.1971 г. находился в Казани, на дооборудовании под ПШП, а также замене двигателей, которые были поставлены только в 10.1971 г.
После перегона в ЖЛиДБ, самолет дооборудовался экспериментальным оборудованием необходимым для испытаний на БУА и средств спасения.
ЛИ по программе начаты 15.12.1971 г., сделано 3 полета из 54 по программе.
Самолет «201»: На этом самолете СНЭ = 38 полетов (в 1971 г. = 27 полетов) из 73 по программе, и 11 прерванных взлетов, не предусмотренных программой, по определению эффективности стабилизатора на режимах подъема носового колеса.
Самолет принимал участие по теме «Кристалл», сделал 7 полетов. С мая по октябрь самолет простаивал, т.к. не были выделены на него двигатели с полной тягой.
Программа 1-го этапа по объему работ выполнена на 55%, в т.ч. проведено ... моделирование АП и САУ на земле, отработан АП на дозвуковых режимах, на 20-30%, опробованы сверхзвуковые режимы полета, но 90% отработана система «Путь-ЧИ-I», на 30-35% отработаны РСО и РНО.
Самолет «202»: Самолет получен от КАЗа 07.01.1971 г., 2 месяца был занят монтажами экспериментального оборудования, т.к. серийный завод проложил только жгуты.
На самолете сделано 37 полетов из 39, предусмотренных программой отработки ракетного вооружения, что составляет 0% реальных вопросов по программе.
Самолет «203»: 10.02.1971 г. прибыл из Казани. На самолете ведется отработка БВ. В течение года с участием в/ч 19163 сделано 30 полетов из 50 по программе этапа «А», что составило 55% выполненного объема работ по программе, в т.ч. проверена безопасность сбросов (одновременно сбрасывалась 51 бомба весом 250 кг), боковая и продольная устойчивость с грузом, боковая устойчивость при ассимметричной подвеске АБ под АП и без АП, проверена связь АП и НБС, начата отработка НБС с ЦНВ-У, практические потолки с различной нагрузкой, снята часть км расходов с различной бомбовой загрузкой, выполнялись растрясочные полеты.
Самолет «301»: с улучшенными весовыми и а/д качествами. Поступил на ЖЛиДБ 19.07.1971 г. На самолете сделано 11 полетов из 155, предусмотренных программой, что составляет 20% объема работ, в т.ч. сняты км расходы и определена дальность полета на дозвуке и сверхзвуке.
ЛИ этого самолета ведутся медленно, т.к. были большие перерывы между полетами по таким причинам, как замена двигателей на раскрученные, 3-кратное напыление по облагораживанию, которое не было сделано в Казани, в процессе постройки, доработка КЗА, установка автомата отключения охлаждение турбины двигателя, замена 20 и 18 двигателей.
Всего на самолетах Ту-22М сделано 239 испытательных полетов из 569, предусмотренных программами по этапу «А».
Проделанный ЖЛиДБ анализ причин простоя показывает, что большую часть времени с-ты простаивают из-за отсутствия ГИЗ, включая двигатели, что подтверждается таблицей:
№ самолета...............% простоя
001.............................52
101.............................32
102.............................26,5
201.............................28,0
202.............................32,0
203.............................8,0
301.............................9,0
В 10-11.1971 г. подписано СР МАП, ВВС, МРП, определяющее дальнейший порядок проведения ЛИ и постройки самолета.
В свете этого решения составлен общий график работ на 1972 г., который находится в стадии оформления.
В соответствии с этим СР наше ОКБ должно передать в 01.1972 г. КАЗ чертежи на самолет № 503с новым комплексом оборудования. Макет этого самолета предъявлен и одобрен государственной макетной комиссией.
В 1971 г. 90% чертежей сдано КАЗу, остальные будут сданы в установленный срок = 01.1972 г.
Стат. испытания: планер самолета в состыкованном виде передан ЛИКу 23.02.1971 г.. До конца года проведены испытания на все посадочные случаи, испытаны моторные установки до 80%, механизация крыла, проводки управления. Проведены испытаний фюзеляжа в системе самолета, испытано крыло на 1 полетный случай, и оперение (ГО и ВО) на все случаи.
Проведены изолированные испытания узла поворотного крыла до полного определения прочности. Планируется закончить комплекс СИ в 08.1972 г. ПЗ будет выдано в марте.
Таблица распределения и выполнения плана опытных работ за 1971 г.
...
Шифр 1734: Модификация Ту-22К в самолет Ту-22М (1 этап оборудования):
ПСМ № 1098-378 от 28.11.1967 г., ...
полная сметная стоимость = 104.700 т.р.,
состояние на 1.1.71 = 59.439+6 т.р. выдано авансом,
план на 1971 = 17.340 т.р.,
выполнение плана в сметной стоимости = 18.159+153 т.р. выдано авансом,
в фактических ценах = 18.158+153 т.р. выдано авансом.
с/с с начала работ в сметной стоимости = 77.602+159 т.р. выдано авансом,
в фактических ценах = 776500+159 т.р. выдано авансом.
Шифр 1771: Создание 2-го летного экземпляра – улучшенного варианта Ту-22М.
Решение ВПК № 300 от 29.12.1969 г., № 247 от 02.10.1970 г.
Сметы нет. Состояние на 1.1.71 г. = 10.571+6 т.р. авансом,
план на 1971 г. = 13.530+300 т.р. авансом,
выполнение по плану = в сметной стоимости = 14.187+226 т.р. авансом,
фактически = 14.186+226 т.р. авансом.
с/с с начала работ = в сметной стоимости = 24.757+232 т.р. авансом,
в фактической стоимости = 24.757+232 т.р. авансом.
Шифр 1814: разработка АП самолета- постановщика помех коллективно-групповой защиты Ту-22МП со станцией помех типа «Букет» (1 вар.) и со станцией помех типа «Ландыш (2 вар.)
ПСМ № 77-27 от 04.02.1971 г., Приказ МАП № 67 от 10.03.1971 г.
...
Распределение незавершенного производства:
Заводской шифр............................................на 1.1.1971...............на 1.1.1972
Суммарно:.....................................................489.287......................484.216 + 3.561 авансов.
...
в) по работам, находящимся на испыт.......162.551......................467.859 +3359 авансов..
...
1734 Самолет Ту-22М..................................59.440........................77600+159 авансов
1771 улучш. Вар-т Ту-22М...........................-.................................24756+232 авансов
...
...г) незаконченные работы.........................144.355.......................6.828+202 авансов
...
1771 Улучш. вар-т Ту-22М.........................10.571..........................-
1742 раб.по теме «Комплекс»-АП..............34...............................34
1749 созд.компл. ДП – АП...........................42...............................42
...
1802 Ту-144МР, ТУ-144ДС – АП.................5...............................45+9 авансов
...
1814 с-т Ту-22МП ... ......................................-...................................8
Расшифровка тем:
2. Модиф. Ту-22К в с-т Ту-22М (1 этап оборудования): предъявить с-т на СГИ 1 кв. 1970 г.
3. Создание второго ЛЭ Ту-22М (1 этап оборудования): по с-ту 301 выдать в 1 кв. 1972 г. ПЗ об условиях передачи в в/ч самолетов выпуска 1971-72 г.г.