Б.г.>> Это ОЧЕНЬ дорого. Стартовый стол гораздо дороже ракеты. Стартовые столы Шаттлов переделывались из оставшихся от Сатурнов-5, это было дешевле, чем строить с нуля.
Mihail66> На счет "дорого" споров нет. Но когда их под Шаттлы переделывали, почему эти Шаттлы не сориетировали как мне хочется, чтобы их не разворачивать?
Да в чём проблема развернуть ракету в полёте? Шаттлы летали на разные наклонения от 28,5 до 64 градусов, и "не разворачивать" - это вообще не вариант.
Mihail66> Вообще с этих стартовых площадок не только Сатурны с Шаттлами взлетали. На них же и "Арес" и "Фалькон Хеви", и по любому их нужно под разные ракеты как-то переделывать.
Так и переделывали. Но два типа одновременно с них никогда не летали, даже "Сатурн-1Б" с "табуретки", во время полётов к Скайлэбу и "Союз-Аполлон", случились после последнего старта "Сатурна-5". Это никак не связано с разворотом ракеты.
Mihail66> Что до именно Шаттла, то у меня есть кой какие мысли на этот счет. Если посмотреть на запуск то видно, что в самом начале взлета ускорители прут вертикально, а прицепленный к ним "самолет" своей тягой выталкивает всю эту "дуру" в сторону океана. И уже поднявшись на некоторую высоту и сместившись относительно стартовой подальше от суши начинается этот маневр с креном.
Нет. Положение корабля на стартовом столе задавалось геометрией газоотвода, и геометрией транспортёра, тоже унаследованного от "Сатурнов". Но "Сатурн" был незаправленным, и весил гораздо меньше, у Шатлла ускорители ехали уже снаряжёнными, что составляло львиную долю от 2000 тонн стартовой массы.
Mihail66> Если сразу ориентировать корабль брюхом в сторону материка и взлетать без разворота, то видимо кораблю будет сложно всю эту махину в сторону океана оттащить. Но это лишь мои наблюдения.
Это всё пустые мысли. Во время первых полётов Шаттл вертелся иначе. После катастрофы Челленджера схему изменили, чтобы увеличить шансы на спасение при катапультировании.
Угловые скорости, потребные для этого манёвра, очень невелики, скоростной напор во время этого манёвра тоже невелик.
Аппарат, действительно, несимметричен, и взлетает невертикально, со смещением, так и башня обслуживания заранее спроектирована под такую траекторию движения.
Нет никаких причин не разворачивать ракету в полёте, какую бы она конфигурацию ни имела. Кроме одной - ограничений по углам поворота гиростабилизированной платформы.
Ограничения возникают по углам атаки, по скоростному напору, по ориентации антенн, по возмущениям в момент отделения ускорителей, а потом - бака. Но это всё - лишь мелкие или средние технические проблемы, никак не повод строить несколько стартовых столов для разных азимутов пуска.