[image]

Только отечественная морская авиация

 
1 57 58 59 60 61 80
RU Потапыч 63 #21.02.2020 12:14  @Eagle_rost#17.02.2020 14:43
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

E.r.> busman>> Интересно, Север или Тихий?
E.r.>> Черноморский
E.r.> на самом деле на Каспий пойдут

Таки давно слухи ходят - если повар ;) кок нам не врет (за Ми-14-е то-же)...

Крылья Каспия: Минобороны разворачивает спасательный авиаотряд

Его укомплектуют самолетами-амфибиями Бе-200 и вертолетами Ми-14ПС //  iz.ru
 
   66
RU Блиц #21.02.2020 12:43  @Потапыч 63#21.02.2020 12:14
+
+1
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

E.r.>> busman>> Интересно, Север или Тихий?
П.6.> E.r.>> Черноморский
E.r.>> на самом деле на Каспий пойдут
П.6.> Таки давно слухи ходят - если повар ;) кок нам не врет (за Ми-14-е то-же)...
П.6.> Крылья Каспия: Минобороны разворачивает спасательный авиаотряд | Статьи | Известия
Ага.Помню эту статью.Но то,что "..Каспийская флотилия впервые обзаведется собственной авиацией. Даже в СССР своих самолетов и вертолетов в мирное время у нее не было."©-явно ошибка. Бе-12 ещё как были.В 84-85гг наблюдал их воочию и не один раз ;) .Да и у Азербайджана до середины 90-х они были как-раз из состава бывшей ККФл.
P.S. Вот жаль только если разговоры о модерне МИ-14ПЛ так и останутся разговорами(свои двигатели и БРЭО сейчас есть). И увы отсутствие ТВД мощностью сравнимым с АИ-20 под 5тыс.л.с. не позволяет ремоторизировать Чайки с хранения для использования в МЧС.Не хуже канадского Бомбардира-415 был бы :D
   80.0.3987.11680.0.3987.116
RU Eagle_rost #21.02.2020 13:46  @Блиц#21.02.2020 12:43
+
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

Блиц> Ага.Помню эту статью.Но то,что "..Каспийская флотилия впервые обзаведется собственной авиацией. Даже в СССР своих самолетов и вертолетов в мирное время у нее не было."©-явно ошибка. Бе-12 ещё как были.В 84-85гг наблюдал их воочию и не один раз ;)
еще раз--в конце СССР у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты, ни своей авиации. Хотя да Бе-12 в Баку базировались, но флотскими они не были.
   79.0.3945.13079.0.3945.130
RU Потапыч 63 #21.02.2020 13:47  @Блиц#21.02.2020 12:43
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

Блиц> "..Каспийская флотилия впервые обзаведется собственной авиацией. я у нее Бе-12 ещё как были.

А на кой на Каспии БЕ-12-тые в отсутствии ПЛ, диверсионные МПЛ - не доплывут до запасов "Виноделия" даже - там хлопцы в засаде. Может - в те времена: если пролетом - с ремонта там или по обмену опытом...вдруг второй секретарь обкома дрейфовал по морю - от неудачной наживки (ну русалки говорит) - теперича спасай его и свиту, благо грузоподъемность борта позволяет. ;)
Прикреплённые файлы:
А на кой.jpg (скачать) [1050x617, 269 кБ]
 
 
   66
RU Потапыч 63 #21.02.2020 14:44  @Eagle_rost#21.02.2020 13:46
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

E.r.> в конце СССР у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты,

Дмитрий (если опять в Фамилии не ошибся ;) ) - можно с этого момента поподробней (с учетом именно конца у СССР) - за все МДКаВП, экранопланы, труселя непромокающие и т.д. и т.п.? ИЛИ ЮМОР - уместен... ;)
   66
RU Eagle_rost #21.02.2020 15:07  @Потапыч 63#21.02.2020 14:44
+
+2
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

E.r.>> в конце СССР у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты,
П.6.> Дмитрий (если опять в Фамилии не ошибся ;) ) - можно с этого момента поподробней (с учетом именно конца у СССР) - за все МДКаВП, экранопланы, труселя непромокающие и т.д. и т.п.? ИЛИ ЮМОР - уместен... ;)

Дмитрий это имя, а не фамилие.......
Экранопланы это 11 авиагруппа ЧФ. МДКВП это отдельный дивизион был в составе бригады десантных кораблей Каспийской флотилии.
Труселя это вещевая служба.

Авиация (ВВС) Каспийской военной флотилии
(Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии,
Каспийский воздушный дивизион)
Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но Гражданскую и Великую Отечественную войны оно оказалось в гуще боевых действий.
Деятельность Морской Авиации на Каспии берет свое начало с 1915г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации. В ноябре того же года оно приступило к обучению летчиков.
23 февраля (8 марта) 1917г. приказом по Управлению Беломорско-Мурманским районом № 54 от 17 февраля 1917г. было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде Особого Назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав Балтийского и Черноморского флотов, а так же подготовка авиационных резервов. В ее состав должны были войти шесть воздушных дивизионов по 10 самолетов каждый. Фактически воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись Школами Морской Авиации, в том числе 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской Школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.
Но уже 17 июня 1917г. Воздушная бригада Особого Назначения была расформирована. Входившие в ее состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колесных самолетов) авиадивизионы были переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.
В апреле 1918г. так называемый «Совнарком Закавказья» под председательством С.Г. Шаумяна при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан захватил власть в Баку. Тогда же был создан красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.
На его «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боев с мусульманским ополчением гидросамолеты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.
23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион под командованием военлета С. П. Девеля с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трех отрядов, которыми командовали летчики Луканидин, Громов и Торосов (Торосян).
25 июня самолеты собрали на переоборудованном в аэродром бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.
27 июня командир дивизиона С. Девель во время очередного боевого вылета приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял летчик Т. Торосов.
8 июля 1918г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, из самолетов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолетах М-5 и М-9 под командованием А. А. Степанова (пилоты Н. Сахаров, Г. Ервандян, Ф. Очеретян, А. Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: 1-м командовал военлет Кропотов, вторым – военлет Ервандян.
К 1 августа 1918г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать преимущественно над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники экипажи были обречены на гибель. Так за неполный месяц боев было потеряно два самолета с экипажами:
- 8 августа при бомбардировке турецких эшелонов на станции Аляты был сбит зенитным огнем гидросамолет М-9 с экипажем в составе летчика Н. С. Сахарова и авиамеханика Э. П. Тидриха. При падении аэроплана авиаторы получили смертельные травмы;
- 1 сентября не вернулась из полета летающая лодка М-5 под управлением пилота И. Тараканова с летнабом В. Клетным. Экипаж получил задание бомбить турецкую батарею у горы Шабан-Даг, но был подбит огнем с земли. Гидросамолет с остановившимся двигателем не дотянул до кромки берега и рухнул на крыши города. Оба летчика погибли.
В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л. Ф. Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.
В начале 1919г. несколько летчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана («Сопвич полуторастоечный» и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолеты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.
После захвата турками 15 сентября 1918г. Баку гидроавиадивизион красного флота прекратил свое существование. Уцелевшие самолеты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска. Фактически с этого времени началось открытое вооруженное противостояние между белыми и красными на Каспии.
Осенью 1918г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации. Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них в состав дивизиона вошли так же уцелевшие самолеты и летчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А. С. Демченко, которого в июле 1919г. сменил С. С. Негеревич.
1-й гидроавиаотряд базировался в устье Волги в с. Оранжерейном в 60-ти км юго-западнее Астрахани и воевал над ее нижним течением (начальник - В. К. Лавров), а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолеты Бакинской школы) вел боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из семи «Ньюпоров» различных модификаций и двух «Спадов», возглавлял военлет П. П. Величковский. Этот отряд базировался на Аэр. Красный Яр.
14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налету английских самолетов «Шорт-184» из состава 221 эскадрильи RAF. В результате бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всем гидроавиадивизионе осталось всего пять летающих лодок М-9 и пять истребителей «Ньюпор».
В начале августа 1919г. на Волгу прибыли с колчаковского фронта корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион под командованием Б. Г. Чухновского, а так же баржа-авиатранспорт «Коммуна» для гидросамолетов, и еще одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.
В Саратове авиадивизион пополнился восемью летающими лодками и к моменту вступления в бой он насчитывал 12 гидросамолетов (М-5, М-9 и М-20) и три «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е. И. Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А. С. Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. (В ее составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой - на севере Каспия. Начальником бригады назначается С. Э. Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлет С. С. Негеревич.
В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия под командованием Ф. Раскольникова начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.
В разгоревшихся ожесточенных боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября Летчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона. сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлеты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налеты на город, причем ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября утром четыре гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.
17 сентября 1919г. 2 самолета «Де Хевилленд» D.H.9 из состава 47 эскадрильи RAF, воюющей на стороне Деникинских войск, совершили налет на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолеты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолеты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но пять из семи стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, еще восемь получили ранения. (По другим данным, самолетов на барже было всего пять, а разбито из них – четыре). Еще одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налета Волжско-Каспийский гидродивизион понес серьезные потери и надолго утратил свою боеспособность.
Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге 18 октября 1919г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.
В то-же время летчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлет А. С. Демченко, в ноябре 1919г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-19гг. летчиками дивизиона было налетано 345 часов и сброшено 4000 кг бомб.
17-18 мая 1920г. в ходе операции в иранском порту Энзели Волжско-Каспийская флотилия захватила кроме других трофеев гидроавиатранспорт с 4 самолетами, который был включен в ее состав.
В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии в июле 1920г. бригада за исключением одного гидроавиаотряда была перебазирована на Черное море, где вместе с другими авиационными соединениями вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Черного и Азовского морей.
В декабре 1918г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г. Я. Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооруженных Сил Юга России из 6 самолетов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.
Весной силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счет союзников – англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, втом числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919г в порт Петровск (ныне Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266 эскадрильей RAF командовал капитан Дж. А. Садлер. На вооружении ее стояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221 эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолетами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл, Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято еще в сентябре 1918г. Каспийские танкеры «Эльдар Уссейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по два-три гидросамолёта. В Петровске самолеты «Шорт-184» погрузили на корабли.
12 мая 1919г. английская флотилия с самолетами на борту гидроавиатранспорта участвовала в набеге на Форт Александровск. А 22 мая от прямого попадания авиабомбы гидросамолетов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин», самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну.
24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось все побережье Каспийского моря за исключением дельты Волги
В середине июня 1919г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолеты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова. (В литературе встречаются упоминания, что с сентября 1918г. по октябрь 1919г. на Каспии имелся Каспийский гидроавиационный отряд Вооруженных Сил Юга России, начальником которого был лейтенант С. Я. Ярыгин. Другой информации по нему обнаружить не удалось. Нет полной ясности, об одном или разных отрядах идет речь).
8 августа 1919г. авиатранспорт белых «Орленок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе ее были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около двухсот пленных.
26 августа 1919г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.
27 августа 1919г. весь персонал 266 эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн» вместе с гидросамолётами был передан белым, которые в октябре 1919г переименовали его в «Волга». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствии аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так самолет «Шорт-184» № 9085 был захвачен в селе Ганюшкино в январе 1920г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» № 9078 был передан в Астрахани на баржу «Коммуна».
Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.
После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.
С октября 1919г. отряд дислоцировался в селе Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской Армии и морскую воздушную разведку акватории Каспийского моря.
В конце октября 1919г. белая авиация на Каспии пополнилась самолетами «Шорт-184», переданными из английской 266 авиаэскадрильи RAF при ее эвакуации из России.
Поздней осенью 1919г. гидроавиационный отряд Уральской Армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолет неизвестной модели.
В середине ноября из-за наступления зимних холодов отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.
С июня 1931г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в ее составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.
До ноября 1939г. в составе флотилии был сформирован 79 отдельный морской разведывательный авиационный отряд , базирующийся в Баку, который в мае 1940г. был переформирован в 79 отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 самолетов МБР-2, главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.
В феврале 1940г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооруженное истребителями И-16, которое к 1942г. было переформировано в 9-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.
Кроме того, в 1940-44гг. в составе Каспийской военной флотилии был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.
С мая 1941г. 79 оаэ стала именоваться 79 отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.
По состоянию на 22 июня 1941г. в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным 13) самолетов различных типов.
В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942г. в нее включили 22 отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооруженный самолетами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамлы (Азербайджан) на базе ВМАУ морских пилотов. Однако, уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошел в состав ВВС СФ. (см. также 22 омрап в разделах Части РзА ВМФ и Части РзА ВВС СФ).
Авиация Каспийской военной флотилии непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и так же как ВВС ТОФ, СТОФ и Амурской военной флотилии была кузницей летных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942г. по февраль 1943г. , когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию ее силы были включены в состав действующей армии.
После войны в состав ВВС флотилии имелись 79 омдраэ, вооруженная МБР-2 и 19 отдельный авиационный отряд.
79 омдраэ числилась в боевом составе КаВФ до июня 1947г. и в этом же году была расформирована.
В 1948г. в связи с реорганизацией ВВС ВМФ авиационные части Каспийской ВФ были расформированы.
Второе пришествие авиации на Каспий произошло 60-е годы прошлого века, хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана «КМ» («Корабль-макет»)
В 70-80-е годы были построены серийные десантные экранопланы типа «Орленок» и боевой типа «Лунь». В 1979г. из них был сформирован 236 дивизион кораблей – экранопланов 106 бригады десантных кораблей Каспийской военной флотилии.
В 1987г. дивизион был переформирован в 11-ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передана в состав Черноморского флота. Однако, при этом Авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества бывшего ЧФ СССР не фигурировала.
В мае 1998г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595 базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.
В настоящее время флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в ее интересах личного состава и грузов используются транспортные самолеты 46 отап ВВС и ПВО ВМФ, а так же вертолеты, выделяемые из состава ВВС Черноморского флота.
   79.0.3945.13079.0.3945.130
RU Потапыч 63 #21.02.2020 15:55  @Eagle_rost#21.02.2020 15:07
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

E.r.> Дмитрий это имя, а не фамилие

Спасибо - Потапыч - это то-же не напильник, так напыление по пчелам почте. ;)

Не обижайся - за глупый юмор ("консоли" жмут - по случаю с трактористом ботфортами махнулись - я ему коготь - он мне сапог: говорит если подойдет - второй с аистами по почте, вместе с прошлым уловом - ну тот который не давно образовался - пришлем).
   66

RU Блиц #21.02.2020 16:27  @Eagle_rost#21.02.2020 15:07
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

E.r.> Экранопланы это 11 авиагруппа ЧФ. МДКВП это отдельный дивизион был в составе бригады десантных кораблей Каспийской флотилии.
Это не так .Достаточно длительное время с начала 80-х дивизион был отдельным дивизионом ЭКРАНОПЛАНОВ в составе 106 БрДК ККФл и только потом в 87- передали в подчинении ЧФ.Впрочем эта экранопланная "тема" тогда уже пошла на спад и слава Богу наверное.
   80.0.3987.11680.0.3987.116
RU Блиц #21.02.2020 16:32  @Потапыч 63#21.02.2020 13:47
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

Блиц>> "..Каспийская флотилия впервые обзаведется собственной авиацией. я у нее Бе-12 ещё как были.
П.6.> А на кой на Каспии БЕ-12-тые в отсутствии ПЛ, диверсионные МПЛ - не доплывут до запасов "Виноделия" даже - там хлопцы в засаде. Может - в те времена: если пролетом - с ремонта там или по обмену опытом...вдруг второй секретарь обкома дрейфовал по морю - от неудачной наживки (ну русалки говорит) - теперича спасай его и свиту, благо грузоподъемность борта позволяет. ;)
На кой,говорите? А в качестве поисково-спасательных ,патрульного? А вот эти "пролеты","обмен опытом",вторые секретари,дрейфующие...,русалки"-извините,но это=хмельная абракадабра какая-то..Зачем это?
   80.0.3987.11680.0.3987.116
RU Потапыч 63 #21.02.2020 16:33  @Потапыч 63#21.02.2020 14:44
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

E.r.>> у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты

Дмитрий - еще раз спасибо за авиацию. За почти бетонные позиции у "лукоморья" десантных катеров на воздушной подушке различных проектов и просто ДКА в "другом месте" - видать показалось (в черно-белых снимках "У-2" и его модификаций, не говоря о других СР и спутниках / провожающих со свадеб и т. д.). За МРП / ПДСС (хотя уже и не по нынешней классификации - может быть) - тем более не будем - хотя и не МП - а все-равно - НАШИ!
   66
RU Потапыч 63 #21.02.2020 16:47  @Блиц#21.02.2020 16:32
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

Блиц> На кой,говорите? А в качестве поисково-спасательных ,патрульного? А вот эти "пролеты","обмен опытом",вторые секретари,дрейфующие...,русалки"

Не принимай во внимание (можно на "ТЫ" - я не против) - пытаюсь юморить на форуме, чтоб не все скучно было - пока Настоящих / Стоющих новостей о Возрождении ФЛОТА нет (да - порой по ходу перегибаю емкость палку - не все понимают - некоторые даже обижаются) - а я только за: если-бы ВСЕ думали и творили одинаково - ТО тут уже не до прогрессу...

А за Бе-12ПС и опытный Бе-14 - почему-бы и нет - просто не встречалось, что на Каспии - но даже Человек не может всего знать (в иллюзиях пребывать / или подпискою делиться не до времени и т. п. ) - тем более подрастающий потапыч медвежонок чегой-то там пронюхать ;) , ноздрями-то не по ветру.
   66
RU Блиц #21.02.2020 17:01  @Eagle_rost#21.02.2020 13:46
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

Блиц>> Ага.Помню эту статью.Но то,что "..Каспийская флотилия впервые обзаведется собственной авиацией. Даже в СССР своих самолетов и вертолетов в мирное время у нее не было."©-явно ошибка. Бе-12 ещё как были.В 84-85гг наблюдал их воочию и не один раз ;)
E.r.> еще раз--в конце СССР у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты, ни своей авиации. Хотя да Бе-12 в Баку базировались, но флотскими они не были.

Они были именно флотские.Базировались в основном на а/э Кала.Привлекались главным образом для обеспечения и содействия при испытаниях экранопланов. Кстати насчёт морской пехоты- отряд ПДСС,базирующийся в советское времяв п.Зых под Баку формально считался МРП морской пехоты и форму носил соответствующую.Так что....
   80.0.3987.11680.0.3987.116
21.02.2020 17:29, Потапыч 63: +1: Спасибо за то - что порой не пишут в "официальных книгах / репортажах - да и просто - при личном общении не произносят - мало-ли кто откуда...!
RU Eagle_rost #21.02.2020 18:36  @Блиц#21.02.2020 17:01
+
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

Блиц> Они были именно флотские.Базировались в основном на а/э Кала.
не были они флотскими..........

Привлекались главным образом для обеспечения и содействия при испытаниях экранопланов. Кстати насчёт морской пехоты- отряд ПДСС,базирующийся в советское времяв п.Зых под Баку формально считался МРП морской пехоты и форму носил соответствующую.Так что....

МРП это МРП, к морской пехоте отношения не имеет.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Eagle_rost #21.02.2020 18:39  @Блиц#21.02.2020 16:27
+
+1
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

E.r.>> Экранопланы это 11 авиагруппа ЧФ. МДКВП это отдельный дивизион был в составе бригады десантных кораблей Каспийской флотилии.
Блиц> Это не так .Достаточно длительное время с начала 80-х дивизион был отдельным дивизионом ЭКРАНОПЛАНОВ в составе 106 БрДК ККФл и только потом в 87- передали в подчинении ЧФ.Впрочем эта экранопланная "тема" тогда уже пошла на спад и слава Богу наверное.

11 отдельная авиационная группа (экранопланов) ВВС ЧФ
(4595 база хранения экранопланов КаВФ,
эскадрилья экранопланов,
236 дивизион кораблей – экранопланов КаВФ)
Развитие военной техники во 2-й половине XX-го века привело к созданию принципиально новых средств передвижения по воздуху – экранопланов. Военных привлекли такие их особенности, как высокая скорость, позволяющая быстро и внезапно перебрасывать подразделения на вражеский берег, а способность совершать полет над поверхностью воды приводило к невосприимчивости данной техники к минным полям и противодесантным заграждениям.
В начале 60-х годов в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания оенно скую «КМ» («Корабль-макет», или как его называли в зарубежной прессе «Каспийский монстр»). Испытания продолжались 15 лет, вплоть до его гибели в декабре 1980г.
В 1973-76гг. экраноплан «КМ» входил в состав 104 бригады строящихся подводных лодок ВМФ. Командир корабля – капитан Ю. М. Поляков.
В 1972г. на ходовые испытания вышел новый десантный экраноплан А-90 «Орленок» (которому позднее присвоили номер С-23), способный перебросить на расстояние 1500 км до 200 морских пехотинцев с вооружением со скоростью 400 км/ч.
В 1974г. началось серийное производство «Орлят». Всего планировалось выпустить 24 такие машины, однако реально удалось построить только 5 экранопланов, из которых один корабль предназначался для статических испытаний. Остальные летающие экранопланы получили заводские номера С-21, С-25 и С-26 и первый летный прототип С-23 (после аварии сдан на слом).
Экранопланы строили в Горьком (ныне Нижний Новгород) и в полуразобранном виде по ночам вниз по Волге буксировали до Каспийска. Там на филиале завода их собирали и проводили опытные полетные испытания с выброской морского десанта или боевой техники, а в последующем для ракетоносца - опытные ракетные стрельбы.
Пока экранопланы строились, разрабатывались организационно-штатные структуры подразделений, которые будут эксплуатировать эту технику, и решался вопрос о том, кому эти части будут подчиняться. Логика руководства ВМФ СССР была простой: «Раз летает - значит, самолет». И его решением новый тип этой специфической военной техники был подчинен командованию Морской Авиации, что последней не очень понравилось (хватало и других проблем по внедрению новой авиационной техники).
Первый серийный экраноплан С-21 вышел на государственные испытания 5 октября 1979г., а 3 ноября на нем был поднят флаг ВМФ СССР. По военной классификации он именовался «малый десантный корабль – экраноплан». Хотя он и был включен в состав 369 бригады охраны водного района и кораблей консервации Каспийской военной флотилии (г. Махачкала), но находился в прямом подчинении командующему флотилией и Главнокомандующему ВМФ. Первый его экипаж: командир корабля капитан Ленский, помощник командира корабля капитан Ситников, штурман корабля капитан Братчиков, бортинженер капитан-лейтенант Семенов, бортрадист прапорщик Томилин, бортовой оператор прапорщик Ковпак, бортовой механик прапорщик Капустян, бортовой электрик мичман Зимний. Кроме летного состава имелся еще штатный руководитель полетов на берегу – капитан Ушаков.
В период с 1979г. по 1983г. в состав вновь сформированного (с 1 июня 1984г.) 236 дивизиона кораблей – экранопланов (в/ч 30960) 106 бригады десантных кораблей Каспийской флотилии вошли морские десантные экранопланы «МДЭ-150», «МДЭ-155» (27.10.1981г.), «МДЭ-160» (30.12.1983г.) - такие номера получили С-21, С-25, С-26. Соединение дислоцировалось на специально построенной базе в г. Каспийске. Местом стоянки и постоянного базирования экранопланов выбрали территорию Каспийского оборонного завода «ДагДизель», где находился опытный филиал Горьковского ЦКБ судов на подводных крыльях.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1980г. планировалось в течение 10 лет построить еще четырех экранопланов. В 1984г. планы постройки экранопланов были откорректированы в сторону увеличения. Теперь предусматривалось построить уже 11 таких воздушно-морских аппаратов.
По ряду причин постройка и эксплуатация экранопланов велась не очень интенсивно. Одной из них было сильное нежелание командования Авиации ВМФ СССР брать экранопланы под свою ответственность. Так только через 5 лет после вступления в строй серийных образцов приказом Министра Обороны СССР №00136 от 12.10.1984г. десантные экранопланы проекта 904 были приняты на вооружение ВМФ СССР.
В конце декабря 1984г. была издана директива ГК ВМФ о переформировании дивизиона кораблей – экранопланов в эскадрилью экранопланов. По воспоминаниям ветеранов части дивизион был переформирован сразу в авиагруппу.
Тем временем шло строительство экраноплана-ракетоносца проекта 903 «Лунь», вооруженного шестью ПКР «Москит», и на основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0644 от 17.08.1985г. на ЧФ был сформирован для него экипаж.
В соответствии с приказом МО СССР № 0256 от 12.11.1986г. экранопланы стали считаться видом боевой техники Морской Авиации и подлежали включению в состав ВВС флотов.
С 01.12.1987г. директивой Главкома ВМФ от № ДФ-035 от 21.04.1987г. эскадрилья экранопланов была переформирована в 11 отдельную авиационную группу (экранопланов), которая была передана в состав ВВС ЧФ. Место дислокации авиагруппы осталось прежним. На вооружении авиагруппы стояли три серийных десантных экраноплана проекта 904 («Орленок»).
В мае 1989г. программа строительства экранопланов опять была пересмотрена, на этот раз – в сторону уменьшения. Предполагалось построить только два аппарата: в ракетоносном и спасательном вариантах. В декабре того же года, после прохождения государственных испытаний, в состав 11-й ОАГ вошел ракетный экраноплан «Лунь» проекта 903 (С-31). Опытный и он же последний полет этого экраноплана состоялся летом с боевыми стрельбами ПКР «Москит» в полете и на плаву. Главным недостатком данного аппарата была неспособность самостоятельно «выходить» на берег, поэтому для его базирования требовался плавучий док.
Есть информация, что рассматривался вопрос о перебазировании 11 отдельной авиационной группы на озеро Донузлав. В этом случае Черноморский флот располагал бы высокомобильными подразделениями на экранопланах и МДКВП типа «Зубр», способными в короткие сроки перебрасывать десантно-штурмовые подразделения морской пехоты при проведении морской десантной операции по захвату Проливной Зоны (проливов Босфор и Дарданеллы). Однако, техническое состояние экранопланов не позволяло организовать полноценную летно-тактическую подготовку. Тем временем общее сокращение ассигнований на Вооруженные Силы привело к свертыванию планов строительства этих, пожалуй, и в настоящее время, перспективных боевых машин.
Несмотря на принадлежность данной авиагруппы к ВВС ЧФ, она не рассматривалась в договорах по разделу Черноморского флота бывшего Советского Союза между Украиной и Россией (очевидно, сказалось ее географическое положение) .
Но время брало свое и 01.05.1998г. 11 ОАГ была переформирована в 4595 базу хранения экранопланов. Экранопланы проекта 904 были списаны. Из имеемых аппаратов С-25 был утилизирован в 1999-2000г., С-21 потерпел катастрофу, а С-26 летом 2007г. по Волге отбуксировали в Москву и установили в качестве экспоната Военно-морского музея на Химкинском водохранилище.
В настоящее время база хранения экранопланов входит в состав Каспийской флотилии, хотя хранить ей уже практически нечего. Экраноплан «Лунь» (С-31) стоит на берегу в бригаде пограничных сторожевых кораблей и ржавеет…
Второй экраноплан типа «Лунь» (С-33) все еще достраивается в спасательном варианте по проекту 9037 на заводе «Волга» в городе Нижний Новгород, там где строились и все остальные экранопланы. В феврале 2001г. заместитель ГК ВМФ по вооружению положил главкому о портребном количестве денежных средств, необходимых на достройку «Спасателя». Так как эта сумма не была предусмотрена гособоронзаказом на год для восстановления технической готовности оенно скую, то было принято решение последний из состава ВМФ РФ исключить.
Помимо сохранения оставшегося оенно скую С-31 4595 БХр также обеспечивает деятельность вертолетной авиагруппы, выделяемой из состава ВВС ЧФ в интересах командования КаВФ.
Несмотря на сложность и новизну конструкции экранопланы зарекомендовали себя вполне надежными транспортно-десантными средствами. Однако их эксплуатация не обошлась без трагического происшествия:
- 28.08.1992г. на 6-й минуте полета на «экране» в районе гидроаэродрома Каспийск по неустановленной причине произошла катастрофа экраноплана «МДЭ-150» (С-21) пилотируемого командиром корабля майором А. В. Коробковым и начальником штаба авиагруппы майором И. А. Хажумаровым. Предположительно вследствие ошибок экипажа в технике пилотирования экраноплан вышел на запредельный режим полета, ударился о воду и разрушился. Другой причиной катастрофы указывается установка в кормовой части аппарата массивной балки не предусмотренной конструкцией, которая сделала центровку предельно задней. В катастрофе погиб бортовой техник ст. прапорщик А. Баматов, а остальные члены экипажа получили травмы различной тяжести и эвакуировались на спасательные средства. Впоследствии они были подняты проходящим мимо сухогрузом.
На вооружении части стояли экранопланы проекта 904 «Орленок», проекта 903 «Лунь»
Командиры части: Масанов (с 1984г.), Ш. Джахаев, А. В. Коробкин (в 2006г.); ЗК по ЛП капитан Романенко (с 1982г.)
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Потапыч 63 #21.02.2020 18:46  @Eagle_rost#21.02.2020 13:46
+
-
edit
 

Потапыч 63

аксакал

E.r.> ни своей морской пехоты

P.S. ...а я знаю...
Прикреплённые файлы:
 
   66
RU Eagle_rost #21.02.2020 19:09  @Блиц#21.02.2020 17:01
+
+1
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

Блиц> Они были именно флотские.Базировались в основном на а/э Кала.Привлекались главным образом для обеспечения и содействия при испытаниях экранопланов. Кстати насчёт морской пехоты- отряд ПДСС,базирующийся в советское времяв п.Зых под Баку формально считался МРП морской пехоты и форму носил соответствующую.Так что....

ввсная эскадра была
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Блиц #21.02.2020 21:40  @Потапыч 63#21.02.2020 18:46
+
+1
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

E.r.>> ни своей морской пехоты
П.6.> P.S. ...а я знаю...
😁😁😁😁👍
   80.0.3987.11780.0.3987.117
RU Блиц #21.02.2020 22:03  @Eagle_rost#21.02.2020 19:09
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

E.r.> ввсная эскадра была
E.r.> Forumavia.ru - Раздел оаэ (овэ) после 1991 г.
Да приписные они были.Секретность вокруг испытаний экранопланов была соответствующая.Летчики были флотские с опытом ибо специфика совместных полетов над морем тоже была соответствующей. Судите сами-какова ценость гидроплана Бе-12 как транспортника в "сухопутной"транспортной аэ? Сейчас-то понятно,что нет смысла давать оценку "правильно-неправильно",но было в то время так 😉
   80.0.3987.11780.0.3987.117
RU Блиц #21.02.2020 22:19  @Eagle_rost#21.02.2020 18:39
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

КаВФ)
E.r.> Развитие военной техники во 2-й половине XX-го века привело к созданию принципиально новых средств передвижения по воздуху – экранопланов.
Да мне-то зачем это ликбез из Сети?Не один раз приходилось наблюдать их пробеги-пролеты по Туркянскому и Говсанскому рейдам.И в оцеплении на пляжах и в высадке десанта с них была самая что ни на есть классическая морская пехота,которой как - бы "не было"
   80.0.3987.11780.0.3987.117
+
+1
-
edit
 

К-91

втянувшийся

Блиц>> Они были именно флотские.Базировались в основном на а/э Кала.Привлекались главным образом для обеспечения и содействия при испытаниях экранопланов. Кстати насчёт морской пехоты- отряд ПДСС,базирующийся в советское времяв п.Зых под Баку формально считался МРП морской пехоты и форму носил соответствующую.Так что....
E.r.> ввсная эскадра была
E.r.> Forumavia.ru - Раздел оаэ (овэ) после 1991 г.
Военно-морской филиал Владимировки. Из Кировского.
   66
22.02.2020 16:35, Блиц: +1: Спасибо за ценное уточнение!Много объясняющее кстати,да и видным "историкам" с форума на заметку.
RU Eagle_rost #22.02.2020 13:27  @Блиц#21.02.2020 22:19
+
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

Блиц> Да мне-то зачем это ликбез из Сети?
Опа я уже стал ликбезом из сети:-)
Короче топливо секретное физики о нем ничего не знают.
Также и Каспийская флотилия времен СССР ничего не знала ни о морской пехоты, ни о морской авиации.
   80.0.3987.11780.0.3987.117
RU Вованыч #22.02.2020 13:28  @Eagle_rost#22.02.2020 13:27
+
+1
-
edit
 

Вованыч

старожил
★★★☆
E.r.> Опа я уже стал ликбезом из сети:-)

Не парься - чел просто не в курсе :)
P.S. Скинул бы ему пару-тройку своих книжек - пусть изучает.
   79.0.3945.13079.0.3945.130
RU Блиц #22.02.2020 14:00  @Eagle_rost#22.02.2020 13:27
+
+1 (+2/-1)
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

Блиц>> Да мне-то зачем это ликбез из Сети?
E.r.> Опа я уже стал ликбезом из сети:-)
E.r.> Короче топливо секретное физики о нем ничего не знают.
E.r.> Также и Каспийская флотилия времен СССР ничего не знала ни о морской пехоты, ни о морской авиации.
Знания,умножающие печаль,да?)))) Оно и понятно-писать "книжки" про отрасль,объект,регион и т.д.и прожить значительную часть жизни ,а потом и служить в этом регионе-не одно и то же.
   80.0.3987.11780.0.3987.117
RU Блиц #22.02.2020 14:02  @Вованыч#22.02.2020 13:28
+
-
edit
 

Блиц

втянувшийся

E.r.>> Опа я уже стал ликбезом из сети:-)
Вованыч> Не парься - чел просто не в курсе :)
Вованыч> P.S. Скинул бы ему пару-тройку своих книжек - пусть изучает.
Да будет Вам.))))Чел в курсе и предпочитает более серьезные "рукописи"
   80.0.3987.11780.0.3987.117
RU Eagle_rost #22.02.2020 16:04  @Блиц#22.02.2020 14:02
+
+1
-
edit
 

Eagle_rost

аксакал

Вованыч>> P.S. Скинул бы ему пару-тройку своих книжек - пусть изучает.
Блиц> Да будет Вам.))))Чел в курсе и предпочитает более серьезные "рукописи
Расскажите мне про историю морской авиации государства нашего:-)
   80.0.3987.11780.0.3987.117
1 57 58 59 60 61 80

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru