E.r.>> в конце СССР у Каспийской Флотилии не было ни своей морской пехоты,
П.6.> Дмитрий (если опять в Фамилии не ошибся ) - можно с этого момента поподробней (с учетом именно конца у СССР) - за все МДКаВП, экранопланы, труселя непромокающие и т.д. и т.п.? ИЛИ ЮМОР - уместен...
Дмитрий это имя, а не фамилие.......
Экранопланы это 11 авиагруппа ЧФ. МДКВП это отдельный дивизион был в составе бригады десантных кораблей Каспийской флотилии.
Труселя это вещевая служба.
Авиация (ВВС) Каспийской военной флотилии
(Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии,
Каспийский воздушный дивизион)
Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но Гражданскую и Великую Отечественную войны оно оказалось в гуще боевых действий.
Деятельность Морской Авиации на Каспии берет свое начало с 1915г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации. В ноябре того же года оно приступило к обучению летчиков.
23 февраля (8 марта) 1917г. приказом по Управлению Беломорско-Мурманским районом № 54 от 17 февраля 1917г. было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде Особого Назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав Балтийского и Черноморского флотов, а так же подготовка авиационных резервов. В ее состав должны были войти шесть воздушных дивизионов по 10 самолетов каждый. Фактически воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись Школами Морской Авиации, в том числе 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской Школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.
Но уже 17 июня 1917г. Воздушная бригада Особого Назначения была расформирована. Входившие в ее состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колесных самолетов) авиадивизионы были переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.
В апреле 1918г. так называемый «Совнарком Закавказья» под председательством С.Г. Шаумяна при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан захватил власть в Баку. Тогда же был создан красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.
На его «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боев с мусульманским ополчением гидросамолеты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.
23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион под командованием военлета С. П. Девеля с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трех отрядов, которыми командовали летчики Луканидин, Громов и Торосов (Торосян).
25 июня самолеты собрали на переоборудованном в аэродром бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.
27 июня командир дивизиона С. Девель во время очередного боевого вылета приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял летчик Т. Торосов.
8 июля 1918г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, из самолетов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолетах М-5 и М-9 под командованием А. А. Степанова (пилоты Н. Сахаров, Г. Ервандян, Ф. Очеретян, А. Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: 1-м командовал военлет Кропотов, вторым – военлет Ервандян.
К 1 августа 1918г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать преимущественно над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники экипажи были обречены на гибель. Так за неполный месяц боев было потеряно два самолета с экипажами:
- 8 августа при бомбардировке турецких эшелонов на станции Аляты был сбит зенитным огнем гидросамолет М-9 с экипажем в составе летчика Н. С. Сахарова и авиамеханика Э. П. Тидриха. При падении аэроплана авиаторы получили смертельные травмы;
- 1 сентября не вернулась из полета летающая лодка М-5 под управлением пилота И. Тараканова с летнабом В. Клетным. Экипаж получил задание бомбить турецкую батарею у горы Шабан-Даг, но был подбит огнем с земли. Гидросамолет с остановившимся двигателем не дотянул до кромки берега и рухнул на крыши города. Оба летчика погибли.
В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л. Ф. Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.
В начале 1919г. несколько летчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана («Сопвич полуторастоечный» и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолеты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.
После захвата турками 15 сентября 1918г. Баку гидроавиадивизион красного флота прекратил свое существование. Уцелевшие самолеты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска. Фактически с этого времени началось открытое вооруженное противостояние между белыми и красными на Каспии.
Осенью 1918г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации. Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них в состав дивизиона вошли так же уцелевшие самолеты и летчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А. С. Демченко, которого в июле 1919г. сменил С. С. Негеревич.
1-й гидроавиаотряд базировался в устье Волги в с. Оранжерейном в 60-ти км юго-западнее Астрахани и воевал над ее нижним течением (начальник - В. К. Лавров), а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолеты Бакинской школы) вел боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из семи «Ньюпоров» различных модификаций и двух «Спадов», возглавлял военлет П. П. Величковский. Этот отряд базировался на Аэр. Красный Яр.
14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налету английских самолетов «Шорт-184» из состава 221 эскадрильи RAF. В результате бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всем гидроавиадивизионе осталось всего пять летающих лодок М-9 и пять истребителей «Ньюпор».
В начале августа 1919г. на Волгу прибыли с колчаковского фронта корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион под командованием Б. Г. Чухновского, а так же баржа-авиатранспорт «Коммуна» для гидросамолетов, и еще одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.
В Саратове авиадивизион пополнился восемью летающими лодками и к моменту вступления в бой он насчитывал 12 гидросамолетов (М-5, М-9 и М-20) и три «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е. И. Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А. С. Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. (В ее составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой - на севере Каспия. Начальником бригады назначается С. Э. Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлет С. С. Негеревич.
В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия под командованием Ф. Раскольникова начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.
В разгоревшихся ожесточенных боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября Летчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона. сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлеты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налеты на город, причем ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября утром четыре гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.
17 сентября 1919г. 2 самолета «Де Хевилленд» D.H.9 из состава 47 эскадрильи RAF, воюющей на стороне Деникинских войск, совершили налет на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолеты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолеты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но пять из семи стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, еще восемь получили ранения. (По другим данным, самолетов на барже было всего пять, а разбито из них – четыре). Еще одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налета Волжско-Каспийский гидродивизион понес серьезные потери и надолго утратил свою боеспособность.
Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге 18 октября 1919г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.
В то-же время летчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлет А. С. Демченко, в ноябре 1919г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-19гг. летчиками дивизиона было налетано 345 часов и сброшено 4000 кг бомб.
17-18 мая 1920г. в ходе операции в иранском порту Энзели Волжско-Каспийская флотилия захватила кроме других трофеев гидроавиатранспорт с 4 самолетами, который был включен в ее состав.
В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии в июле 1920г. бригада за исключением одного гидроавиаотряда была перебазирована на Черное море, где вместе с другими авиационными соединениями вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Черного и Азовского морей.
В декабре 1918г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г. Я. Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооруженных Сил Юга России из 6 самолетов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.
Весной силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счет союзников – англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, втом числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919г в порт Петровск (ныне Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266 эскадрильей RAF командовал капитан Дж. А. Садлер. На вооружении ее стояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221 эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолетами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл, Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято еще в сентябре 1918г. Каспийские танкеры «Эльдар Уссейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по два-три гидросамолёта. В Петровске самолеты «Шорт-184» погрузили на корабли.
12 мая 1919г. английская флотилия с самолетами на борту гидроавиатранспорта участвовала в набеге на Форт Александровск. А 22 мая от прямого попадания авиабомбы гидросамолетов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин», самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну.
24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось все побережье Каспийского моря за исключением дельты Волги
В середине июня 1919г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолеты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова. (В литературе встречаются упоминания, что с сентября 1918г. по октябрь 1919г. на Каспии имелся Каспийский гидроавиационный отряд Вооруженных Сил Юга России, начальником которого был лейтенант С. Я. Ярыгин. Другой информации по нему обнаружить не удалось. Нет полной ясности, об одном или разных отрядах идет речь).
8 августа 1919г. авиатранспорт белых «Орленок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе ее были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около двухсот пленных.
26 августа 1919г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.
27 августа 1919г. весь персонал 266 эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн» вместе с гидросамолётами был передан белым, которые в октябре 1919г переименовали его в «Волга». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствии аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так самолет «Шорт-184» № 9085 был захвачен в селе Ганюшкино в январе 1920г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» № 9078 был передан в Астрахани на баржу «Коммуна».
Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.
После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.
С октября 1919г. отряд дислоцировался в селе Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской Армии и морскую воздушную разведку акватории Каспийского моря.
В конце октября 1919г. белая авиация на Каспии пополнилась самолетами «Шорт-184», переданными из английской 266 авиаэскадрильи RAF при ее эвакуации из России.
Поздней осенью 1919г. гидроавиационный отряд Уральской Армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолет неизвестной модели.
В середине ноября из-за наступления зимних холодов отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.
С июня 1931г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в ее составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.
До ноября 1939г. в составе флотилии был сформирован 79 отдельный морской разведывательный авиационный отряд , базирующийся в Баку, который в мае 1940г. был переформирован в 79 отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 самолетов МБР-2, главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.
В феврале 1940г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооруженное истребителями И-16, которое к 1942г. было переформировано в 9-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.
Кроме того, в 1940-44гг. в составе Каспийской военной флотилии был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.
С мая 1941г. 79 оаэ стала именоваться 79 отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.
По состоянию на 22 июня 1941г. в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным 13) самолетов различных типов.
В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942г. в нее включили 22 отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооруженный самолетами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамлы (Азербайджан) на базе ВМАУ морских пилотов. Однако, уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошел в состав ВВС СФ. (см. также 22 омрап в разделах Части РзА ВМФ и Части РзА ВВС СФ).
Авиация Каспийской военной флотилии непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и так же как ВВС ТОФ, СТОФ и Амурской военной флотилии была кузницей летных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942г. по февраль 1943г. , когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию ее силы были включены в состав действующей армии.
После войны в состав ВВС флотилии имелись 79 омдраэ, вооруженная МБР-2 и 19 отдельный авиационный отряд.
79 омдраэ числилась в боевом составе КаВФ до июня 1947г. и в этом же году была расформирована.
В 1948г. в связи с реорганизацией ВВС ВМФ авиационные части Каспийской ВФ были расформированы.
Второе пришествие авиации на Каспий произошло 60-е годы прошлого века, хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана «КМ» («Корабль-макет»)
В 70-80-е годы были построены серийные десантные экранопланы типа «Орленок» и боевой типа «Лунь». В 1979г. из них был сформирован 236 дивизион кораблей – экранопланов 106 бригады десантных кораблей Каспийской военной флотилии.
В 1987г. дивизион был переформирован в 11-ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передана в состав Черноморского флота. Однако, при этом Авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества бывшего ЧФ СССР не фигурировала.
В мае 1998г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595 базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.
В настоящее время флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в ее интересах личного состава и грузов используются транспортные самолеты 46 отап ВВС и ПВО ВМФ, а так же вертолеты, выделяемые из состава ВВС Черноморского флота.