перегрев>>>> 23% разницы. Это значит, что при одинаковой тяге и времени работы заряд смесевого РДТТ будет на 23% легче.
перегрев>> При более реальных 200 единицах удельной баллистита разница будет аж в 35%. Сколько там ускоритель весит? У близкого по массо-габаритам Гарпуна ускоритель весит 137 кг из них 66 кг топлива.
Monya> М-дяя. Ради 10 секунд работы стартовика, назначение которого в общем вытолкнуть и разогнать изделие, корячится со смесевым, поднимать стоимость - нафейхоа.
Что ты, какие десять секунд? Он там секунды три от силы работает... Но с "поднимать стоимость" ты меня от души порадовал. Так-то все эти различия в конструкции типа "смесевое vs двухосновное" на стоимость изделия влияют чуть менее, чем ни хрена. В структуре затрат производства такой техники доля прямых затрат, связанных с ценой материалов и комплектующих редко превышает 10-12%. В общих затратах доля разницы в цене между двумя видами топлива составит ноль целых, хрен десятых.
Monya> Не, ну если строишь изделия для выставок, чтоб потом с каких-нибудь саудов деньги драть - тогда оправдано, конешно.
Ну тогда Гарпуны и наша Х-35 сляпаны исключительно для выставок шоб потом деньги драть с саудов. Потому как все они имеют стартовики на смесевом топливе. Я тебе больше скажу – похоже все современные ПКР, как один, имеют стартовые ускорители на смесевом топливе. Прикинь!
Monya> А по критерию себестоимость - эффективность - ну нифига.
Опять проорал в голосину! Какая нахрен "стоимость-эффективность"? Ты его хоть раз считал? Можешь не отвечать, по глазам вижу, что нет. А вот я считал, просохатили раз сдуру в ТЗ требование "Исполнитель должен провести оценку принятых конструктивных решений по критерию "стоимость-эффективность". Этот Адъ и Израиль фабричке запомнился навсегда.
Я к чему, про "стоимость-эффективность" ты ляпнул не подумавши. Для такого уровня детализации – различие в рецептуре применяемого топлива, критерий "стоимость-эффективность" определить, скорее всего просто невозможно. Потому, что:
1. Вклад такого различия в стоимость изделия ничтожен.
2. Очень сложно, если вообще возможно, оценить вклад такого различия в изменение эффективности образца. Потому что очевидные весовые выигрыши не означают автоматического увеличения эффективности.
Смотри, мы выиграли, условно 20 кг массы и потратили ее на увеличение массы БЧ. Насколько возрастет эффективность образца? Правильный ответ – хрен его знает. Чисто интуитивно – должон возрасти, а насколько? Особенно вечер перестаёт быть томным, если критерии "эффективности" у нас определены в виде вероятностных величин. Эффективность задана как вероятность того, что цель после поражения, например, потеряет ход. Сможешь ответить, как дополнительные 20 кг БЧ повлияют на эту вероятность? Воот... И никто не может.
Monya> Ещё по институту помню (год где-то 88, ЕМНИП). Курсовик по РДТТ. Так вот, кому выпало обсчитывать и рисовать стартовики, если выбирали смесевое топливо, преподы даже смотреть отказывались, сразу расчёты отправляли переделывать, даже до графической части не допускали. При том, что у меня, например, был сферической тормозной РДТТ для увода капсулы с орбиты. И там уже был и скрепленный смесевой заряд, и кокон, и формованные каналы для обеспечения тяги по заданной программе. Там да, вес сугубо критичен, бо это барахло на орбиту тащить.
Это всегда очень волнительно читать воспоминания
об голоштанном детстве об институтских курсовых, когда с их помощью пытаются обосновать, что "короткий и мягкий это лучше, чем длинный и твёрдый". Если ты думаешь, что процесс разработки КД реального изделия хоть как-то похож на написание институтской курсовой работы, то ты глубоко и принципиально заблуждаешься. Одним из значимых факторов, влияющих на конкретное конструктивное решение, являются возможности и
традиции производственной базы твоего КБ (опытного производства или "своего" серийного завода). Если "твой завод" имеет снасть и отработанные технологические процессы под смесевое топливо, то я тебя уверяю, что конкретная конструкция пойдёт в производство со смесевым топливом, цинично поплёвывая на результаты курсовых работ из далекого 1988 года.
Применительно к очередной вундерфавле укровпк ситуация выглядит так: у разработчика просто нет "своего" производства в части ускорителя. Поэтому первые пуски с ускорителем от С-125, свежий пуск с промежуточным вариантом и баллиститным топливом, в итоге, когда и если "небратья" допилят керогаз до серийного образца, он будет со смесевым топливом. Можешь скринить.
Monya>Так что учи матчасть, в хороших учебниках по РДТТ, типа Лаврова, критерии выбора топлива доступно описаны.
Да? Цитаткой не порадуешь? Потому что я, почему-то ничего такого у Лаврова не обнаружил. Общие слова типа: "Во вспомогательных РДТТ, используемых в сравнительно несложных системах... применяют вкладные заряды из баллиститных ракетных твёрдых топлив. В более совершенных системах используют двигатели с прочно скрепленными зарядами СТРТ" Конец цитаты. Кстати вот пример "более совершенной системы"
Угадаешь с трёх раз откудова дровишки и что там за топливо?
Monya> ЗЫ:Если шо, движок САС Союзов пилотируемых до сих пор на баллистите - и не жужжит. Никому в голову не приходит, там где надёжность прежде всего, его менять. Тоже будешь говорить - старьё, дерьмо?
Конечно буду. А для тебя это сакральное откровение? САС Союза делался хер знает когда и никогда не проходил автономных испытаний. Все испытания это реальные аварии. Причем, последний случай стал поводом к очень пристальным исследованиям. К счастью, наши предшественники были реальными титанами и, не имея современных вычислительных средств, они очень здорово угадали. Вот реально угадали.
Но речь не о баллиститных зарядах САС Союза. Речь об очередном поделии укровпк. Если певцы укровпк с пеной у рта утверждают, что баллиститный заряд стартового ускорителя это не от нищеты и технологической беспомощности, а результат скрупулезных оценок критерия "стоимость-эффективость", то я совершенно спокоен за наш ЧФ.