[image]

Тяжелые (дальние) перехватчики ПВО в СССР

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 8
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

В ОКБ-155 (А.И. Микояна) тоже не бездельничали, и наряду с работами по Е-155 и др., там, на основании Решения ВПК № 70 от 30.05.1960 г. шла проработка проекта нового фронтового истребителя-перехватчика, предназначенного на замену МиГ-21. Работы исходно велись под заводским индексом Е-8, и этот самолет рассматривался как прототип нового истребителя, при этом в переписке ОКБ с ГКАТ по этому проекту в 1961-62 г.г. наряду с обозначением МиГ-21М фигурировало и МиГ-23. Для придания этой работе официального статуса в 1961 году в ГКАТ началось согласование соответствующего проекта ПСМ, и в техническом отчете ОКБ-155 за 1961 год среди прочих уже фигурировала тема «Разработка фронтового авиационно-ракетного комплекса С-23». Далее – практически прямое цитирование из этого самого тех.отчета ОКБ-155:
С-23 предназначен для:
- уничтожения днем/ночью в П/СМУ высоко/низко летящих маневренных целей различных типов с обеспечением атак на встречно-пересекающихся курсах и в ЗПС.
- поддержки наземных войск - действий по НЦ, в т.ч. м/р и подвижным,
- боевого применения с АЭ 2 класса, а также АЭ с ГВПП.
С-23 включает: модифицированный ИП МиГ-21М с дв. Р21Ф-300, импульсную РЛС «Сапфир-1» с вычислителем, оптический прицел АСП-ПФ, ИК-тепловизор дневного/ночного действия «Спектр», бортовую аппаратуру наведения «Воздух-1» («Лазурь»), 2 с/н ракеты К-23 ВВ с 2-х вариантах: с ТГС и РГС. …
Спроектирован и заканчивается в производстве 1-й летный экземпляр МиГ-21М (Е-8).
БРЛС «Сапфир-1» со СРП, сопряженной с ТП дневного/ночного действия «Спектр» и прицелом АПС-ПФ. Вооружение - 2 всеракурсные ракеты класса «ВВ» К-23, взамен К-23 могут быть установлены с/н ракеты К-55, 32хАРС-57М/КАРС-57Б и 2 больших АРС-240.
Согласно ТТТ в дальнейшем на с-те предусматривается в перегрузку установка 4хК-23, или, взамен 2-х модифицированных К-23 – 2 блоков НРС или пушек в гондолах, или 2хПТБ. …На 2 этапе – установка РЛС «Сапфир-2» и ракет с ГСН с непрерывным излучением для действий на малых высотах. … .и т.д., и т.п. …
   49.0.2623.7549.0.2623.75

PPV

опытный

Ныне хорошо известно, что в ОКБ А.И. Микояна было построено 2 летных экземпляра Е-8, первый из которых вышел на заводские испытания в апреле, а второй – в июне 1962-го. Общеизвестно также, что испытания их продлились недолго, и были прерваны уже в сентябре месяце, в связи с аварией первого опытного экземпляра, произошедшей по причине недоведенности силовой установки с двигателем Р21-300. …
По этой причине, или по какой-то другой, но в годовом отчете ОКБ-155 за 1962 год, о темах под названием МиГ-21М или МиГ-23, не упоминалось вовсе, а про Е-8 говорилось гораздо более скромно: как про «модификацию МиГ-21Ф под двигатель Р21-300 с РЛС ЦД-30ТП и ракеты К-13». Вполне возможно по той лишь причине, что в течение 1962 года ГКАТ так и не удалось «легализовать» эту работу, т.е. оформить соответствующее ПСМ…
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 21.04.2020 в 00:55

PPV

опытный

Это постановление было окончательно согласовано и вышло в свет лишь в самом конце 1963-го, и было озвучено приказом ГКАТ № 453 от 21.12.1963 г. «О создании фронтового ИП МиГ-23»:
ЦК КПСС и СМ СССР постановлением № 1199-445 от 03.12.1963 г.:
1. приняли предложение ГКАТ, ГКРЭ, ГКОТ, СНХ и МО о создании на базе самолета МиГ-21ПФ ФИП МиГ-23 с дв. Р21Ф-300 и системой вооружения в составе 2-х с/н ракет К-23, РЛС перехвата и прицеливания «Сапфир-23И» и оптического прицела АСП-ПФ с ИК-каналом и совмещенной индикацией для обеспечения атаки ВЦ на встречно-пересекающихся курсах, п/с МУ, …
… Обязали … разработать … и предъявить два опытных образца ФИП МиГ-23 с ракетами с РГС на совместные с МО летные испытания в 4 кв. 1965 г., и с ракетами К-23 с ТРГС – во 3 кв. 1966 г.
Обязали … предъявить средства системы С-23 на совместные с МО стендовые и лабораторные испытания - во 2 кв. 1965 г. (РГС) и в 1 кв. 1966 г. (с новой ТРГС).
2. Обязали … разработать по ТТТ МО ТРД Р21Ф-300 … и предъявить опытный образец двигателя на совместные с МО 100-часовые стендовые испытания во 2 кв. 1965 г. …
   49.0.2623.7549.0.2623.75

PPV

опытный

Это постановление правительства стало первым, но отнюдь не последним в той длинной череде официальных документов, которыми было сперва задано, а в дальнейшем регулировалось и корректировалось создание МиГ-23. Однако я не собираюсь здесь комментировать этот многотрудный процесс, а лишь констатирую тот факт, что с декабря 1963-го в тем.плане ОКБ-155, наряду с Е-155, официально появилась еще одна, не менее важная и не менее сложная тема, которая почти на 20 лет после этого стала для всего коллектива ОКБ Микояна и «куском хлеба», и неизбывной «головной болью» …
   49.0.2623.7549.0.2623.75

PPV

опытный

Из «Доклада о работе завода 155 за 1963 г.»:
…ФИП МиГ-23 с дв. Р21Ф-300 и системой вооружения С-23: Заводской шифр = изд. «23».В соответствии с ПСМ № 1199-445 от 03.12.1963 г. и приказом ГКАТ № 453 от 21.12.1963 г., в 4 кв. 1963 г. ОКБ приступило к разработке ЭП ФИП МиГ-23 с дв. Р21-300 и СВ С-23.
В предшествующий период был выполнен большой объем работ для натурных испытаний силовой установки на с-те Е-8 и отдельной ГЧФ статиспытаний на стенде ТПЦ в ЦАГИ.
Также был изготовлен и имитатор канала на с-те Е-8М для испытаний двигателя Р21Ф-300 на спец.стенде в ОКБ-500 …
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 21.04.2020 в 00:56

PPV

опытный

При этом интересно, что уже в конце 1963-го, наряду с исходной компоновкой для МиГ-23 рассматривался и вариант с дополнительными подъемными двигателями:

Технический отчет ОКБ-155 за 1963 год
… Легкий ФИП МиГ-23 с СВ С-23.
Разработан ЭП ФИП МиГ-23 с СВ С-23.
На самолете устанавливается дв. Р27Ф-300, РЛС «Сапфир-23И» и ракеты К-23.
Назначением с-та МиГ-23 является перехват и поражение ВЦ днем/ночь. В П/СМУ на встречно-пересекющихся курсах и в ЗПС цели, а также … и поддержка наземных войск и боевые действия по наземным/надводным целям.
Самолет может эксплуатироваться в ГВПП с уменьшенной длиной разбега и пробега за счет системы СПС и ТП. Существенно снижен минимум погоды.
Осуществляется автоматическое управление … при атаке целей, заходе на посадку, при снижении по глиссаде, а также выход из атаки – обеспечивается системой «Полет-0И» и САУ-21, входящих в комплекс С-23.
Наведение на цель – системой «Воздух-1».
Большая скорость у земли позволяет снизить вероятность поражения от ПВО противника. Предусмотрен обзор наземных ориентиров в р-не аэродрома посадки при помощи РЛС «С-23И».
На самолете установлены 2 или 4 (в перегрузку) всеракурсные ракеты «ВВ» К-23. Остальное вооружение – такое же, как на серийных с-тах МиГ-21ПФв варианте точечной подвески. РЛС «С-23» сопрягается с «Лазурь-М» и САУ-21, а также с оптическим прицелом АСП-ПФ, сопряженным с ИК-каналом.
В разделе «Аэродинамика»: … Большой объем работ по разработке нового задания – с-та МиГ-23К-23. Проведены исследования ряда схем самолета, в т.ч. несколько вариантов с доп.установкой, создающей вертикальную тягу. В результате указанных исследований … принята к дальнейшей разработке схема самолета с дв. Р27Ф-300, а также продолжается работа по экспериментальному варианту самолета с сокращенной дистанцией разбега и пробега. …


уф...
   49.0.2623.7549.0.2623.75
Это сообщение редактировалось 21.04.2020 в 00:57

tarasv

аксакал

101> Если мне мой склероз не изменяет, то двигатель Р-11-300 был изюминкой своего времени и, судя по всему, самым передовым по своей конструкции двигателем. Именно благодаря его характеристикам и состоялся МиГ-21, как мы его знаем. Фишкой двигателя был смелый шаг конструкторов по повышению напорности компрессора за счет повышения частоты вращения. Это позволило иметь всего-лишь 8 ступеней компрессора и 2 турбины. Его заокеанский ровесник J79 имел компрессор в два раза большей размерности из-за меньших оборотов.

Семейство Р-11/13/25 это в целом классический пример размена расхода топлива на удельную тягу. У Р-11 степень повышения давления 8.7, удельный расход 0.95, удельная тяга 5.5. J79 - степень повышения давления 13.5, удельный расход 0.85 удельная тяга 4.6. Если строить перехватчики объектовой ПВО то лучше советские двигатели, а если дальние то американские.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
+
+1
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆

tarasv> Семейство Р-11/13/25 это в целом классический пример размена расхода топлива на удельную тягу. У Р-11 степень повышения давления 8.7, удельный расход 0.95, удельная тяга 5.5. J79 - степень повышения давления 13.5, удельный расход 0.85 удельная тяга 4.6. Если строить перехватчики объектовой ПВО то лучше советские двигатели, а если дальние то американские.

Так то оно так, но любой ТРД(Д)Ф есть классический пример размена расхода топлива (а там ~2 на форсированном) на повышенную удельну тягу и пониженный удельный вес (в родных березах это разные понятия, а не обратные величины ;) )

Но не в любом (тем более в 50х) есть высокогеморройные высоконапорные сверхзвуковые ступени вес, число деталей и габариты компрессора сокращающие радикально.
Прикреплённые файлы:
хронин.gif (скачать) [1423x676, 32 кБ]
 
 
   33

tarasv

аксакал

Invar> Так то оно так, но любой ТРД(Д)Ф есть классический пример размена расхода топлива (а там ~2 на форсированном)

Форсажный расход это больше про Р15Б-300 и J58. У остальных он не так критичен.

Invar> на повышенную удельну тягу и пониженный удельный вес (в родных березах это разные понятия, а не обратные величины ;) )

Ну тогда цифры у меня это единица деленная на удельный вес ;).

Invar> Но не в любом (тем более в 50х) есть высокогеморройные высоконапорные сверхзвуковые ступени вес, число деталей и габариты компрессора сокращающие радикально.

Это понятно что в J79 метод получения характеристик экстенсивный. Ступеней побольше, 7 штук с регулируемыми лопатками статора. Все алюминиевое, а не титан. Вот и набрался вес. Интересно другое - почему имея опыт с высоконапорными ступенями у нас делали двигатели с не очень высокой общей степенью повышения давления. Вес растет быстрее чем степень повышения давления и есть некий оптимум? Или просто заказчик не выдвигал жестких требований по расходу для двигателей тактических машин?
   80.0.3987.16380.0.3987.163
+
+2
-
edit
 

Invar

аксакал
★☆

Invar>> Но не в любом (тем более в 50х) есть высокогеморройные высоконапорные сверхзвуковые ступени вес, число деталей и габариты компрессора сокращающие радикально.

tarasv> ... ступеней побольше, 7 штук с регулируемыми лопатками статора. Все алюминиевое, а не титан

При Пк 13 даже чистая адиабата больше рабочей температуры алюминиевых сплавов. Не может их быть, по крайней мере, на последних ступенях - там сталь, скорее всего

tarasv> ....Интересно другое - почему имея опыт с высоконапорными ступенями у нас делали двигатели с не очень высокой общей степенью повышения давления. Вес растет быстрее чем степень повышения давления и есть некий оптимум? Или просто заказчик не выдвигал жестких требований по расходу для двигателей тактических машин?

Нет, например, смысла загонять Пк (при высоких скоростях полёта с учетом сжатия в ВЗ) при низких характеристиках материала/конструкции турбины - сгорит раньше чем выдаст потребну работу.
На низкой скорости "острый" выхлоп один хрен даёт низкий полетный КПД - привет ТРДД ;)

Трудно согласовать ступени без РНА (двухвальная схема не от хорошей жизни), а на последних ещё и мизерная высота лопатки получается с масштабным фактором в полный рост.
Отстроить от автоколебаний тонкий профиль лопаток сверх/трансзвуковой ступени тож непросто (бандаж на второй? у Р11)
   33

tarasv

аксакал

Invar> При Пк 13 даже чистая адиабата больше рабочей температуры алюминиевых сплавов. Не может их быть, по крайней мере, на последних ступенях - там сталь, скорее всего

Сразу видно профессионала ;) ляпсусы видит сразу. Посмотрел в описание, лопатки всех ступеней компрессора - сталь. Первые семь дисков ротора - таки титан. Остальные диски и все проставки (spacers) сталь. Похоже что из титана тогда умели делать только "блины", все фигурные части ротора компрессора - стальные.

Invar> Нет, например, смысла загонять Пк (при высоких скоростях полёта с учетом сжатия в ВЗ) при низких характеристиках материала/конструкции турбины - сгорит раньше чем выдаст потребну работу.

Спасибо. То есть комплекс проблем в том числе и с материалами на тот момент.
   80.0.3987.16380.0.3987.163

101

аксакал

tarasv> Сразу видно профессионала ;) ляпсусы видит сразу. Посмотрел в описание, лопатки всех ступеней компрессора - сталь. Первые семь дисков ротора - таки титан. Остальные диски и все проставки (spacers) сталь. Похоже что из титана тогда умели делать только "блины", все фигурные части ротора компрессора - стальные.

Что-то я не помню особо ал лопатки на компрессорах Тех лет.
А профилировка на компрессорах осевых примитивная Для титана. Там, условно, дугой соединяют вектора входа и выхода воздуха.
Можно отлить, можно штампануть.
   68.068.0

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★☆
101> Что-то я не помню особо ал лопатки на компрессорах Тех лет.

Ну, например, на опытных ВД-5 и ВД-7 первые 4-5 (из 9) ступеней компрессора были алюминиевые, и диски и лопатки. Но к серии стали уже стальными все.
   64.0.3282.14064.0.3282.140

101

аксакал

Не, опытные не в счет, потому что проектные игры. Только серия. Стальные можно тоньше сделать. А для аэродинамики это самое оно.
   68.068.0

tarasv

аксакал

101> Что-то я не помню особо ал лопатки на компрессорах Тех лет.

Это был просто ляпсус, писал про то что тяжелый, не титановый, но написал алюминий вместо стали.

101> А профилировка на компрессорах осевых примитивная Для титана. Там, условно, дугой соединяют вектора входа и выхода воздуха.
101> Можно отлить, можно штампануть.

Ну вот такая конструкция. Лопатки, все что между дисками и диски задних ступеней - сталь.

ЗЫ кстати P79 не первый двигатель с противовращением вентилятора и компрессора. В RR Pegasus роторы вращаются в разные стороны. Причины ИМХО одинаковые - чем меньше гироскопический момент от двигателя на самолете ВВП тем лучше.
   80.0.3987.16380.0.3987.163

101

аксакал

tarasv> ЗЫ кстати P79 не первый двигатель с противовращением вентилятора и компрессора. В RR Pegasus роторы вращаются в разные стороны. Причины ИМХО одинаковые - чем меньше гироскопический момент от двигателя на самолете ВВП тем лучше.

Поверьте двигателисты меньше всего парятся о проблемах проектирования самолета.)
Противовращение это из области газовой динамики
   68.068.0

101

аксакал

Слегка копнул и нашел, чтобы два раза не вставать

турбореактивный двигатель с объединенной опорой турбины низкого и высокого давления - патент РФ 2414614 - Белоусов Виктор Алексеевич ,Демкин Николай Борисович

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к авиационным турбореактивным двухвальным двигателям с противовращением роторов. Турбореактивный двигатель с объединенной опорой турбины низкого и высокого давления содержит компрессор, камеру сгорания, реактивное сопло, турбины каскадов низкого и высокого давления с роторами, имеющими противоположные направления вращения и укрепленными на своих валах. Корпус подшипниковых опор турбин размещен между их рабочими колесами в зоне соплового аппарата турбины низкого давления и контактирует через тела качения опорных подшипников и цапфы с рабочими колесами турбин, а через силовые спицы с наружным корпусом соплового аппарата турбины низкого давления. //  Дальше — www.freepatent.ru
 
   75.075.0

tarasv

аксакал

101> Поверьте двигателисты меньше всего парятся о проблемах проектирования самолета.)
101> Противовращение это из области газовой динамики
101> Слегка копнул и нашел, чтобы два раза не вставать
101> турбореактивный двигатель с объединенной опорой турбины низкого и высокого давления - патент РФ 2414614 - Белоусов Виктор Алексеевич ,Демкин Николай Борисович

Прямо из этого патента
Использование противовращения каскадов роторов позволяет при скоростном маневрировании самолета минимизировать их гироскопические моменты, что облегчает пилотирование и маневрирование летательного аппарата при его изменяющемся аэродинамическом нагружении и пространственном положении.
 
   80.0.3987.16380.0.3987.163

101

аксакал

Вот если минимизировать влияние ротора на висении, то я еще понимаю. Но при активном маневрировании, когда всем рулит скоростной напор - что-то я не понимаю. Или двигателист не понимает?
;)
   68.068.0

tarasv

аксакал

101> Вот если минимизировать влияние ротора на висении, то я еще понимаю. Но при активном маневрировании, когда всем рулит скоростной напор - что-то я не понимаю. Или двигателист не понимает?
101> ;)

Я думаю речь идет про всякие выкрутасы на малой скорости вроде колокола. Пару раз приходилось читать у американцев "русские делаю несколько круче потому что УВТ лучше, а F-22 чище потому что F119 с противовращением и самолет меньше болтает в районе мертвой точки". Но думаю что это слегка за уши притянуто и противовращение в F119 не для этого, в отличии от Пегаса и Р79. В гражданских Trent 900 и GEnx, насколько я знаю, оно только для внутридвигательных дел.
   80.0.3987.16380.0.3987.163

101

аксакал

tarasv> Я думаю речь идет про всякие выкрутасы на малой скорости вроде колокола.

Вряд-ли. Выкрутасы начались намного после того, как Пегас сделали. И Наши вертикалки ни разу не маневренные истребители. На уровне МиГ-23 да, но на уровне МиГ-29 нет. Очень интересная информация в патенте о перетяжелении двигателя, кстати.

Колокол на винтовых акробатах делали до Квочура без проблем. Там все компенсируется рулями, а в замедлении обороты понижают же. А для англичан газодинамическая устойчивость РД-33 стала откровением в свое время. Есть интервью английского испытательный и он там все популярно объСняет и там понятно какой рывок мы сделали в 4м поколении тогда. Да и на Х-31 что-то не помню я проблем с одним мотором.
Нет, что-то мужики непонятно в патенте вопрос изложили.
   68.068.0

xo

аксакал

101>> Поверьте двигателисты меньше всего парятся о проблемах проектирования самолета.)
101>> Противовращение это из области газовой динамики
101>> Слегка копнул и нашел, чтобы два раза не вставать
101>> турбореактивный двигатель с объединенной опорой турбины низкого и высокого давления - патент РФ 2414614 - Белоусов Виктор Алексеевич ,Демкин Николай Борисович
tarasv> Прямо из этого патента

Воу воу, 777 , 320Neo с LEAP и PW1100 смотрят с недоумением. Какое там маневрирование? )))
   66

tarasv

аксакал

101> Вряд-ли. Выкрутасы начались намного после того, как Пегас сделали. И Наши вертикалки ни разу не маневренные истребители. На уровне МиГ-23 да, но на уровне МиГ-29 нет. Очень интересная информация в патенте о перетяжелении двигателя, кстати.

Мое ХО - Пегас (и возможно Р79) отдельно от остальных. Оба делались специально для вертикалок. RR однозначно заявляла что противовращение в Пегасе для того чтобы компенсировать гироскопический момент роторов на вертикальных режимах. И позже эту схему не применяла больше 40 лет, до Trent 900. Возможно что и в Р79 противовращение по этой-же причине. Но тут спорить не буду, информации у меня нет, только предположение. В остальных двигателях с противовращением меньший гироскопический момент этой схемы идет приятным довеском, но не более. Причины применения противовращения роторов в них другие.
   80.0.3987.16380.0.3987.163

tarasv

аксакал

xo> Воу воу, 777 , 320Neo с LEAP и PW1100 смотрят с недоумением. Какое там маневрирование? )))

Разве у LEAP роторы вращаются в разных направлениях? Но в целом я же согласен что на современных двигателях противовращение не для компенсации гироскопических моментов.
   80.0.3987.16380.0.3987.163

101

аксакал

xo> Воу воу, 777 , 320Neo с LEAP и PW1100 смотрят с недоумением. Какое там маневрирование? )))

А что с ними? Вентилятор через редуктор вращают в другую сторону или КНД относительно КВД?
   75.075.0
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru