Реклама Google — средство выживания форумов :)
Потом было несколько типов аэростатов–ретрансляторов, боевых аэростатов различного назначения, про которые даже сейчас говорить не стоит, настолько они были секретны.
Будучи ведущим конструктором, я разработал двенадцать изделий, из которых семь пошли в серию. Мой последний боевой аэростат массового применения выпускался такими сериями, какие не снились ни одному боевому аппарату (даже когда уже и денег не было на военные заказы). Этот единственный автоматический аэростат из 20–микронной полиэтиленовой пленки стартовал при скорости ветра в 10 м/сек. (До этого аэростаты могли стартовать при ветре до 5 м/сек, и то это максимум, обычно — при 3 м/сек.) Причем старт одного аэростата должен был происходить за 12 минут — с разворачиванием техники, с монтажом оборудования, боевой части вместе с газонаполнением. А одновременно в воздух надо было запускать 400 аэростатов!
—Вы занимались военными аэростатами. И эти аэростаты были газовыми?
—Да, все они были газовыми, только один тепловой.
АН-С, АН-В
Аэростат-носители средневысотный и высотный соответственно. Относятся к третьему поколению военной воздухоплавательной техники. Инфы о них еще меньше чем про рассказанные выше.
Объем оболочки по всей видимости 1600 метров кубических для средневысотного, для высотного еще больше., 130000 в выполненном состоянии. Тут нужно пояснить: это цифры максимального объема оболочки. Но на старте газа заправляют в разы меньше (для высотного раз в десять), что бы ему было куда расширяться с набором высоты.
Это самые большие и сложные аппараты из рассмотренных. Поскольку по ним инфы практически нет, имеет смысл как модель рассмотреть современную вариацию этих стратостатов, производящихся в России. Тем более, что создавало и при СССР и сейчас эти аппараты то же предприятие: ДКБА. И называется данное изделие ВАЛ («Высотный аэростат-лаборатория»),
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОТНОГО АЭРОСТАТА-ЛАБОРАТОРИИ «ВАЛ»
Объем оболочки 180000 м3
Начальный объем газа (водорода) 1950 м3
Полезный вес аэростата 1785 кг
Максимальный вес полезной нагрузки 900 кг
Максимальный расчетный вес подвески 1400 кг
Высота первой зоны равновесия 30 км
Высота зоны равновесия без балласта 33,5 км
Продолжительность полета (при весе балласта 825 кг)
— в теплый период года 13 суток
— в холодный период года 9 суток
Вертикальная скорость приземления на парашюте подвески весом 600 кг 7 м/с
Высота начала ссыпа балласта 23 км
Температура окружающей среды -60…+50 °С
Влажность воздуха (при t=30°С) до 98%
Давление (при to, соответствующей Н=35км) до 5 мм рт.ст.
Сохраняет работоспособность после воздействия ударных нагрузок с ускорением до 3g
Таким образом мы видим, что при должном планировании такие аппараты способны преодолевать тысячи км. Осуществляя маневр по высоте, меняя эшелон и попадая таким образом в воздушные течения необходимого направления, аэростат может быть выведен в нужный район. Даже на другом континенте.
возможность отделения от подвески специального груза весом 250 кг по радиокоманде с наземного пункта управления полетом, при этом оболочка не разрушается и обеспечивает продолжение полета;
Система в целом была успешно испытана на полигоне Yuma Proving Grounds. Техники установили пару планеров CICADA под крыльями БПЛА Tempest, а его подсоединили к воздушному шару обычного метеозонда. Шар поднял свой груз на высоту более 17 км, после чего произошло отделение Tempest. Он успешно доставил оба планера в «точку высадки» и отправил их в свободный полет. Планеры двигались строго по задуманному, и приземлились с большой точностью, в 4,6 м от условной цели.
Таким образом мы видим, что при должном планировании такие аппараты способны преодолевать тысячи км. Осуществляя маневр по высоте, меняя эшелон и попадая таким образом в воздушные течения необходимого направления, аэростат может быть выведен в нужный район. Даже на другом континенте.
Изменение высоты полёта на С. а. с экипажем и АА с оболочками открытого типа осуществляется сбрасыванием балласта или выпуском газа через клапан. Учитывая направление и скорость ветра, изменяя высоту полёта пилотируемых и управляемых по радио (или по программе) С. а., можно в известных пределах регулировать направление и дальность их полёта. Указанные свойства С. а. позволяют рассматривать их как летательные аппараты с ограниченным управлением полётом по направлению.
В ряде случаев полёт высотных С. а. может проводиться по схеме «бумеранг» с возвращением в район запуска. Для этого аэростат переводится в ветровой поток противоположного направления путём снижения или подъёма. Полёт С. а. может прекращаться выпуском газа через газовый клапан.
Источник: Энциклопедия "Авиация" (1998). Свободный аэростат