ЦМКБ «Алмаз» в начале 2000-х годов решило инициативно разработать проект патрульного катера с автоматически управляемыми интерцепторами на замену катеров проекта 1400 «Гриф». Генеральный директор судостроительной фирмы «Алмаз» Л.Г.Грабовец, всегда отслеживая новые идеи в проектировании катеров, решил принять участие в этой работе и за счет своих оборотных средств профинансировать разработку проекта нового катера, получившего номер 12200 и индекс «Соболь».
Согласно совместному решению № 11 /2/3274, принятому 5 декабря 2001 года на совещании, в котором участвовали начальник Департамента морской охраны (ДМО) ФПС России В. Логвиненко, начальник управления заказов вооружения и техники ФПС России В. Савинский, генеральный директор СФ «Алмаз» Л.Г. Грабовец и начальник ЦМКБ «Алмаз» А.В. Шляхтенко, ЦМКБ «Алмаз» и СФ «Алмаз» надлежало провести презентацию катера проекта 12200 «Соболь», а ДМО ФПС России надлежало
рассмотреть проект катера. Кроме того, согласно упомянутому решению СФ «Алмаз» подтверждала оплату за свой счет рабочего проектирования катера, а также принимала обязательство приступить за свой счет к строительству головного катера. В свою очередь, ДМО ФПС России принимало обязательство оплатить постройку катера «Соболь» по получении головного образца.
В ноябре 2002 года на международной выставке «Интерполитех» СФ «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз» совместно представили модель сторожевого катера нового поколения «Соболь». На 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС), прошедшем в Санкт-Петербурге в 2003 году, СФ «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз» представили несколько вариантов проекта катера «Соболь», позиционируя его как многоцелевой пограничный катер-перехватчик. В назначении катера указывалось, что он предназначен для несения дежурной службы, действий по вызову в территориальных водах, контроля за соблюдением режима плавания во внутренних проливах, на открытых рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах морей.