Реклама Google — средство выживания форумов :)
Интересный факт. Во всех предыдущих публикациях на тему Н1 -Л3 описывалась всегда схема полета одиночного пилотируемого комплекса Л-3 к Луне. Но это было не совсем так. Стоит заметить, что мы сами совсем недавно узнали о полной схеме лунной экспедиции. О ней нам рассказал ветеран НПО ”Энергия” Вячеслав Михайлович Филин, работавший в конце 60-х — начале 70-х годов над лунным кораблем (ЛК) 11Ф94.
В рамках первой советской пилотируемой лунной) экспедиции (во всяком случае, как она планировалась еще в 1968 году) должны были использоваться один пилотируемый и три беспилотных аппарата: штатный лунный комплекс Л-3, резервный лунный корабль ЛКР, два лунных самоходных аппарата Е-8 (названные позднее ”Луноходами”).
Перед проведением лунной экспедиции предполагалось провести большую подготовительную работу. С помощью аппаратов Е-8ЛС (эти станции, запущенные в 1971 и 1974 годах получили обозначения соответственно ” Луна-19” и ”Луна-22”) предстояло получить фотоснимки предполагаемого района посадки с высоким разрешением.
Затем с интервалом в несколько дней с помощью ракеты 8К82К (УР-500К) и разгонного блока 11С824 (блок Д от ракеты Н-1) к Луне стартовали бы два лунохода Е-8. Они должны были сесть в выбранном районе и осмотреть две посадочные площадки для резервного н основного ЛК. Управляться оба лунохода должны были с Земли.
Через месяц после этого с помощью РН 11А52 Н-1 стартовал бы комплекс Л-3, в составе которого были штатный лунный орбитальный корабль 11Ф93 (ЛОК) и резервный лунный корабль 11Ф94 (ЛКР). ЛКР, используя для посадки установленные на луноходах радиомаяки, совершал посадку в выбранном районе, а ЛОК после съемок на лунной орбите вернулся бы на Землю. После посадки ЛКР луноходы Е-8 подъехала бы к нему и передали на Землю его изображения со всех сторон. Только убедившись по данным телеметрии самого резервного лунного корабля и съемкам луноходов, что ЛКР исправен, можно было бы приступать непосредственно к высадке на Луну космонавта.
Штатный комплекс Л-3 планировалось запустить в следующее астрономическое ”лунное” окно — через месяц после посадки ЛКР. Схема его полета как раз и описывалась в различных публикациях. Здесь можно добавить лишь то, что космонавт в ЛК должен был садиться на Луну, как и в случае ЛКР, используя радиомаяк одного из луноходов. После посадки ЛК к нему приблизился бы луноход и осмотрел внешнее состояние корабля. Если все было нормально, то космонавт получил бы команду выходить на лунную поверхность. Планировавшаяся длительность пребывания ЛК на Луне — 6 часов, длительность выхода на поверхность — 2 часа.
Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов. На них имелся запас кислорода, разъемы для подстыковки шлангов лунного скафандра ”Кречет”, а спереди аппарата имелась небольшая площадка. На нее космонавт должен был встать и переехать к резервному лунному кораблю. Внешне космонавт на этой площадке напоминал бы водителя электрокара.
> новости космонавтики
понимание, что двигатель может не выдать расчетных характеристик в США возникло в 1963 г., когда изготовление ракеты, кораблей ЛМ и КМ шло полным ходом, тогда же и стали прорабатывать альтернативные варианты. Проблему решили к 1965 г. ценой понижения характеристик движка, о чем пойдет речь ниже. В сложившейся ситуации, можно было перепроектировать ракету, например, поставить дополнительный шестой двигатель F-1 и увеличить размер первой ступени (для увеличения объема топлива), что потребовало бы усиления конструкции не только первой ступени, но и остальных из-за возростающей перегрузки на конечных этапах работы 1-й ступени. Однако времени на перепроектирование ступеней ракеты не было из-за угрозы опережения со стороны СССР. В итоге решение на мистификацию было принято, поскольку в сложившихся условиях не удалось довести характеристики ракеты Сатурн-5 по выводу полезной нагрузки до требуемый для высадки на Луну величины (не добирала ~5 тонн лунной ПН).
> Американцы на Луне не были
СССР обязан был требовать уничтожения производства лунной ракеты и корабля, потому что если бы он этого не сделал, то американцы высадились бы на Луну по двупусковой схеме лет через 5-7, молчание СССР обесценилось бы, и его выгнали бы с нефтегазового рынка, доступ к которому он получил за свой отказ от разоблачения аферы США.
Подтверждение такому уничтожению можно найти в интервью инженера НАСА Рэймонда Тига (Raymond Teague):
"Это одна из больших проблем, когда Роберт Макнамара, не знаю, что на него нашло; тем не менее, он приказал уничтожить все чертежи и технологическую оснастку ракеты Сатурн-5. ...Это было в высшей степени предательство. Они буквально остановили космическую программу. У них было достаточно уже изготовленных ракет для полётов вплоть до Аполлон-17. И в то же время это было сделано во время (Аполлона) 12. Это одно из наиболее странных событий. Похоже, что они хотели избавиться от космической программы. Правительство хотело избавиться от программы "Аполлон". ...Они убили реальную космическую программу, когда уничтожили оснастку для производства ракет." /Интервью оператора навигационной системы Аполлон-13 Рэймонда Тига/
> Американцы на Луне не были