Реклама Google — средство выживания форумов :)
МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Центр Хруничева ведет производство тяжелой "Ангары" для первого пуска с космодрома Восточный, сообщил генконструктор КБ "Салют" (входит в Центр Хруничева - производитель ракеты) Сергей Кузнецов журналистам в Москве.
"Изготовление этой машины мы уже ведем", - сказал он.
По его словам, ракета для первого пуска будет не модернизированной. "Начиная со второго пуска будет использоваться модернизированная "Ангара", - пояснил Кузнецов.
Первый с 2014 года и второй за все время испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5" предварительно запланирован на 3 ноября, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
Сегодня, 30 июня 2020 года, были внесены изменения в государственный контракт на опытно-конструкторскую работу «Амур» с включением в него работ по модернизации и дальнейшему развитию семейства (разработка модернизированной версии ракет «Ангара-А5» — «Ангара-А5М»), а также по разработке эскизного проекта ракеты-носителя повышенной грузоподъёмности — «Ангара-А5В» (с кислородно-водородной третьей ступенью). При этом будет рассмотрен вариант создания РН «Ангара-А5ВМ» с многоразовыми возвращаемыми ступенями.
К моменту начала в 2024 году лётных испытаний ракеты-носителя «Ангара-А5М» будет реализован ряд конструкторских улучшений, среди которых снижение массы конструкции РН, модернизация ракетных двигателей, системы управления, применение современных технологий изготовления и испытаний.
...
Идея многоразовости
В 2018 году один из идеологов ракет семейства "Ангара", генеральный конструктор средств выведения Александр Медведев предложил сделать многоразовой ракету-носитель повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В".
Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступени (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок второй ступени) без разделения друг от друга, как должно быть при пуске "одноразовой" "Ангары", продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом.
Затем третья ступень продолжает полет по своей программе, а связка из первой и второй ступеней выдает тормозной импульс, разворачивается в воздухе и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок включает двигатель на торможение и ракета "садится" на выдвижные опоры как у ракеты Falcon 9 от SpaceX.
Приземлять ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. В случае, если многоразовая "Ангара" будет приземляться на космодроме Восточный, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50% от потенциально возможных 37 тонн, отмечал Медведев.
Сообщалось, что создание многоразовый версии "Ангары" потребует ее конструкторской переделки, дооснащения носителя посадочными опорами, системой управления при посадке, дополнительными системами теплозащиты. Это все увеличит массу ракеты на 12%. Плюс, само возвращение ракеты потребует около 7% от общих объемов топлива в носителе. После доработки многоразовая "Ангара-А5В" сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.
Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью "Ангары" на низкую орбиту (200 километров) может быть снижена на 33-37% по сравнению с одноразовым пуском, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) на 22-27%.
По данным источника агентства в ракетно-космической отрасли, второй испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5" предварительно запланирован на 3 ноября. "Ангаре" с разгонным блоком "Бриз-М" предстоит вывести на геостационарную орбиту (круговая орбита высотой 35 786 километров) макет космического аппарата.
Как сообщал ТАСС генеральный директор этого предприятия Алексей Варочко, сборка первого летного образца новой российской ракеты-носителя "Ангара-А5М", предназначенной для запуска пилотируемого корабля "Орел", начнется с 2023 года.
Олег Сапрыкин
Да, ещё. 5) не слышал ничего про возможности РД для «Ангары» к глубокому дросселированию. А без этого при посадке никак.
Eugene Mlodik
Олег
глубокое дросселирование - изначальное требование для двигателя центрального блока.
Олег Сапрыкин
Eugene Mlodik
смотря что понимать под «глубоким».
Pete Zaitcev
Можно перейти на моноблок, совместимый со стартовым устройством теперешней пакетной "Ангары". Хотя, зная ЦиХ, они опять потащат какую-нибудь ерунду вроде крылатых блоков.
МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. Продолжение строительства стартовой инфраструктуры на космодроме Восточный для ракеты "Ангара" до 2025 года связано с необходимостью ее подготовки к пилотируемому пуску, пояснили РИА Новости в пресс-службе Роскосмоса.
"Речь идет о других объектах второй очереди - под пуск с экипажем в 2025 году", - сказали в госкорпорации.
МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. Летные испытания ракеты-носителя "Ангара" включают три пуска легкой версии ракеты, помимо шести пусков тяжелого носителя, заявил главком Воздушно-космическими силами генерал-полковник Сергей Суровикин.
"В рамках опытно-конструкторской работы на космодроме Плесецк проходят летные испытания космического ракетного комплекса "Ангара", которые предусматривают шесть пусков ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" и три пуска ракеты-носителя легкого класса "Ангара-1.2", - сказал он в интервью газете "Красная звезда".
Суровикин напомнил, что в настоящее время выполнено два квалификационных пуска ракет-носителей "Ангара" легкого и тяжелого классов. Оба состоялись в 2014 году. До конца нынешнего года запланирован очередной квалификационный пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".
В январе 2020 года главный научный сотрудник НИИ космических систем Центра Хруничева (предприятие "Роскосмоса") Юрий Клименко сообщил, что летные испытания ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" на космодроме Плесецк сокращены с десяти до шести пусков.
9 июля 2014 года с космодрома Плесецк проведен первый пуск новой российской легкой ракеты "Ангара-1.2ПП". Спустя полгода впервые стартовала тяжелая "Ангара-А5". Это были два первых и последних до сегодняшнего дня пуска "Ангары". Второй полет тяжелой машины переносился многократно и теперь планируется на осень 2020 года.
Почему "Ангара" не летает, сможет ли она конкурировать с ракетой Falcon 9 Илона Маска и настолько ли она дорогая, как об этом пишут, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу в преддверии шестой годовщины первого полета "Ангары" рассказал бывший генеральный директор (2005-2012 годы) и генеральный конструктор (2009-2014 годы) Центра Хруничева (производитель ракеты-носителя) Владимир Нестеров, при котором изготовлены и стартовали две первые ракеты.
— Владимир Евгеньевич, недавно из финансового отчета Центра Хруничева стало известно, что себестоимость производства ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" составляет 7 миллиардов рублей. Почему так дорого?
— Первая "Ангара" стоила 3,5 миллиарда рублей. В стоимость первой ракеты, которую мы запускали в 2014 году, собрали все затраты, связанные с первым запуском: замена приборов, экстренная доставка нужного оборудования, оплата внеурочного времени. В целом затраты вышли в два раза больше, чем реальная стоимость носителя. Есть очень жесткое понятие стоимости ракеты. Оно определяется нормо-часами. У "Ангары" этот показатель выше, чем у "Протона" в 1,7 раза. Когда "Протон" делали в штучных экземплярах, нормо-часы тоже были в два раза выше. После перехода на серийное производство нормо-часы упали в два раза. С "Ангарой" будет то же самое. Когда ее поставят на серийное производство, ровно в два раза снизятся нормо-часы. Большая серийность приведет к снижению стоимости, потому что накладные расходы за год будут распределяться на большее количество ракет.
Есть цена "Протона": 2,33 миллиарда рублей. Откуда взята стоимость "Ангары" в 7 миллиардов? Производственный цикл "Ангары-А5" — два года. Вторую "Ангару-А5" для продолжения летных испытаний делают седьмой год. Заработная плата, электроэнергия, газ, тепло, накладные расходы, транспортные услуги нужно куда-то вписать. И когда трехкратный цикл изготовления вешают на одно изделие, естественно, его цена растет в три раза. Мне уже звонили из аппарата правительства, звонили из Роскосмоса… Я всем объясняю, что речь идет о расходах при неумелом производстве. При налаживании процесса стоимость будет ниже.
— То есть можно вполне верить тому же отчету Центра Хруничева, где говорится, что после переноса производства в Омск стоимость упадет до 4 миллиардов рублей за одну ракету?
— "Ангара" будет стоить 2,8-2,9 миллиарда рублей. Важно только соблюсти условия производства.
— Как вы объясните то, что Центр Хруничева изготовил ракету за 7 миллиардов рублей, а продает ее Минобороны, если судить по комментарию пресс-службы Роскосмоса, за 5 миллиардов рублей?
— Так не может быть. Будет изменение структуры цены или предприятие запишет себе эти 2 миллиарда рублей в убыток, а потом эти долги, скорее всего, будут прощены государством.
— Когда, по вашему мнению, состоится второй пуск тяжелой "Ангары"?
— В этом году никакого пуска не будет. Я очень хорошо знаю цикл подготовки. Закончить ракету, провести заключительные операции, отправить ее на космодром, провести работы на космодроме. В лучшем случае пуск состоится в 1-2 квартале следующего года.
— Почему вторую ракету делают так долго? Ведь первый пуск состоялся в 2014 году? Что помешало провести второй старт на следующий год?
— Для первого и второго пусков "Ангары" были изготовлены 11 УРМ-1 (Универсальный ракетный модуль используется на первой и второй ступенях, таких в тяжелой ракете используется пять. – Прим. ред.) и три УРМ-2 (Третья ступень "Ангары". — Прим. ред.). В результате чего была полностью подготовлена и отработана конструкторская и технологическая документация, которая позволяла уже в 2015 году осуществить производство для подготовки запуска "Ангары-А5" номер два. В результате некорректных кадровых решений предприятие было полностью развалено, а долговая нагрузка на Центр Хруничева выросла за три года с 30 миллиардов рублей, как мне известно, до 111 миллиардов рублей, как объявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Была уничтожена технологическая цепочка создания как "Ангары", так и частично "Протона".
— Если вторую ракету так долго делают, сроки создания третьей будут меньше? Сделают ее, как обещали, к 2021 году?
— Очень сильно сомневаюсь, хотя тропинка протоптана и сроки создания третьей тяжелой ракеты должны быть быстрее.
— Больной вопрос. "Ангара" не устарела на фоне ракеты Илона Маска?
— Двигатель первой ступени "Ангары" — РД-191. Это уникальный по своим характеристикам двигатель. Никто в мире никогда не делал и еще лет десять такого не сделает. РД-0124 на второй ступени. У него удельный импульс 359 единиц. Ни одному конструктору в мире, даже Илону Маску, такая цифра даже не снилась. Новейший и совершенно уникальнейший двигатель. Конструктивное совершенство "Ангары" чуть-чуть хуже, чем у Маска, но лучше, чем у всех остальных ракет. Система управления совершенно новая. Головной обтекатель сделан из композитов. Такой же использует Илон Маск и больше никто в мире. И то, он его сделал позже нас на пять лет. Уникальный стартовый комплекс, который позволяет запускать с одной точки три ракеты – легкую "Ангару-1.2", среднюю "Ангару-А3" и тяжелую "Ангару-А5". Это устаревший старт? Это лучший в мире комплекс. Я говорю как человек, который 48 лет занимается ракетами, который знает все про китайцев, индийцев, японцев, израильтян, иранцев, европейцев и американцев, я говорю, что "Ангара" — лучший в мире ракетно-космический комплекс. У него есть лишь только один крупный недостаток, по которому нас в своей ракете превзошел Маск, – возвращаемая первая ступень. Если бы в свое время на посту руководителя Федерального космического агентства остался Владимир Поповкин (руководил в 2011-2013 годах), я ему еще тогда предлагал начать решать проблему возвращаемой первой ступени как Grasshooper (Именно с этого Илон Маск начал решать проблемы возврата первой ступени. – Прим. ред.), поскольку чувствовал, что нас обойдут в этой технологии. Владимир Александрович был вынужден уйти с руководства Роскосмоса, что касается меня, то и меня притормозили.
— Каковы перспективы у "Ангары" и других российских ракет на международном рынке пусковых услуг?
— Все говорят о санкциях, низкой цене у Илона Маска, которые вытеснили нас с рынка запуска тяжелых ракет. Это не так. Я могу сказать совершенно четко, мы рынок запусков потеряли в силу некомпетентности тех людей, которые обязаны были им заниматься. При мне Центр Хруничева имел по восемь коммерческих запусков в год. Наше предприятие приносило стране более 700 миллионов долларов в год. За мое директорство мы принесли стране почти 4 миллиарда долларов. И когда в отношении России начали вводить санкции, которые не распространялись на коммерческие запуски, нужно было внимательнее отнестись как к маркетингу, так и к финансовой политике. Мы могли совершенно спокойно этот рынок сохранить. Илон Маск предложил свои пусковые услуги за 60 миллионов долларов, и мы могли бы выйти на эту цену с большей надежностью запуска. Ведь в 2014 году курс доллара вырос в два раза. Мы совершенно спокойно могли резко снизить цены и не дать Илону Маску забрать весь рынок. Тут просто чисто человеческая безобразная ошибка. Никогда в жизни американские ракеты не смогут быть дешевле российских, если российские сделаны правильно. Зарплата, стоимость материалов и все остальное в США намного дороже. Если наши ракеты сделаны правильно, у американцев нет шансов с нами конкурировать.
— Так мы сможем вернуть себе определенную долю на международном пусковом рынке с "Ангарой", новой ракетой "Союзом-5"?
— Я думаю, что "Союза-5" не будет в связи с тем, что он никому не нужен.
— А "Союз-СПГ" на метане?
— Я всеми руками за "Союз-СПГ". Есть неправильный "Союз-5", и есть правильный "Союз-СПГ". Только эта ракета опять нуждается в серьезных коррективах с точки зрения ее создания. Ее нужно делать абсолютно на новых технических принципах, чтобы мы могли обстоятельно и корректно конкурировать на мировом пусковом рынке. В обязательном порядке с возвращаемой ступенью, с композитными баками, использованием всех современных технических достижений.
— Возвращаясь к "Ангаре". Она может отвоевать у Маска часть рынка?
— "Ангара" однозначно отвоюет кусок от рынка при правильной стратегической линии ее производства и использования. Если не будет "Союза-5", "Союза-6", "Союза-7", сверхтяжелых носителей и много чего еще… В какой стране есть несколько легких носителей? В России. "Союз-2.1в", "Ангара", "Рокот". Мы богатая страна. В какой стране есть и будет несколько ракет среднего класса: "Союз-2", "Ангара-А3", "Союз-5" и "Союз-6"? "Ангара-А3" готова, там надо математику только поменять. Все работы обойдутся в 800 миллионов рублей. Зачем нам при этом "Союз-5"?
Вместо того, чтобы все силы кинуть на развитие орбитальной группировки, мы создаем новые ракеты.
— На прошлой неделе Роскосмос сообщил, что рассмотрит возможность создания ракеты "Ангара-А5" с многоразовой первой ступенью. Возможно ли такое?
— Многоразовую ракету нельзя сделать из одноразовой. Нужно делать многоразовую ракету с нуля. Там совершенно другие нагрузки. Это как беговые кроссовки сделать из охотничьих сапог.
МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. /ТАСС/. Новая модификация двигателя РД-191 для ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" будет создана к 2023 году и в том же году пройдет первые летные испытания. Об этом сообщил в среду журналистам в Перми гендиректор НПО "Энергомаш" (предприятие - изготовитель ракетных двигателей) Игорь Арбузов.
"У нас поставлена задача к 2023 году создать новую модификацию двигателя РД-191М для перспективного семейства ракет-носителей "Ангара-А5М", "Ангара-А5В", "Ангара-А5П" (в пилотируемом варианте) и принято решение о том, что все двигатели для этой линейки должны производиться на пермской площадке (на предприятии "Протон-ПМ" - прим. ТАСС). В 2023 году первый двигатель для летных испытаний должен уйти с пермского предприятия", - сказал Арбузов.
Он уточнил, что в 2023 году планируется осуществить первый пуск ракеты "Ангара" с новым двигателем. Носитель выведет на орбиту перспективный пилотируемый корабль "Орел" пока в беспилотном варианте.
"Раньше предполагалось, что это будет украинская ракета "Зенит". Потом стали обсуждать наш "Протон". Сейчас принято решение, что "Гамма-400" полетит на "Ангаре" с "Восточного", - сказал агентству Гальпер.
ПЕРМЬ, 8 июл - РИА Новости. Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-А5" будет передана Минобороны РФ в июле, сообщил журналистам гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин во время визита на пермский ПАО "Протон-ПМ".
"В этом месяце московский ракетный завод Центра им. М. В. Хруничева сдает летную машину военным, сейчас оформляются все документы. Ракета готова. Планируем, что она в ближайшие недели отправлена на космодром Минобороны в Плесецке", — рассказал он.
Рогозин заметил, что закономерно "к новому изделию есть масса вопросов". "Есть детские болезни, которые нужно пережить, справиться с ними. Требуется привести изделие к эффективности, наработать статистику безопасных пусков и опыт обслуживания. Ракета должна полностью соответствовать техзаданию со стороны заказчика", — пояснил глава корпорации.
Ранее источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что второй - и первый за шесть лет - испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5" предварительно запланирован на 3 ноября 2020 года. Ракете с разгонным блоком "Бриз-М" предстоит вывести на геостационарную орбиту макет космического аппарата.
— Когда, по вашему мнению, состоится второй пуск тяжелой "Ангары"?
— В этом году никакого пуска не будет. Я очень хорошо знаю цикл подготовки. Закончить ракету, провести заключительные операции, отправить ее на космодром, провести работы на космодроме. В лучшем случае пуск состоится в 1-2 квартале следующего года.
— Для первого и второго пусков "Ангары" были изготовлены 11 УРМ-1 и три УРМ-2
"По итогам совещания в Воронеже Дмитрием Рогозиным перед коллективом КБ Химавтоматики поставлена задача форсировать работы по созданию ракетных двигателей нового поколения на водороде и метане. Цель - разработка не позднее 2025 года ракеты повышенного тяжёлого класса "Ангара-А5В", - говорится в сообщении.