К тому моменту проект ВВС по созданию межконтинентальной ракеты "Атлас" уже шел полным ходом, но, по общему признанию, не мог быть поставлен на вооружение ранее конца 1959/начала 1960 года. В качестве промежуточной меры ВВС предложила создать более маленькую ракету с дальностью 1500 миль (2 400 км) в качестве дополнения к МБР.
Комитет под руководством доктора Джеймса Киллиана изучил ситуацию, включая прогресс России в развитии ПРО, и пришел к выводу, что создание ракеты дальностью 1500 миль является самой неотложной задачей Соединенных Штатов. Предполагалось, что данная ракета сможет нанести карательный удар по СССР с американских баз окружающих СССР, тем самым значительно усилив основной удар с пилотируемых бомбардировщиков.
Также в это время началось планирование создания научного спутника в качестве вклада США в Международный геофизический год (МГГ) который должен был продлиться с июля 1957 года, по декабрь 1958 года.
Проект доктора фон Брауна стал известен как проект "Орбитер". Он базировался на ракете "Редстоун" в качестве первой ступени, а также использовался для связки твердотопливных ракет, разработки Лаборатории реактивного движения, на верхних ступенях. Это было достаточно для запуска спутника массой примерно 20 фунтов (9 кг).
Но после долгих хлопот министр обороны утвердил проект "Авангард". Это была сложная трехступенчатая ракета, находящаяся в самом начале ее создания, и без использования отработанных компонентов. Но она была достаточно далека, от какой либо создаваемой системе вооружения, чтобы ее можно было представить как несекретный проект и привлечь гражданских ученых.
Причины этого решения никогда не обосновывались, стенография показывает достаточно плохой анализ ситуации, так что сомнительно, что кто-то вскроет подноготную, приведшую к выбору "Авангарда". Так или иначе, но опыт фон Брауна был проигнорирован.
Первоначально бюджет "Аванграда" оценили в 20 млн. долларов, которые потом превратились в 120 млн. Сумма, которая мало или совсем, не способствовала прогрессу в космонавтике, вооружениях или международном престиже США. Позже я расскажу об этом подробнее.
Тем не менее, проиграв в этом состязании, армия решила сосредоточить усилия на разработке ракет средней дальности (РСД). ВВС придумали новую собственную конструкцию, которая впоследствии должна была стать ракетой "Тор". Коллектив фон Брауна также упорно трудился над своим проектом, который должен был взять лучшее из опыта создания "Редстоуна", для разработки ракеты в кратчайшие сроки. Этот проект потом превратился в ракету "Юпитер"
На этом этапе разработки я был слабо осведомлен о происходящих событиях. Я часто беседовал с генерал-майором Симонсом, тогдашним начальником отдела исследований и разработок артиллерийского корпуса, так что представление об общей картине имел. Однако был слишком занят на своей работе, особенно в том, что касалось особенностей производства зенитной ракеты "Найк".
Тем не менее, я оказался вовлечен в самый разгар битвы вокруг РСД, когда меня назначили исполняющим обязанности начальника артиллерии из-за временного отсутствия генералов Камингса и Хинрикса. Мне тогда позвонил генерал-лейтенант Магрудер, заместитель начальника штаба по материально техническому обеспечению армии и попросил встретиться с ним и генералом О`Меаром для обсуждения ситуации связанной с заявкой армии на создание РСД.
Конкуренция между ВВС и Армией в этом вопросе была действительно велика. Каждый считал, что тот, кто получит заказ на эту ракету, автоматически получает ответственность за данную дистанцию боя. Армия исходила из представления, что данная ракета является логическим продолжением артиллерии. ВВС же утверждали, что это нонсенс создавать такую ракету для поддержки войск, такая ракета относится к оружию сдерживания, как и стратегические самолеты.
Более того, также был и военно-морской флот, не имевший предприятий и опыта создания подобной ракеты, но начавший активную кампанию по убеждению Министерства обороны в том, что данная ракета, установленная на корабле или подводной лодке, как раз и является наилучшим оружием, как сдерживания, так и карательного удара.
Но поскольку с этой идеей они вторгались в вотчину ВВС, у них не было другой возможности, как объединиться с армией в создании данной ракеты. После чего проект "Юпитер" был преобразован в ракету двойного назначения, которая должна была одновременно и мобильной наземной, и способной к запуску к корабля.
Время тогда было ключевым фактором, все понимали, что Министерству оборону нужна была организация, которая может быстро реализовывать задуманное. Армия была в самом разгаре формулировки концепции, когда меня вызвал генерал Макгрудер и озвучил свое предложение.
Изначально разработку "Юпитера" хотели просто передать команде фон Брауна в Редстоуновский Арсенал, но потом решили, в сложившихся условиях требуется более радикальное решение. Для создания новых ракет решили создать совершено новое армейское агентство. Агентство, которое смогло бы направить все свои усилия на развитие "Редстоуна" и "Юпитера".
Для поддержания идеи мы с генералом Комингсом вышли на работу в воскресенье. Должно быть, забавно смотрелись два генерала, клевавшие над пишущими машинками в окружении младших офицеров, в попытке выразить свою идею на бумаге.
В заключительном документе утверждалось, что армейское агентство по баллистическим ракетам (Army Ballistic Missile Agency -АБМА) должно быть создано, как независимое подразделение на базе Редстоуновского арсенала. Оно должно взять на себя руководство людьми и объектами в данном арсенале. Особой целью нового агентства являлась разработка ракеты "Юпитер" и перевод ракеты "Редстоун" из экспериментальной ракеты, в ракету, принятую на вооружение армии.
Уровень полномочий руководителя агентства был сравним с уровнем начальника штаба. Он имел право требовать от остальной армии любой необходимой помощи, без какой либо задержки. Впоследствии, это оказалось одним из самых важным активов нового агентства. Также было возможно принимать оперативные личные решения, связанные с закупками, строительством новых объектов и выполнению контрактов. Здесь будет уместно отметить, что за все четыре года работы ни разу не возникало вопросов относительно законности каких либо предпринятых действия. Данные полномочия назначались отдельным приказом Министра Обороны и Пентагону это не нравились. Все это время продолжалась закулисная возня по их отмене, так как, по мнению чинов Пентагона, нельзя было передавать столько власти в руки простого генерал-майора.
P.S
В данный момент пытаюсь собрать средства на издание книги о НИС "Космонавт Юрий Гагарин". Если заинтересовались
https://planeta.ru/campaigns/143084