Вованыч> Справедливости ради, корректны не все озвученные вами примеры.
Вованыч, не будем о деталях. "Формально", "официально", "по разным ведомствам"... - в целом я не спорю, я отметил лишь факты - как получилось, не суть по каким причинам. А так не спорю.
Возражу разве что насчет 1241, сославшись на Кузина и Никольского. Тогда уже фактически была на подходе пятизначная система, официально - с 1980 г., но вводиться начала с 1974. Т.е. к упомянутым катерам относится вполне, и они изначально разрабатывались как един в двух лицах в рамках одного проекта, но "получились совершенно разные катера, у которых даже ДУ была разная" (цитата близко к первоисточнику). А по пятизначке проект один - 1241 (в вариантах 12411 и 12412, которые, по правилам, должны трактоваться как модификации или варианты - но не до такой же степени разные, что ничего общего).
Вот тут как раз тот же случай с 1496М1 (1-й) и 1496М1 (2-й) - совершенно разные корабли. Кстати, интересно - ведь 1496М1 (2-й) - речной катер, по идее, у него корпус должен быть не такой (не плоскодонка ли?), как у 1496М1 (1-й), т.к. тот все же морской. Ну и опять же, один номер (до последней буквы и цифири), а 1й проект - морской, 2й - речной. Это можно как-то логически объяснить? Я затрудняюсь...