Разработка двигателя РД-120К (РД-120U) – земная модификация с коротким соплом для перспективных РН. Однокамерный двигатель с 2 или 4 рулевыми камерами. Проведено 2 огневых испытания одного двигателя.
"В соответствии с техническим заданием на базе АО "Конструкторское бюро химического машиностроения имени А. М. Исаева" 2 ноября начала работу лаборатория Фонда перспективных исследований по разработке двигателя на криогенных компонентах для летно-экспериментального демонстратора многоразовых возвращаемых крылатых ракетных блоков "Крыло-СВ", — сказали агентству в пресс-службе.Головным исполнителем проекта выступает ЦНИИМАШ. Он же отвечает в целом за разработку ракеты. Ранее сообщалось, что ракетный двигатель может получить название "Вихрь".
Базовый двигатель РД-191 развивает тягу 212 тонн. Этот показатель достигнут благодаря схеме с дожиганием в камере окислительного газа. В новом усовершенствованном двигателе уровень тяги выше на 10% 💪🏻
Титановое литьё, нанесение металлокерамических покрытий, обработка под кислород и другие нововведения позволили повысить надёжность и снизить себестоимость двигателя. Следующий шаг — запуск усовершенствованного РД-191 в серийное производство!
Изготовленный макет предназначен для динамических испытаний ступени ракеты, которые являются одним из этапов создания нового ракетно-космического комплекса. Одновременно с изготовлением первого макета двигателя на предприятии завершается сборка экспериментальной установки, включающей в себя камеру сгорания двигателя с цилиндрическим насадком. Ее огневые испытания пройдут в начале следующего года на воронежском огневом стенде.
Директор Конструкторского бюро химавтоматики Сергей Ковалев: «Уже год сотрудники Конструкторского бюро химавтоматики и Воронежского механического завода выполняют производственные задачи единым коллективом. Несмотря на эпидемическую обстановку, мы сохранили ритмичность и динамику по ключевым направлениям, примером чему является успешное продолжение работ по созданию двигателя РД-0124МС. Изготовление первого экземпляра можно назвать событием года для нашего коллектива. Это первый проект, в котором мы внедряем использование PLM-системы — комплекса прикладного программного обеспечения для управления жизненным циклом продукции. Она помогает не только увязать в единый процесс труд конструкторов в цифровой трехмерной среде, но и обеспечивает дальнейшую сквозную автоматизацию технологической подготовки производства и изготовления разработанных деталей и агрегатов».
Главный конструктор предприятия Виктор Горохов: «К концу текущего года в полном объеме будет завершена разработка рабочей конструкторской документации по двигателю. Уже проведена технологическая отработка изготовления его ключевых агрегатов. Параллельно наше предприятие ведет подготовку производства и стендовой базы для наземных огневых испытаний экспериментальных установок и двигателей РД-0124МС. В следующем году нам предстоит выполнить большой объем работ по данной теме: провести испытания экспериментальной установки как с цилиндрическим насадком, так и с полноразмерным соплом, приступить к доводочным испытаниям двигателя, обеспечить изготовление двигателя для огневых стендовых испытаний в составе блока второй ступени ракеты-носителя. Под эти задачи наш коллектив в 2020 году провел серьезную конструкторско-технологическую подготовку, поэтому мы уверены, что предстоящие работы будут выполнены в соответствии с утвержденными графиками».
Ракетный двигатель РД-0124МС тягой в пустоте 60 тонн работает на компонентах топлива «нафтил + жидкий кислород» и предназначен для использования в составе второй ступени ракеты-носителя «Союз-5». Двигатель состоит из двух блоков, расположенных на общей раме. В состав каждого из блоков входят по две камеры сгорания. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков.
И еще одна хорошая новость от наших двигателестроителей: "Энергомаш" сегодня провел первое полноразмерное огневое испытание самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все параметры в норме.
— РОГОЗИН (@Rogozin) December 18, 2020
Двигатель будет использован на новейшей ракете-носителе "Союз-5". pic.twitter.com/f4wggYVRKY
Компания «Протон-ПМ» (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») получило положительное заключение Главгосэкспертизы России на экспертное сопровождение проектно-сметной документации по проекту «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства агрегатов двигателя РД-191». Таким образом, создание нового производства на загородной площадке (Новые Ляды), основой которого станет строящийся сегодня корпус общей площадью 44 тысяч квадратных километров, перешло в завершающую стадию.
Корректировка документации проводилась с 2018 по 2020 гг. и была обусловлена необходимостью реализовать в проекте целый комплекс инженерных и технических решений, которые позволят предприятию перейти от изготовления узлов и агрегатов двигателя РД-191 к его сборке, с последующим выходом на серийное производство. Ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей позволит ежегодно изготавливать до 40 двигателей для ракет-носителей «Ангара».
Иван Краснов, директор компании «Протон-ПМ»: Проектные решения и конфигурация корпуса позволят нашему производству быстро адаптироваться под новые ракетно-космические изделия и продукцию диверсификации. Этот объект станет основой пермского кластера ракетного двигателестроения, которому нет равных в России по значимости решаемых задач и внедряемым технологиям. Необходимо наращивать темпы строительства, чтобы в 2021 году ввести корпус в эксплуатацию, а в 2023-м дать старт серийному производству РД-191.
В настоящее время организован тепловой контур здания, начались работы по внутренней отделке и монтажу инженерных коммуникаций. Заключены контракты на поставку вентиляционных систем, электрики и грузоподъёмного оборудования. В январе в эксплуатацию планируется ввести блочно-модульную котельную мощностью 20,9 МВт. При проектировании системы отопления выбор сделан в пользу современных энергоэффективных систем. Это позволило практически на треть снизить нагрузку на котельную, и вместе с тем уменьшить будущие эксплуатационные затраты предприятия.
В Воронежском центре ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») успешно проведено первое огневое испытание штатной камеры ракетного двигателя РД-0124МС, создаваемого на предприятии для использования на второй ступени перспективной отечественной ракеты-носителя «Союз-5».
Камера произведена с применением узлов, изготовленных методом новых технологий, открывающих большие возможности снижения трудоемкости, повышения производительности труда и качества изготовления продукции в ракетном двигателестроении. В ходе испытания было проведено одно включение длительностью 50 секунд на номинальном режиме тяги. Программа испытания выполнена в полном объеме.
Директор Конструкторского бюро химавтоматики Сергей Ковалев: «Прошедшее испытание ознаменовало собой начало наземной огневой отработки нового двигателя РД-0124МС и его агрегатов. С первой попытки мы получили положительный результат и достигли намеченных целей по отработке камеры. Это подтверждает верность заложенных конструкторских решений, эффективность внедряемых новых технологий, а также общую готовность стендовой базы предприятия к продолжению работ по данной теме».
Главный конструктор предприятия Виктор Горохов: «В течение ближайших месяцев на камере, прошедшей испытание, будут проведены еще несколько огневых пусков для сбора и анализа необходимых нам экспериментальных данных. Параллельно идет подготовка к доводочным испытаниям двигателя в полной комплектации и к огневым стендовым испытаниям изделия в составе блока второй ступени ракеты-носителя».
Ракетный двигатель РД-0124МС тягой в пустоте 60 тонн работает на компонентах топлива «жидкий кислород + нафтил» и предназначен для использования в составе второй ступени ракеты «Союз-5». Он состоит из двух блоков, расположенных на общей раме, а в состав каждого из блоков входят по две камеры. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков, в том числе на пониженном режиме тяги.
В АО «Протон-ПМ» подвели итоги работы в 2020-м и обсудили планы на 2021 год.
Предприятие уходит от традиционной модели производства монопродукта. Если раньше большую часть портфеля заказов занимало изготовление двигателя РД-276 для ракеты-носителя «Протон-М», то сегодня выросла доля производства агрегатов РД-191 для ракеты «Ангара» и других перспективных двигателей в интересах российского ОПК, которая будет увеличиваться по мере выхода на серийное производство этих изделий. Ожидается также наращивание объёмов сборки и испытаний газотурбинной техники.
По итогам 2020 года в АО «НПО Энергомаш» поставлен первый турбонасосный агрегат РД-191 и пять макетов РД-191НЖ.
Заключён договор на поставку 21 комплекта ДСЕ двигателя для «Ангары», 11 из которых — в плане на этот год.
Дан старт опытно-конструкторской работе по РД-191М, модернизированной версии изделия для пилотируемой программы.
Испытано рекордное количество газотурбинных установок — 147. Заявка от АО «ОДК-Пермские моторы» на 2021 год подтверждает намерения заказчика испытать 142 ГТУ.
Помимо этого, заключен контракт с АО «ОДК-Авиадвигатель» на пять газотурбинных электростанций «Урал», в стадии подписания — договор ещё на три ГТЭС.
В 2020 году предприятие продолжило реализацию инвестпроектов, направленных на ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей и создание высокотехнологичных рабочих мест. Возведён каркас основного производственного корпуса 82, по временной схеме запущено теплоснабжение. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы России на проектные решения, которые позволят предприятию выпускать полноразмерный двигатель РД-191.
В рамках инвестпроектов приобретены три роботизированных комплекса для аргонно-дуговой сварки, две вакуумные печи для пайки и термообработки, электроэрозионные станки. Поставлены видеоэндоскопические приборы и координатно-измерительные устройства типа «руки» для центральной измерительной лаборатории. Заключён контракт на поставку вибростенда для испытания агрегатов автоматики, его ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2021 года. Продолжается создание современного гальванического цеха.
В конце марта 2021 года в научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») завершился цикл огневых испытаний первого доводочного жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все восемь огневых испытаний, проводившихся на протяжении трех месяцев, прошли успешно, подтвердив работоспособность двигателя и правильность выбранных конструкторско-технологических решений.
Генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов поздравил коллектив предприятия с завершением огневых испытаний, отметив, что проделанная работа — это заслуга и оценка результата труда всего коллектива, поскольку создание двигателя и его дальнейшая работа полностью зависит от уровня конструкторских и технологических решений, а также от качества выполнения работ, связанных с созданием двигателя. «Теперь, по результатам, можно сказать — да, двигатель состоялся!» — добавил Игорь Арбузов.
Главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин подчеркнул, что проведенные огневые испытания в очередной раз показали способность коллектива предприятия создавать самые совершенные в мире двигатели.
«Мы — молодцы!, — сказал Пётр Лёвочкин. — Дальше необходимо постоянно думать о качестве, на каждом рабочем месте: будь то конструктор, инженер, технолог, испытатель, или рабочий. Двигатель и дальше должен работать так же, как он показал себя сейчас».
Следующий этапом работ станет поставка двигателя РД-171МВ в Ракетно-космический центр «Прогресс» (г. Самара, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») для проведения целого ряда испытаний в составе первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
МОСКВА, 8 апр – РИА Новости. Последняя по действующему контракту партия ракетных двигателей РД-180 будет поставлена в США в этом году, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор НПО "Энергомаш" (предприятие "Роскосмоса") Игорь Арбузов.
"Эти двигатели лежат готовые, но пандемия коронавируса не дает нам возможности вывезти их в США. Поставим их в этом году. Они последние по действующему контракту", — сказал он.
В декабре 2020 года на сайте госзакупок сообщалось, что в 2021 году в США отправят шесть двигателей РД-180.
Двигатель РД-180 используется на первой ступени американской ракеты-носителя Atlas 5. Всего, по данным НПО "Энергомаш", в США с 1999 года было отправлено 116 двигателей, из которых 92 уже использовано.
Игорь Арбузов, генеральный директор НПО Энергомаш: «НПО Энергомаш является не только заказчиком, но и разработчиком двигателя РД-191. Сейчас на предприятии ведутся активные работы по созданию его модернизированной версии РД-191М. Завершена разработка конструкторской документации. Полностью изменена кооперация. Практически все, что раньше закупалось вне интегрированной структуры ракетного двигателестроения, теперь изготавливается на предприятиях холдинга.
В Перми практически завершено строительство современного завода для производства этого двигателя, закупаются материалы для изготовления РД-191М. Первый экземпляр планируется изготовить в середине 2022 года и в том же году на площадке в Химках приступить к его испытаниям».
...
Иван Краснов, директор Протон-ПМ: «В 2022–2023 гг. нам предстоит поставить ещё 21 комплект расширенной номенклатуры деталей и сборочных единиц двигателя РД-191. Кроме того, предприятие приступило к освоению его модификации — РД-191М, форсированной на 10 % по тяге. Заключён договор на поставку трёх опытных двигателей, первый из них мы планируем изготовить уже в следующем году на новых производственных мощностях загородной площадки в Новых Лядах».
Назначение двигателей СПД-50М — коррекция орбиты и ориентация спутника. При массе 1,29 кг и тяге 16 мН ресурс работы данного двигателя составляет более 3000 часов, а по числу включений — более 11 000. Его применение в составе малых космических аппаратов позволяет увеличить долю массы целевой аппаратуры и срок активного существования на орбите, за счёт чего значительно повышается эффективность нахождения двигателя в открытом космосе.
Двигатели СПД-50M поставляются для проекта низкоорбитальной группировки Oneweb.
Здесь представлены стенды южноуральских производителей, а одним из главных «экспонатов» стала многокамерная ракетная двигательная установка с охлаждаемым центральным телом. В перспективе этот двигатель может стать «сердцем» возвращаемой космической ракеты - большого южноуральского проекта, разрабатываемого учеными из ЮУрГУ и специалистами Государственного ракетного центра имени Макеева из Миасса.
Доводочный ракетный двигатель имеет окончательный вариант конструкции, испытаниями подтверждается соответствие характеристик двигателя требованиям технического задания.
В рамках программы испытаний самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире (его тяга составляет 800 тонн) проработал суммарно 1461 секунду за девять огневых испытаний без снятия с испытательного стенда.
Все испытания прошли штатно и подтвердили заложенные при проектировании двигателя характеристики.
Юрий Борисов, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»: «Качество и надежность продукции флагмана российского ракетного двигателестроения в очередной раз подтверждено успешными испытаниями и пусками с использованием ЖРД разработки и производства НПО Энергомаш. Предприятие сохраняет ключевые компетенции, создаваемые десятилетиями – сильная конструкторская школа, разработка двигателей и создание опытных образцов, производство мощных надежных двигателей».
Игорь Арбузов, генеральный директор НПО Энергомаш: «Завершившиеся огневые испытания на разных режимах работы двигателя фактически были испытаниями «на ресурс» всей машины, в том числе модернизированных агрегатов и узлов, систем управления двигателем и аварийной защиты. НПО Энергомаш выдерживает сроки по разработке и испытаниям двигателя, работающего на экологически-безопасной топливной паре «нафтил-кислород».
Он пояснил, что сейчас в цехе предприятия идет сборка следующего двигателя этой серии.
Двигатель РД-171МВ является модернизированной версией двигателей РД-171М, использовавшего в ракете-носителе «Зенит». Новый двигатель предназначен для перспективной ракеты «Союз-5».
Исследовательский центр имени М.В. Келдыша (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработал рекомендации по повышению запасов работоспособности и надежности жидкостных ракетных двигателей, а также представил расчетные и экспериментальные данные по использованию композитных (углерод-углеродных) сопел.
Данные были представлены генеральным директором Центра Келдыша Владимиром Кошлаковым в ходе ХVI Всероссийского симпозиума по горению и взрыву, проходившему в Суздале с 4 по 9 сентября.
Открывая работу симпозиума, Владимир Кошлаков в докладе показал критерии оценки работоспособности и надежности двигателей по энергетическим характеристикам, тепловому состоянию и склонности к возникновению неустойчивого горения. Помимо этого, были продемонстрированы результаты расчетно-экспериментальных исследований по взаимодействию конструкционных материалов с различными средами.
По вопросу внедрения композитных материалов в ракетном двигателестроении были представлены основные задачи по их применению и пути решения проблем, возникших в ходе расчетов и экспериментов.
«Наш центр отвечает за ракетные двигатели всех типов, двигательные и энергетические установки, являясь головной организацией ракетно-космической промышленности по этим направлениям. Полученный в Центре Келдыша научно-технический задел по вопросам, связанным с разработкой, испытаниями и внедрению жидкостных ракетных двигателей, позволяет прогнозировать работоспособность и ресурс двигателя, а также проводить оценку надежности изделия в целом», — сказал Владимир Кошлаков.
Три года назад, 1 ноября 2019 года, состоялось объединение Конструкторского бюро химавтоматики и Воронежского механического завода в единое научно-производственное предприятие — Воронежский центр ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения на базе Научно-производственного объединения Энергомаш имени академика В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос»).
Директор КБХА Сергей Ковалев рассказал о текущих и перспективных проектах ракетного двигателестроения, реализуемых предприятием.
— Сергей Викторович, каких результатов удалось достичь в производстве серийной продукции?
— Не так давно Госкорпорация «Роскосмос» озвучила рекордную статистику. Впервые за долгое время серия успешных пусков российских космических ракет длится уже четыре года. С октября 2018 года с разных космодромов осуществлено более 90 пусков ракет «Союз» различных модификаций, «Протон-М», «Рокот» и нового семейства «Ангара». Подчеркну: все эти пуски без исключений обеспечивали двигатели разработки и изготовления нашего предприятия. Только в октябре текущего года Россия осуществила шесть пусков космических ракет. Все — с нашими двигателями. За этой положительной статистикой стоит напряженная работа нашего трудового коллектива по повышению качества изготавливаемой продукции, ответственности исполнителей, минимизации брака. Результат — налицо.
Одновременно мы достигли значимых успехов в расширении кооперационных связей с другими предприятиями отрасли и интегрированной структуры ракетного двигателестроения под руководством НПО Энергомаш. Это продолжение работ по изготовлению титановых шар-баллонов для отечественных ракет, камер сгорания для двигателей РД-191 разработки НПО Энергомаш, используемых в составе ракет-носителей «Ангара», создание центров компетенций по литейному и инструментальному производствам.
Важным плюсом является тот факт, что все последние годы мы ориентировались и ориентируемся на заказчиков внутри России: и по основной, и по гражданской тематике. Если раньше это выглядело слабостью, так как мы не имели выгодных зарубежных контрактов, то теперь это очевидное достоинство, поскольку никакие санкции Европы и США не способны оказать значимого влияния на стабильное развитие нашего предприятия. Наоборот: в рамках импортозамещения зарубежного оборудования, необходимого для освоения газовых месторождений, мы сейчас расширяем производство такой продукции для крупных отечественных заказчиков.
— Каковы перспективы предприятия в разработке новых образцов ракетных двигателей?
— В 2021 году мы приступили к наземной огневой отработке нового двигателя РД-0124МС на жидком кислороде и нафтиле тягой 60 тонн для второй ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». В текущем году продолжаем выполнять намеченную программу наземных испытаний, чтобы в дальнейшем ракетчики могли перейти к этапу летных испытаний нового ракетно-космического комплекса.
Не менее важным для нас представляется проект создания и отработки кислородно-водородного двигателя РД-0146Д для разгонного блока тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В». В рамках этой темы после продолжительной паузы в испытательном комплексе нашего предприятия был вновь запущен сложный технологический объект — производство жидкого водорода, что позволило нам в конце 2021 года провести успешное огневое стендовое испытание двигателя. В следующем году экспериментальному комплексу нашего предприятия исполняется 65 лет. Мы обязательно будем поддерживать и развивать его инфраструктуру, поскольку без наземной отработки нет и ракетных двигателей.
Третье важное направление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связано с созданием нового кислородно-метанового ракетного двигателя для перспективных отечественных многоразовых ракетно-космических комплексов. За последние годы мы перешли от «бумажных» работ к натурным испытаниям отдельных агрегатов.
Это лишь крупные направления. Но есть и ряд других. Например, наши специалисты обеспечили комплекс работ по переводу двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а» на новый компонент топлива нафтил. 22 октября с космодрома Восточный был произведен пуск ракеты «Союз-2.1б», где впервые на этих же компонентах отработали уже двигатели первой и второй ступеней.
В Воронежском центре ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую Научно-производственным объединением Энергомаш имени академика В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос») проведено успешное огневое испытание нового кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124МС, предназначенного для второй ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
В рамках доводочных испытаний двигатель впервые испытывался в комплектации с полноразмерными соплами. Запуск двигателя, а также останов прошли штатно, двигатель отработал на номинальном режиме заложенное программой время.
«В 2022 году наше предприятие провело большой объем экспериментальных работ по теме создания нового двигателя РД-0124МС, включая серию огневых испытаний. Полученные результаты, в том числе по итогам прошедшего пуска, позволяют нам двигаться дальше. В частности, в 2023 году мы будем нарабатывать положительную статистику в ходе автономных огневых испытаний, а также осуществлять поставку двигателей для продолжения наземной отработки», — сказал директор Конструкторского бюро химавтоматики Сергей Ковалев.
Жидкостный ракетный двигатель РД-0124МС тягой в пустоте 60 тонн работает на жидком кислороде и нафтиле и предназначен для второй ступени ракеты «Союз-5». Двигатель состоит из двух блоков, расположенных на общей раме. В состав каждого из блоков входят по две камеры. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков, в том числе на пониженном режиме тяги.