Россия вынуждена сократить программу космических запусков, что неизбежно приведет к потере доли мирового рынка в ближайшие несколько лет. Эту ситуацию наша космическая корпорация пытается переломить при помощи программы «Сфера». Ее архитектура напоминают сборную солянку, а многочисленные ...
// expert.ru
Но если с ракетами, на которых будут выводиться спутники системы «Сфера», вопрос можно считать в принципе решенным, то с самими космическими аппаратами и их функционалом такой ясности до сих пор нет.
Глава департамента перспективных программ «Роскосмоса» Сергей Прохоров публично заявил, что «облик всей «Сферы» уже определен», и что он знает какие спутники и какая наземная инфраструктура станут составной частью этой программы. Во-первых, это группировки телекоммуникационных геостационарных спутников «Ямал» и «Экспресс». Во-вторых, космические аппараты «Экспресс-РВ» для предоставления связи и широкополосного доступа в интернет, в том числе в Арктическом регионе. Их предполагается запустить на высокоэллиптические орбиты (40-50 тысяч км) в количестве не более 4 единиц (одновременно).
В-третьих, внушительная группировка малых космических аппаратов на средних орбитах для глобального интернета вещей и коллективного широкополосного доступа в интернет. И, наконец, в-четвертых, «Сфера» может пополниться и спутниковыми группировками дистанционного зондирования Земли на базе малых космических аппаратов, в том числе с радиолокационной и инфракрасной нагрузкой для мониторинга чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, создается впечатление, что при формировании облика «Сферы» сотрудники «Роскосмоса» руководствовались принципом «ничего не лишнее» и поэтому решили задействовать все известные им типы и модели космических аппаратов, за исключением разве что спутников ГЛОНАСС. Такая архитектура системы «Сфера» по сути представляет собой винегрет, причем с весьма туманными перспективами коммерциализации.
Впрочем, Сергей Прохоров уже поспешил заявить, что каждый проект, включенный в «Сферу» на этапе формирования технических заданий, может быть скорректирован оператором-заказчиком, добавив при этом, что «в будущем сама программа может быть расширена».
На эту программу в общей сложности планируется потратить более полутриллиона рублей, из которых 350 млрд рублей, как ожидается, составит внебюджетное финансирование.
«У нас по всем внебюджетным проектам есть официальные заверения компаний о том, что они входят в состав программы “Сфера”», — отметил Прохоров. Но даже если эти компании действительно вложат требуемую сумму остается не ясным как минимум два момента.
Во-первых, кто собственно в России будет производить малые спутники для предоставления космического интернета, а также сопутствующую инфраструктуру (станции передачи сигнала, оборудование для его приема и прочее? А во-вторых, кто будет приобретать эти услуги и в каком объеме?Еще в марте нынешнего года Дмитрий Рогозин в беседе с корреспондентом «Эксперта» говорил, что даже в аппаратах системы ГЛОНАСС по-прежнему применяется порядка 20% иностранных микроэлектронных компонентов. Тогда же глава нашей космической госкорпорации заявил, что в этом году планируется запустить первые аппараты ГЛОНАСС-К1, которые будут изготовлены с использованием только российских комплектующих.
Еще один важный момент заключается в коммерциализации «Сферы». Никаких данных по поводу того, как предполагается продавать услуги нашей новой космической группировки «Роскосмос» не приводит.
Тем не менее, можно предположить, что спутники серии «Экспресс» и «Ямал», как и прежде, будут обеспечивать телевещание и навигацию в интересах государственных заказчиков, крупных нефтегазовых компаний и тому подобных структур. А вот кто станет пользоваться услугами космического интернета остается только гадать.
Примерно год назад глава компании Nebo Global Communications Вячеслав Камнев оценивал потенциальный рынок в России в сотни тысяч станций для коллективных видов транспорта и в миллионы конечных пользователей космического интернета. И то лишь при условии, что рыночная цена такого устройства упадет почти в десять раз, примерно до 10 тысяч долларов.
Известно, что сейчас космическим интернетом во всем мире регулярно пользуются менее 10 млн человек (без учета клиентов авиакомпаний). Нет никаких сомнений, что со временем эта абонентская база пользователей космического интернета многократно возрастет. Но это произойдет уже в следующем десятилетии. И то лишь при условии, что к этому времени будет создана глобальная инфраструктура для информационного общества.
Возможно, с ценой в 10к$ оговорка, и имелось в виду 10круб?