Исследования Луны

 

fast

опытный

Космические агентства снова обратили взгляды к Луне
31 июля 2002 г.
По прошествии тридцати лет после полета человека к Луне космические агентства снова рассматривают возможности ее исследования.

Европейцы планируют в начале 2003 года отправить зонд "Смарт-1" для составления подробной карты спутника. Американские ученые обращаются к своему космическому агентству NASA с предложениями рассмотреть возможность отправки к спутнику летательных аппаратов, вездеходов и астронавтов. Даже Китай заявляет о подготовке пилотируемой экспедиции к Луне.

Новый интерес к исследованию Луны связан с желанием понять процесс зарождения жизни на Земле. Многие ученые уверены, что пыль на поверхности Луны содержит остатки породы, отделившиеся от Земли около четырех миллиардов лет назад в результате столкновений с кометами и астероидами. Некоторые исследователи полагают, что лунные кратеры могут даже содержать следы древней земной микробиологической жизни.

Реальная возможность вернуться к Луне представится в 2003 году, когда Европейское космическое агентство запустит туда свой зонд. Одной из задач этого полета будет испытание нового типа двигателя, работающего от электроэнергии солнечных батарей. Кроме того, ученые попытаются найти ответы на вопросы о том, как образовалась Луна и какую роль она сыграла в ранней истории Земли.

Модуль "Орион" спущенный кораблем "Апполон-16" 21 апреля 1972 года имел шесть фотокамер для съемки поверхности Луны. В отличие от него зонд "Смарт-1" оборудован современными инфракрасными и рентгеновскими камерами для высокоточной съемки поверхности.

Астронавты с "Аполлона" привезли на Землю 382 кг лунной породы, а три беспилотных советских зонда еще 300 кг. Но эти образцы взяты в определенных местах поверхности и не могут дать представление о спутнике в целом. От проекта "Смарт-1" ожидают большего - получения данных о составе всей Луны.

(по материалам сайта BBC)
   

fast

опытный

Главной целью очередного полета к Луне будет испытание нового двигателя


В апреле следующего года спутник "Смарт-1" Европейского космического агентства (ESA) отправится к Луне. Для смещения летательного аппарата с орбиты Земли будет использован ионный двигатель, работающий на электроэнергии.

Двигатели, работающие на электричестве, уже достаточно давно применяются на низкоорбитальных телекоммуникационных спутниках. Такой же двигатель испытывался на экспериментальном зонде DS-1, принадлежащем американскому агентству NASA.

Спутник "Смарт-1" будет заниматься исследованием Луны, но основная цель этого полета - тестирование нового двигателя. В нем не сжигается топливо, как в химических ракетных двигателях, вместо этого электроэнергия, поступающая от солнечных батарей, используется для ионизации газа.

Большинство современных космических кораблей оснащено реактивными двигателями, работающими на ракетном топливе. Топливные баки имеют большую массу и существенно ограничивают свободное место на борту, которое можно было бы использовать для размещения дополнительной научной аппаратуры. Кроме того, для дальних полетов необходимо использовать гравитацию близлежащих планет, чтобы получить необходимое ускорение, выбирая при этом определенное время старта и траекторию движения.

Электрические ионные двигатели позволяют избежать этих проблем. Они более эффективны, поскольку топливный источник (солнечные батареи) и энергетический элемент (ксенон) в них разделены, в отличие от ракетного топлива, выполняющего обе функции. Вместо сжигания твердого гидразина для создания необходимого импульса, на зонде "Смарт-1" применяются высокоэффективные литиевые солнечные батареи, которые подают энергию в двигатель, принцип функционирования которого основан на эффекте Холла.

Базовый компонент двигателя - 10-сантиметровая керамическая камера, окруженная магнитами. На одном конце камеры установлен катод, испускающий электроны, на другом конце - положительно заряженный анод, притягивающий электроны.

По мере того, как в камеру подается ксенон, электроны ускоряются под действием магнитного поля и выбивают электроны из атомов ксенона. При этом возникают положительно заряженные ионы ксенона и свободные электроны, которые в свою очередь продолжают бомбардировать атомы газа, образуя все новые и новые ионы. Затем катод выталкивает ионы ксенона из камеры в виде яркой голубой струи.

Такой двигатель имеет очень слабую тягу, эквивалентную давлению листа бумаги на ладонь руки. Но поскольку процесс ионизации газа намного эффективнее сжигания топлива в ракетном двигателе, ионный двигатель сможет работать намного дольше. Со временем механический импульс аппарата возрастает, и он наберет необходимую скорость.

Медленный разгон позволяет значительно уменьшить энергетические затраты, а это является важным фактором для осуществления дальних полетов, таких как запланированная ESA экспедиция к Меркурию. Слабая тяга ионного двигателя имеет еще одно преимущество - маневренность. Кратковременные запуски двигателя, повернутого в определенном направлении, позволят точно ориентировать корабль в пространстве.

Ионный двигатель был впервые изобретен еще в 1960 году, но до сих пор не рассматривался как серьезный конкурент реактивному, пока специалисты не стали задумываться над сокращением затрат при полетах на большие расстояния.

Более эффективный принцип движения открывает широкие возможностей для исследования солнечной системы. Конструкторы полагают, что в будущем ионные двигатели можно будет устанавливать на летательные аппараты размером с мыльницу и отправлять их к планетам и спутникам. Однако для межзвездных перелетов, очевидно, понадобятся еще более емкие источники, использующие атомную энергию.

(по материалам сайта Space.com)
   

fast

опытный

NASA изучает возможность подготовки новой экспедиции к Луне
5 августа 2002 г.
Американские ученые призывают космическое агентство NASA организовать беспилотный полет к обратной стороне Луны для сбора образцов в наиболее старом и глубоком из известных кратеров - бассейне Эйткена (Aitken Basin) у южного полюса Луны. Многие специалисты полагают, что бассейн Эйткена хранит свидетельства, по которым можно судить не только об эволюции самой Луны, но и о раннем периоде формирования Земли.

Однако организовать новую экспедицию к Луне не простая задача для NASA. Хотя космические технологии продвинулись достаточно далеко, для того чтобы посадить на спутник беспилотный зонд, собрать образцы и доставить их на землю потребуется немало усилий.

Очевидно, что автоматический зонд, способный самостоятельно совершать посадку и взлет, должен иметь на борту сложное техническое оборудование. Электроника должна гарантировать плавное снижение и точное приземление аппарата. Для сбора образцов необходимо специальное бурильное оборудование, а также измерительные приборы для определения физических параметров и датчики для анализа химических свойств материалов. Кроме того, для передачи команд и данных зонду на обратную сторону Луны потребуется дополнительный спутник-ретранслятор.

Технология автоматической посадки на луну была несколько десятилетий назад успешно отработана советскими специалистами. В 1970 году советский зонд "Луна 16" собрал первые образцы с поверхности спутника. Он провел на поверхности Луны 26 часов и вернулся к Земле с фрагментом грунта. Затем в 1972 году зонд "Луна 20" совершил посадку в гористой области примерно в 120 км от места приземления "Луны 16". Зонд просверлил скважину в поверхности и собрал образцы породы в специальную капсулу. Последняя советская экспедиция к Луне состоялась в 1976 году - зонд "Луна 24" опустился в районе Моря Кризисов (Mare Crisium) и также забрал с поверхности образцы грунта.

Американские летательные аппараты также исследовали Луну в 1966-68 годах, но они не были предназначены для доставки образцов - эта задача выполнялась людьми, высадившимися на спутник с корабля "Аполлон".

Многие инженеры, среди которых Джим Берк (Jim Burke), бывший сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA, участвовавший в подготовки первых экспедиций к Луне, считают, что полет к бассейну Эйткена - технически осуществимый проект.

Свежие лунные образцы, по мнению ученых, будут способствовать развитию таких направлений науки, как геохимия и космохимия. Все ранее полученные материалы были собраны в девяти точках с поверхностных слоев "лицевой" стороны Луны. Этого явно недостаточно, чтобы сделать выводы о строении и эволюции нашего спутника, поэтому если экспедиция к бассейну Эйткена состоится, ученые, возможно, получат ответ на многие важные вопросы.

(по материалам сайта Space.com)
   

fast

опытный

Индия планирует в 2007г. отправить к Луне беспилотный космический аппарат.


РБК. 14.08.2002, Дели 13:18:14. Индия будет технически готова в 2007г. отправить к Луне беспилотный космический аппарат, говорится в докладе индийского Института космических исследований, подготовленном для правительства страны. Как пишет индийская газета Times of India, по расчетам экспертов, стоимость этого проекта составит порядка 82,5 млн долл. Индия уже провела испытания стартовой установки для спутников и намерена использовать для запуска первого индийского "лунного спутника" модифицированную версию этой ракеты-носителя. "Наша страна обладает всеми технические средствами для вывода на орбиту Луны беспилотного космического аппарата с целью проведения научных исследований", - заявил в интервью изданию глава проекта Джордж Джозеф.

Индийская космическая программа была начата в 1972г. До настоящего времени она сводилась к выводу на околоземную орбиту телекоммуникационных, метеорологических и картографических спутников. Поэтому отправка космического корабля к Луне станет первым серьезным опытом Индии в проведении космических исследований.

Хотя официальный Дели заверяет, что запуск космического корабля к Луне преследует сугубо научно-исследовательские цели, аналитики не исключают, что Индия может воспользоваться техническими разработками в рамках этого проекта для производства своих баллистических межконтинентальных ракет.
   

gals

аксакал
★☆
>>Астронавты с "Аполлона" привезли на Землю 382 кг лунной породы, а три беспилотных советских зонда еще 300 кг.

Ну, наши лунниуки доставили, к сожалению, не 300кг, а всего лишь 300 граммов лунной породы!
   
UA SERGEI Khitrovo #19.08.2002 14:34
+
-
edit
 

SERGEI Khitrovo

втянувшийся

Европейская разведка Луны
16.08.2002. По фотографиям, снятым советскими станциями "Луна-3" и "Зонд-3" в 1967 г. , составили первый лунный атлас.
Американцы в 1968 г. первыми высадились на спутнике нашей планеты и привезли оттуда для анализа сотни килограммов грунта. А в 2003 г. европейцы хотят объединить эти направления и первыми составить подробную селенологическую карту, т. е. карту, по которой видно, где какие минералы залегают.
Возвращение интереса к Луне не случайно - ученые давно задумываются об использовании лунных ресурсов. Например, в ЦНИИ Машиностроения в подмосковном городе Королеве лет 30 назад разработали детальный проект строительства баз на Луне, который с тех пор лежит невостребованным. Вот что говорит директор ЦНИИМаша Николай Анфимов о перспективах освоения Луны: "У ученых есть интересные идеи о практическом использовании нашей спутницы. Во-первых, с Луны было бы очень удобно вести астрономические наблюдения, поскольку там нет атмосферы. Во-вторых, можно ожидать, что в будущем на Луне появятся стационарные научно-исследовательские базы. А в-третьих, очень заманчиво было бы добывать лунные природные ресурсы, прежде всего изотоп гелия-3 - сырье для термоядерного синтеза".
Однако Луна благодаря малой силе тяжести служит еще и самой лучшей базой для старта кораблей к ближним планетам и звездам. Чтобы не везти на стартовую площадку за 400 000 км многотонные детали кораблей, нужно делать их на месте, т. е. освоить лунные недра и создать там перерабатывающую промышленность. А начинать придется именно с селенологической разведки.
По сути, именно ее и планирует провести Европейское космическое агентство, которое в феврале 2003 г. запускает на окололунную орбиту спутник SMART-1. Его оснастят рентгеновским спектрометром D-CIXS, детектор которого способен распознавать кванты с разницей энергии в 200 эВ. Специально сконструированный микроструктурный коллиматор будет вырезать очень узкий луч, который пойдет с определенной точки поверхности планеты. В результате получится карта излучения, снятая с большим разрешением. А по спектрам рентгеновского излучения удастся узнать, как по поверхности распределены те или иные химические элементы.Сергей Комаров
[Сергей Комаров, ]www.vedomosti.ru]
   

fast

опытный

NASA вынашивает планы по освоению окололунного пространства

Американское космическое агентство разрабатывает планы по освоению новых регионов космического пространства. После знаменитых лунных экспедиций конца 60-х - начала 70-х годов все пилотируемые полеты проходили на небольшом от Земли расстоянии. Международная космическая станция, в частности, находится в 400 км от поверхности нашей планеты. Однако ученые, работающие в исследовательской группе NASA Exploration Team (NEXT), полагают, что пришло время осваивать более удаленное пространство.

Как сообщает журнал New Scientist, весьма перспективными для освоения участникам NEXT представляются так называемые точки Лагранжа. В этих точках гравитация нашей планеты и ее спутника уравновешиваются, что делает их крайне привлекательными для размещения космических аппаратов. В первой точке Лагранжа, находящейся на расстоянии 300 тыс. км от Земли и в 80 тысячах км от Луны, ученые предлагают разместить надувную космическую станцию. В других точках Лагранжа должны будут размещаться новые космические телескопы или иные исследовательские аппараты.

Космонавты, живущие на новой станции, займутся обслуживанием телескопов. Кроме того, точки Лагранжа очень удобны с точки зрения запуска аппаратов в отдаленные уголки Солнечной системы или за ее пределы, ведь при пуске оттуда нет необходимости преодолевать силу гравитации Земли или Луны. Это позволяет уменьшить количество топлива, необходимого для полета, или значительно увеличить его дальность.

Впрочем, будут ли когда-либо осуществлены эти проекты, неизвестно. Объем финансирования программы NEXT в настоящее время составляет 4 млн. долл. США в год, а этого недостаточно даже для запуска простейшего спутника. Ситуация усугубляется сложным финансовым положением американского космического агентства, которое в последние годы не раз уличалось в перерасходе средств на многие программы.

(по материалам New Scientist)
   
US Alexandrc #04.11.2016 16:07
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Сообщение было перенесено из темы Новости космонавтики.

NASA хочет построить новую орбитальную станцию возле Луны – Naked Science

Эксперты NASA и специалисты космической отрасли из других стран обсудили возможность строительства орбитальной станции возле спутника нашей планеты. Начало постройки станции намечено на 2023 год. // naked-science.ru
 
   

RU Alexandrc #17.11.2016 14:17
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

РФ и США обсуждают создание двух международных станций на орбите Луны
МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Россия, США и другие партнеры по Международной космической станции обсуждают создание двух станций на орбите Луны. Об этом сообщил в интервью ТАСС исполнительный директор госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.
"Международные группы обсуждают несколько схем создания окололунной инфраструктуры - на высокоэллиптической орбите и на низкой орбите высотой около 100 км над поверхностью Луны", - сказал он. По его словам, первая может использоваться для запуска кораблей в дальний космос, вторая - для экспедиций на поверхность Луны.
"Не исключено, что инфраструктура будет создаваться на обоих орбитах", - добавил Крикалев.
Как пояснил собеседник агентства, высокоэллиптическая орбита позволяет в перспективе проводить работы как на лунной орбите, так и для отправки миссий в дальний космос, в том числе к астероидам. Низкая окололунная орбита больше подходит для регулярных высадок экспедиций на поверхность Луны.
Крикалев отметил, что в обсуждении лунных проектов участвует международная кооперация, которая увязывает в единое целое национальные программы по исследованию Луны с помощью автоматических станций и пилотируемые лунные проекты.
В конце сентября РКК "Энергия" предложила приступить к созданию окололунной орбитальной платформы в конце 2022 года.
Ранее стало известно, что РКК "Энергия" и американская компания Boeing разрабатывают совместный проект лунной орбитальной станции в двух вариантах: на основе двух малых жилых модулей или одного большого. Для доставки элементов станции и экипажа на орбиту Луны предполагается использовать ракету-носитель сверхтяжелого класса SLS, разрабатываемую NASА. Оба варианта предусматривают, что на станции смогут работать четыре человека. Длительность экспедиций составит от 30 до 360 суток, полеты к окололунной станции будут проводиться раз в год.
 


И до кучи интервью

Новости космонавтики [Alexandrc#17.11.16 14:12]

Сергей Крикалев: около Луны может быть создано две космические станции Исполнительный директор Роскосмоса рассказал в интервью ТАСС о перспективах работы на околоземной орбите и полете на Луну //  tass.ru   В интервью не только про Луну, но и про МКС и про "Федерацию".// Космический
 
   54.0.2840.9954.0.2840.99
RU Alexandrc #17.11.2016 14:22
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

СМИ: "Энергия" и Boeing планируют создание окололунной инфраструктуры

Речь идет о создании совместимых узлов и блоков, которые позволят космической технике взаимодействовать с аппаратами Boeing // tass.ru
 
   54.0.2840.9954.0.2840.99
RU Alexandrc #12.12.2016 14:55
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Международная окололунная станция будет в несколько раз меньше МКС
МОСКВА, 12 декабря. /ТАСС/. Международная окололунная станция будет примерно в четыре-пять раз меньше по размерам, чем МКС, на смену которой она придет, сообщил ТАСС начальник Центра пилотируемых программ головного научного института космической отрасли ЦНИИмаш, космонавт Олег Котов.

"Обсуждение вопроса создания международной окололунной станции находятся на первоначальном этапе. Предпроектные переговоры ведутся странами - партнерами МКС в формате рабочих групп. Цель создания такой станции - формирование окололунной инфраструктуры для последующего освоения Луны. Сегодня станция видится как небольшая, буквально три-четыре модуля, посещаемая, находящаяся на полярной высокоэллиптической орбите Луны", - рассказал он.

В настоящее время МКС состоит из 15 модулей, пять из которых - российские.

По словам Котова, на борту международной окололунной станции будут отрабатываться технологии, необходимые для освоения не только Луны, но и дальнего космоса. В частности, с ее борта будет проходить изучение поверхности искусственного спутника Земли с помощью луноходов и посадочных станций.

"Она (окололунная станция - прим. ТАСС) смотрится как международный проект, и это правильно, потому что полученный многолетний опыт международного сотрудничества при проектировании и эксплуатации МКС неправильно было бы не использовать после окончания полета станции", - сказал космонавт.

В свою очередь, заместитель генерального директора госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым космическим программам космонавт Сергей Крикалев рассказал ТАСС, что первоначально обсуждалось несколько возможных точек расположения окололунной станции. "Обсуждалось создание инфраструктуры на низкой окололунной орбите, в точке либрации (точка между Землей и Луной, в которой станция под воздействием их сил тяжести будет находиться неподвижно относительно планеты и ее естественного спутника - прим. ТАСС) и на высокоэллиптической орбите - достаточно далеко от Луны. Наиболее детально сейчас обсуждается третий вариант", - уточнил он.

Российские лунные планы

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что по поручению президента России началось техническое оформление документации для создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса, которая позволит приступить к созданию лунной посещаемой или обитаемой научной станции.

Весной 2016 года стало известно, что российская РКК "Энергия" и американская компания Boeing разрабатывают совместный проект лунной орбитальной станции в двух вариантах: на основе двух малых жилых модулей или одного большого. Для доставки элементов станции и экипажа на орбиту Луны предполагается использовать ракету-носитель сверхтяжелого класса SLS, разрабатываемую NASA. При этом в случае с многомодульным проектом их предполагается запускать в связке с американским кораблем Orion (также разрабатывается по заказу NASA).

Оба варианта предусматривают, что на станции смогут работать четыре человека. Длительность экспедиций составит от 30 до 360 суток. Полеты к окололунной станции будут проводиться раз в год.

РКК "Энергия" предлагает приступить к созданию окололунной орбитальной платформы в конце 2022 года, а с первой половины 2025 года отправить на нее первый экипаж. Также сообщалось, что высадка первого российского космонавта на Луне планируется на 2031 год.
 
   55.0.2883.8755.0.2883.87
NO Alexandrc #01.03.2017 09:21
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Про сверхдлинноволновый радиотелескоп

Лунная форточка во Вселенную

В разговоре с астрофизиком Юрием Ковалевым (ФИАН) о достижениях и перспективах проекта “РадиоАстрон” мы коснулись темы Луны. Оказалось, она обещает… // zelenyikot.livejournal.com
 
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

matvey

аксакал
★☆

Подписан контракт на строительство европейского модуля для орбитальной станции Gateway — Naked Science

Thales Alenia Space и Европейское космическое агентство подписали соглашение, предполагающее создание модуля ESPRIT для будущей орбитальной станции Gateway. Сумма контракта составляет почти 300 миллионов евро. //  naked-science.ru
 

Седьмого января состоялось знаковое для программы лунной орбитальной станции событие: франко-итальянский производитель аэрокосмической продукции Thales Alenia Space и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали контракт на 296 миллионов евро, предполагающий постройку европейского модуля.

Модуль European System Providing Refueling, Infrastructure and Telecommunications (ESPRIT) будет обеспечивать связь и заправку. О том, что она выбрана в качестве создателя модуля, компания Thales Alenia Space объявила еще в октябре.

Станция Gateway будет представлять собой относительно крупную обитаемую окололунную станцию, назначением которой станет изучение естественного спутника Земли и других объектов нашей системы. Предполагается, что в будущем ее можно будет использовать во время марсианских экспедиций.

Участие России в программе возможно, однако пока не определено.
   2020
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru