[image]

Атомный беспилотный подводный аппарат Посейдон

Теги:флот
 
RU тащторанга-01 #24.05.2021 11:57  @Н-12#24.05.2021 11:43
+
+2
-
edit
 
S.I.>> готовить эти инструкции для эксплуатантов.
Н-12> так это, чтоб готовить инструкции для экплуатантов надо самому быть эксплуатантом, не?
Н-12> без опыта эксплуатации получится инструкция не к реальному оборудованию, а к идеальному, существующему только в представлении конструктора.
Точно так, по ИЭ нашей ГЭУ ввестись было невозможно.
   77
RU off-topic-off #24.05.2021 12:10  @тащторанга-01#24.05.2021 11:56
+
+2
-
edit
 

off-topic-off

аксакал
★★
тащторанга-01> - Сынок, а ты то Ковалёва сам знаешь?
тащторанга-01> - Конечно, знаю, даже пили вместе
тащторанга-01> :)))

я читал эту байку с другой фамилие
   90.0.4430.21290.0.4430.212
US VKoshkin #24.05.2021 12:15  @Serg Ivanov#24.05.2021 11:06
+
+4 (+5/-1)
-
edit
 

VKoshkin

опытный

S.I.> А когда "вдумчивые практики" начинают эксперементировать с инструкциями получается Чернобыль.

Поясняю для румын, тут ключевое слово "вдумчивый". Под этим словом подразумеватся набор необходимых знаний, сданные экзамены и зачеты на допуск и многолетний практический опыт, подкрепляемый периодическим повторением теории.
Скажу "страшную тайну", любые инструкции не всегда выполняются буква в букву, по ряду причин.
Кстати, по прошествию некоторого времени проектант зачастую корректирует свои инструкции, исходя из полученного опыта эксплуатации. По руководящим документам, на головные изделия комплект рабочей документации поставляется проектантом в течение года после сдачи изделия, до этого момента эксплуатация осуществляется по временному комплекту.

Чернобыльская катастрофа произошла из-за грубейшей и осознанной блокировки систем, отвечающих за безопасность установки. Кстати, экспериментом руководил человек далекий от ядерной энергетики.

По ссылке подробное описание http://lib.ru/MEMUARY/CHERNOBYL/medvedev.txt
   88.088.0
Это сообщение редактировалось 24.05.2021 в 12:31
RU тащторанга-01 #24.05.2021 12:28  @off-topic-off#24.05.2021 12:10
+
+2 (+3/-1)
-
edit
 
тащторанга-01>> - Сынок, а ты то Ковалёва сам знаешь?
тащторанга-01>> - Конечно, знаю, даже пили вместе
тащторанга-01>> :)))
off-topic-off> я читал эту байку с другой фамилие
"Мопед не мой", первого экипажа...
   77
MD Serg Ivanov #24.05.2021 12:57  @Н-12#24.05.2021 11:57
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Как правило, нет. Надо быть разработчиком данной техники.
Н-12> так ведь одно другого не исключает?
Нет. Но редко.
Н-12> спроектировали-изготовили-проверили в работе-написали инструкцию, не?
Проверяют как раз по инструкциям проектировщика. Естественно по результатам проверки могут инструкции по эксплуатации корректироваться.
   1717
RU smalltownboy #24.05.2021 13:50  @тащторанга-01#21.05.2021 16:59
+
+2
-
edit
 

smalltownboy

опытный

тащторанга-01> стало заметно, что мысли высказываемые здесь нашими оппонентами, стали звучать на достаточно высоком уровне. Должна же быть какая-то обратная связь.
Это говорит о исключительно высоком уровне морского форума.
   88.088.0
RU тащторанга-01 #28.05.2021 07:09  @тащторанга-01#24.05.2021 11:57
+
+4
-
edit
 
S.I.>>> готовить эти инструкции для эксплуатантов.
Н-12>> так это, чтоб готовить инструкции для экплуатантов надо самому быть эксплуатантом, не?
Н-12>> без опыта эксплуатации получится инструкция не к реальному оборудованию, а к идеальному, существующему только в представлении конструктора.
тащторанга-01> Точно так, по ИЭ нашей ГЭУ ввестись было невозможно.
Звонит сын из Двинска:
- Папа, а что за система "Альбатрос" на Нахимове?
- Это СУЗ.
- Ну как "Штиль" на лодках?
- Типа того, только московский "Агат" делал, а не твоя "Аврора". А чего спрашиваешь? Ты же вроде на "Бореях", а не на "Нахимове".
- Да операторы вопрос задали.
- Какие еще операторы? На "Нахимове" же экипажа нет.
- Заводские. Сдаточный экипаж.
- Ну так скажи им, что ни "по лодочному", ни по инструкции не введутся. Пускай звонят, скажу, что делать. :)))
   77
+
+2
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
VKoshkin> Чернобыльская катастрофа произошла из-за грубейшей и осознанной блокировки систем, отвечающих за безопасность установки. Кстати, экспериментом руководил человек далекий от ядерной энергетики.
VKoshkin> По ссылке подробное описание http://lib.ru/MEMUARY/CHERNOBYL/medvedev.txt

Медведев несколько исказил историю в своих интересах. Реально на станциях РБМК создалась дурацкая ситуация, когда зная о целом ряде проблем реактора разработчик пытался замести ситуацию "под сукно" и не описывал эти проблемы в руководящих документах. Соответственно многое отдавалось на творчество персонала АЭС, ну а там разбирались как могли и как им позволяло образование.

Реальным нарушением повлиявшим на аварию и ставшим одной из ее непосредственных причин являлось только нарушение оперативного запаса реактивности. Но этот параметр считался доподтопной ЭВМ раз в час, которая еще и стояла не на блочном щите управления. Так управляющая реактором смена просто не имела оперативной информации о значении этого параметра.

Блокировка действия ряда защит не запрещалась текущими инструкциями или даже наоборот предписывалась для операции остановки реактора. И в любом случае при случившемся сценарии, когда реактор за секунды разогнался с низкой мощности до запредельной, эти защиты не успели бы сработать.

Ряд моментов грамотный персонал мог бы додумать за инструкции. Мог бы даже понять, что работать в "темной зоне", не прописанной толком инструкциями и где реактор не стабилен, - не очень хорошая идея, и отказаться от сомнительной затеи с подъемом мощности после йодной ямы зная что придется приблизиться к ограничениям по ОЗР, который они не могут оперативно контролировать. Но он этого не сделал. Это его часть вины. Остальное - вина проектировщиков и организаторов эксплуатации станций с этим типом реакторов.
   90.0.4430.21290.0.4430.212
RU тащторанга-01 #28.05.2021 07:59  @U235#28.05.2021 07:47
+
-
edit
 
U235> Реально на станциях РБМК создалась дурацкая ситуация, когда зная о целом ряде проблем реактора разработчик пытался замести ситуацию "под сукно" и не описывал эти проблемы в руководящих документах.
Если на лодках оператор ППУ и ПТУ в одном лице, на НК маневрист подчиняется оператору ГЭУ, то на станциях это два независимых человека, в чем ситуация организационно не правильна, на ЧАЭС была явная несогласованность действий персонала...
   77
RU U235 #28.05.2021 08:09  @тащторанга-01#28.05.2021 07:59
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
тащторанга-01> то на станциях это два независимых человека, в чем ситуация организационно не правильна, на ЧАЭС была явная несогласованность действий персонала...

Эти два человека сидят в одном помещении и за ними следит начальник смены, который и является начальником им обоим. Вполне нормальная конфигурация если начальник смены компетентен и понимает что делает.
   90.0.4430.21290.0.4430.212
RU Серокой #28.05.2021 10:03  @U235#28.05.2021 07:47
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
U235> Блокировка действия ряда защит не запрещалась текущими инструкциями или даже наоборот предписывалась для операции остановки реактора.

Заблокировали систему аварийного охлаждения реактора. Но она просто не давала вообще сигналов на включение в ту ночь, и, следовательно, никак бы не повлияла на ход аварии:

В INSAG-1 указывалось, что блокировка системы аварийного охлаж-
дения реактора (САОР) явилась нарушением регламента. Однако полу-
ченная в последнее время из Советского Союза информация подтверж-
дает, что блокировка САОР на Чернобыльской АЭС была фактически
допустима, если она разрешалась Главным инженером, и что такое разре-
шение было дано на время проведения испытаний, приведших к аварии,
и даже было утверждено в рабочей программе испытаний. ИНСАГ пола-
гает, что этот момент не повлиял на возникновение и развитие аварии.
Однако следует признать, что в течение приблизительно 11 часов до ава-
рии реактор эксплуатировался на половинной мощности с заблокирован-
ной САОР. Это можно было бы не рассматривать как нарушение только
в случае, если бы 11-часовой период работы на половинной мощности
являлся частью запланированных испытаний, что явно было не так.
Отключение САОР на этот период и разрешение эксплуатации в течение
продолжительного периода времени с выведенной из работы важнейшей
системой безопасности указывают на отсутствие культуры безопасности.
 


Далее, был блокирован сигнал аварийной защиты по останову турбогенератора.

Этот сигнал аварийной защиты был выведен в соответствии с техно-
логическими регламентами по эксплуатации и рабочей программой испы-
таний, и комиссия Госпроматомнадзора (Приложение I, Раздел 1-4.7.4) не
поддерживает обвинения, предъявленные эксплуатационному персоналу.
В свете новой информации, касающейся ввода положительной реактив-
ности при аварийном останове реактора, содержащееся в столбце
"Значение" табл. I доклада INSAG-1 утверждение о том, что "эта аварий-
ная система спасла бы реактор", представляется необоснованным.
 


И третья защита, по уорвню воды в барабан-сепараторах:
Недавно полученная информация позволяет предположить, что
защита реактора по уровню воды и давлению пара в барабанах-сепарато-
рах была изменена уже в 00 ч 36 мин 26 апреля, а не в 01 ч 19 мин 00 с,
как указано в INSAG-1. Однако в соответствии с Приложением I (Раз-
дел 1-4.7.4) "обвинения в блокировке защиты по давлению пара в БС,
предъявленные персоналу в официальных материалах, Комиссия [Госпро-
матомнадзора] не подтверждает".
Это изменение точки зрения основывается на том факте, что в отно-
шении нижнего уровня воды в барабанах-сепараторах предусмотрены два
уровня защиты, один с аварийной уставкой на высоте 600 мм и другой
обычно на высоте 1100 мм, в зависимости от уровня мощности. Опера-
торы не восстановили защиту по этому уровню и в техническом отноше-
нии нарушили пункт 9 "Регламента переключения ключей и накладок
технологических защит и блокировок" (в соответствии с докладом комис-
сии Госпроматомнадзора (Приложение I, Разделы 1-4.7.4, 1-4.7.8)).
Однако защита по нижнему уровню воды в барабанах-сепараторах на
протяжении события продолжала действовать.
 


Ни одна из трёх отключённых защит на ход аварии не повлияла бы.
   
RU U235 #28.05.2021 10:07  @Серокой#28.05.2021 10:03
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Серокой> Заблокировали систему аварийного охлаждения реактора

По действовавшим инструкциям это допускалось по согласованию с техническим руководством станции при операциях вывода реактора из эксплуатации, т.к. САОР расчитывалась на рабочие режимы и при глушении реактора могла вести себя неадекватно. По крайней мере однозначного запрета отключать САОР если техническое руквоводство станции видит в этом необходимость в инструкциях не было. Потом инструкции задним числом переписали и обвинили руководство станции в их нарушении.

Но в целом да, это из разряда "потел ли больной перед смертью". Никакого влияния на ход аварии САОР не оказала даже если бы была включена. Поэтому отключение систем аварийной защиты я за скобками оставил, оно особо никакой роли не сыграло
   90.0.4430.21290.0.4430.212
RU Серокой #28.05.2021 10:09  @U235#28.05.2021 10:07
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
U235> Но в целом да, это из разряда "потел ли больной перед смертью". Никакого влияния на ход аварии САОР не оказала даже если бы была включена.

Там есть интересный момент, что реактор 11 часов работал без САОР, что говорит о том, что расслабился персонал.

Сама же авария - это несколько причин. Как обычно. Концевой эффект и провал мощности реактора.
   
RU тащторанга-01 #28.05.2021 10:48  @U235#28.05.2021 08:09
+
-
edit
 
U235> Эти два человека сидят в одном помещении и за ними следит начальник смены, который и является начальником им обоим. Вполне нормальная конфигурация если начальник смены компетентен и понимает что делает.
В том то и дело, что начальник смены не обязан постоянно находиться на пульте, он может "шариться" по станции. Оператор ППУ, имхо, должен иметь право руководить ПТУшником
   77
RU тащторанга-01 #28.05.2021 11:02  @U235#28.05.2021 07:47
+
-
edit
 
U235> Реальным нарушением повлиявшим на аварию и ставшим одной из ее непосредственных причин являлось только нарушение оперативного запаса реактивности. Но этот параметр считался доподтопной ЭВМ раз в час, которая еще и стояла не на блочном щите управления. Так управляющая реактором смена просто не имела оперативной информации о значении этого параметра.
Ну как так? Не знали, что при сбросе мощности попадешь в "йодную яму"? Нужно было от ЭВМ информацию ждать?
   77
MD Serg Ivanov #01.09.2021 20:33
+
-
edit
 
MD Serg Ivanov #26.09.2021 21:15
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Военное обозрение Мнения
Целевой облик необитаемого подводного аппарата «Посейдон»

//  topwar.ru
 
Перед тем как перейти к техническим аспектам «Посейдона», целесообразно разобраться с целеполаганием, заложенным в основу его разработки. Геополитика, оформившаяся как научная дисциплина в ХХ веке, делит все государства мира на две категории – морские и сухопутные. Первые обладают экономическим преимуществом, имея свободный доступ к наиболее дешевому и свободному от ограничений средству транспортировки товаров – морскому транспорту, тем самым обеспечивая себе широкую ресурсную базу и обширный рынок сбыта готовой продукции. Вторые вынуждены нести дополнительные издержки на сухопутную транспортировку товаров с риском потери экономических связей в случае блокады со стороны стран — транзитеров.

В состав морских стран исторически входят США, Канада, крупные европейские страны, страны Персидского залива и Северной Африки, Китай (с 1980-х годов), Индия, Япония, Южная Корея, Индонезия, страны Юго-Восточной Азии, Австралия, большинство стран Латинской Америки, Египет, Нигерия и Южно-Африканская республика – т.е. подавляющая часть государств с большинством населения, промышленным потенциалом и природными ресурсами. В состав сухопутных стран входят Россия, центрально-европейские, центрально-африканские и центрально-азиатские страны с кратно меньшим населением, промышленным потенциалом и природными ресурсами.

В стремлении минимизировать экономические издержки морские страны за 500-летнюю историю своего развития со времен Васко де Гамы сконцентрировали большую часть своего промышленного потенциала поблизости от побережья, разместив там же основные города и транспортную, энергетическую, связевую и военную инфраструктуру. Перенос указанного конгломерата вглубь территории страны во многих случаях невозможен из-за отсутствия этой глубины (например, островные государства — Япония, Британия, Индонезия, небольшие по размерам государства – Германия, Франция, Италия, Южная Корея) и настолько затратно, что потребует в течение века тратить большую часть национального дохода на перебазирование промышленности и городов (США, Австралия, страны Африки и Латинской Америки). Попытка осуществить подобный перенос вызовет кратное падение уровня жизни населения, социальную напряженность в обществе, а в итоге ещё и обнулит экономическое преимущество бывших морских стран перед сухопутными. Поэтому вероятность реализации подобной программы со стороны геополитических противников РФ близка к нулю.
 
Со своей стороны, Россия является уникальным сухопутным государством с наибольшей глубиной обороны в мире и расположением большей части промышленности и населенных пунктов вдали от морского побережья – за исключением военно-морских баз, портов и считанного количества больших городов: Санкт-Петербурга, Мурманска, Севастополя, Новороссийска и Владивостока. Подобная ситуация формировалась на протяжении столетий, на плановой основе политика увеличения глубины обороны и переноса производства в глубь страны реализовывалась в течение последних 100 лет.

Для реализации своего преимущества в геополитическом положении России требуется вид вооружения, имеющий возможность наносить удары по прибрежным конгломератам, доля которых в экономике морских стран занимает от 60 до 100%. Решение задачи как всегда находится в русле инновационного подхода — в современной версии это звучит как упор на ядерное оружие, минимизация размеров и роботизация его носителей, использование источников энергии с практически неограниченным ресурсом. При этом положение отстающих, в которое попадают США и их союзники в с момента формирования дисбаланса в сфере стратегических вооружений, дает еще одно преимущество для РФ — а именно развязывает руки для разработки следующего поколения вооружений на новых физических принципах, пока потенциальные противники будут терять время и деньги в попытке достичь паритета, т.е. для зарубежных стран вполне может сформироваться патовая ситуация «отставания навсегда».
 

Судя по опубликованным фото- и видеоматериалам «Посейдон» представляет собой массогабаритный аналог торпеды Т-15 длиной 24 метра, диаметром 1,6 метра и полным водоизмещением 40 тонн, оснащенное водометным движителем с рабочим колесом большого диаметра, кормовыми горизонтальными и вертикальными рулями. Размеры корпуса подводного аппарата позволяют разметить внутри него компактный ядерный реактор, габаритную боевую часть и балластную цистерну.
 
 

Исходя из основ гидродинамики, заявленной максимальной скорости в 100 узлов «Посейдон» сможет достигать только на глубине 1000 и более метров, где давление воды препятствует развитию кавитации на лопастях движителя. В приповерхностном слое воды скорость бескавитационного движения подводного снижается до стандартных 50 узлов. Скорость малошумного движения можно оценить на уровне 20 узлов, скорость т.н. подкрадывания – на уровне 10 узлов. Исходя из этих значений максимальная электрическая мощность силовой установки «Посейдона» составит порядка 10 МВт, стандартная – 2,5 МВт, малошумная – 400 КВт и подкрадывания – 100 КВт.

Для обеспечения мощности в 10 МВт в габаритах «Посейдона» подойдет ядерный реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем в первом контуре охлаждения.
 

Характеристики реактора «Посейдона» можно оценить на основании открытых данных об исследовательском реакторе на высокообогащенном нитриде урана-235 и жидкофазным свинцово-висмутовым сплавом в качестве теплоносителя первого контура, проект которого был разработан в 2003 году в Физико-энергетическом институте (г.Обнинск) — тепловая мощность 30 МВт, электрическая мощность 10 МВт, диаметр/высота корпуса 53 см, вес 361 кг, вес топлива 160 кг, время работы между перезагрузками активной зоны 2000 эффективных часов. В качестве теплоносителя второго контура реактора применяется вода, преобразуемая в пар с давлением 120 атмосфер и температурой 540ºС.

В связи с отсутствием экипажа биологическая защита реактора «Посейдона» редуцируется до теневой защиты расположенных в носу боевой части, аппаратуры управления и системы наведения. Кроме реактора, в состав ядерной силовой установки входят циркуляционный магнитогидродинамический насос первого контура (не имеющий подвижных частей), второй контур с водяным теплоносителем, парогенератор, паровая турбина, конденсатор пара, насосы перекачки конденсата и забортной воды, а также редуктор, понижающий обороты турбины и вращающий рабочее колесо водомета.

Альтернативным решением является использование в качестве теплоносителя второго контура двуокиси углерода в виде сверхкритической жидкости, существующей при давлении не менее 73 атмосфер и температуре не менее 31ºС. Это решение позволит достичь степени преобразования тепловой энергии в электрическую в соотношении 2 к 1 и уменьшить массо-габаритные характеристики ЯСУ за счет сокращения размеров ядерного реактора и межконтурного теплообменника, снижения веса теплоносителя второго контура, а также замены паровой турбины и конденсатного насоса на газотурбинный двигатель замкнутого цикла мощностью 10 МВт, макет турбины которого представлен на фото
 
 

Регулировка частоты вращения рабочего колеса водомета в зависимости от скорости движения «Посейдона» обеспечивается путем управления тепловой мощностью реактора (выходящего с нуля на максимум мощности за время порядка 1 секунды) и изменения шага лопастей рабочего колеса (последнее решение обеспечивает также реверс направления движения и торможение подводного аппарата).

С целью минимизации шумности движения на скорости подкрадывания целесообразно реализовать полное электродвижение «Посейдона» путем установки электродвигателя мощностью 100 КВт на валу рабочего колеса водомета с энергопитанием от термоэлектрического преобразователя из кремний-германиевого сплава (по типу ядерной энергетической установки SR-100), встроенного в конструкцию парогенератора из жаропрочного никелевого сплава типа 10ХН45Ю с рабочей температурой 1600 ºK. Перепад температур на входе/выходе в парогенератор для воды составит 304/713ºK, для свинцово-висмутового сплава – 1300/1100ºK, коэффициент полезного действия термоэлектрического преобразователя составит 6,8%. В случае использования сверхкритической двуокиси углерода перепад температур для неё составит 325/975ºK, коэффициент полезного действия термоэлектрического преобразователя повысится до 10%.

В отсутствии хода у «Посейдона» потребность в мощности термоэлектрического преобразователя уменьшается до 10-15 КВт — уровня энергопитания аппаратуры управления и циркулярного МГД-насоса первого контура при естественной циркуляции теплоносителя второго контура со сбросом тепла на прочный корпус подводного аппарата.
 
   93.0.4577.8293.0.4577.82
Это сообщение редактировалось 26.09.2021 в 21:30
MD Serg Ivanov #26.09.2021 21:34
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Аппаратура управления «Посейдона» должна быть представлена набором, предназначенным для роботизированных подводных дронов:

— боевая информационно-управляющая система;
— инерциальная система навигации с твердотельным гироскопом;
— гидроакустический комплекс с электронной картой рельефа дна;
— гравиметр с электронной картой неоднородностей поля тяготения Земли;
— средства гидроакустической связи, спутниковой высокочастотной радиосвязи и подводной низкочастотной радиосвязи.

Водоизмещение «Посейдона» позволяет оснастить подводный аппарат боевой частью весом до 4 тонн, что соответствует трехступенчатому термоядерному заряду мощностью 100 Мтн. Кроме того, взрыв ядерной БЧ инициирует деление 70 кг урана-235, содержащегося в составе топлива ядерного реактора, что добавит к мощности взрыва несколько мегатонн и усилит действие радиоактивного поражающего фактора пропорционально степени выгорания топлива и накопления в нем продуктов деления урана.

Преимущество в скрытности «Посейдона» основано на следующих его отличиях от ударной АПЛ:

— меньшее на два порядка водоизмещение, что обеспечивает пропорциональное снижение шума от турбулентности воды;
— меньшая в 30 раз эффективная поверхность рассеивания зондирующих импульсов гидролокаторов;
— меньшая в 30 раз потребная мощность для движения со скоростью от 20 до 30 узлов, что обеспечивает соответствующее снижение уровня шумов от водомета, турбины, редуктора, насосов конденсата и забортной воды второго контура;
— отсутствие шума на любой скорости движения от циркуляционного МГД-насоса первого контура;
— отсутствие шума на скорости подкрадывания от турбины и редуктора;
— отсутствие шума на донной позиции от каких-либо бортовых механизмов.

В связи с указанным можно оценить снижение дальности обнаружения «Посейдона» в сравнении с АПЛ на скорости подкрадывания: с помощью активной гидролокации — до 30 раз; пассивного шумополенгования — до 100 раз. Скрытность подводного аппарата в этом режиме будет определяться только шумом от прокачивания воды рабочим колесом водомета, в лучшую сторону отличающимся большим диаметром и вращением на низких оборотах, что в целом ограничит слышимость дистанцией в несколько сот метров. По показателю шумности «Посейдон» сравняется с ударной АПЛ только при движении на скорости 100 узлов.

Способ достижения «Посейдонами» рубежей развертывания вытекает из рельефа дна Мирового океана, наличия топографических карт донной поверхности и точности позиционирования навигационных систем. Дальность плавания можно оценить в 370 тысяч км (исходя из 2000 эффективных часов работы ЯСУ). Однако межконтинентальное плавание в автономного режиме подводный аппарат сможет осуществлять только в придонном слое на глубине 1 км с ориентированием по рельефу дна с помощью ГАС, поскольку ошибка счисления лучших инерциальных систем навигации составляет 0,05 углового градуса за каждый час движения
 
 

В качестве носителей «Посейдонов» могут также выступать надводные корабли и грузовые и рыболовные суда при условии их оборудования механическими захватами для стыковки с подводными аппаратами или, наоборот, оснащения подводных аппаратов пневматическими захватами, «присасывающимися» к дну кораблей и судов. При этом экипаж судна, идущего под удобным флагом, не будет ставиться в известность о транспортировке подводного аппарата. Эта возможность позволит «Посейдонам» в особый период скрытно преодолевать рубежи систем обзора подводной обстановки, в том числе расположенные в непосредственной близости от военно-морских баз и других прибрежных целей в районах с развитыми морскими судоходством и рыболовством.
 

Время боевого дежурства «Посейдона» в море можно оценить в несколько лет, после чего подводный аппарат отходит с донной позиции за пределы континентального шельфа, связывается по высокочастотному спутниковому радиоканалу с базой и пристыковывается к АПЛ-носителю в назначенном районе с последующей транспортировкой на базу для технического обслуживания и ремонта. В случае позиционирования «Посейдонов» вблизи Евразийского или Африканского континентов, возврат подводных аппаратов на базу осуществляется в автономном режиме.

С учетом указанных обстоятельств тактика применения «Посейдонов» может строиться по следующей схеме:

— в мирное время транспортировка подводных аппаратов с помощью АПЛ-носителей непосредственно с мест базирования до границ шельфа удаленных континентов, а также автономный проход подводных аппаратов вдоль границ шельфа Евразийского и Африканского континентов до позиционных районов развертывания, расположенных в пределах экономических зон потенциальных противников;
— в особый период транспортировка подводных аппаратов кораблями и судами непосредственно к границам территориальных вод потенциальных противников с занятием исходных позиций на дне, используя в качестве прикрытия останки затонувших кораблей и судов (которых много в районах развитого судоходства и рыболовства), внешний акустический фон от кораблей и судов, сложный рельеф дна, гидрологию с течениями и термоклином, волнение поверхности моря, реверберацию звуковых волн на малых глубинах и т.д.;
— после получения кодированного сигнала на низких радиочастотах атака целей на максимальной скорости (50-100 узлов в зависимости от глубины хода).

Вполне возможно также закладывание в БИУС «Посейдона» алгоритма анализа окружающей обстановки на предмет самостоятельного выявления начала военных действий с применением ядерного оружия (в отсутствии кодированного сигнала на низких радиочастотах) – например, с помощью регистрации сейсмических волн от взрывов боевых блоков МБР и БРПЛ. В этом случае флот подводных аппаратов будет играть роль «мертвой руки» для неотвратимого возмездия агрессору.

Учитывая небольшое расстояние от границ территориальных вод до целей атаки (6 миль у США и 12 миль у остальных стран) подплавное время «Посейдонов» составит от 5 до 10 минут – в пределах подлетного времени баллистических ракет средней дальности и на порядок меньше подлетного времени МБР и БРПЛ. Для гарантированного поражения каждой цели целесообразно выделять наряд из пары подводных аппаратов, второй из которых выходит в атаку после окончания подплавного времени первого. Кроме того, «Посейдоны» с момента отстыковки от носителя должны быть переведены в режим «недотрога», обеспечивающий немедленный подрыв ядерной БЧ в случае попыток перехвата со стороны противника с использованием противоторпед, глубинных бомб, подводных дронов и других средств противолодочной обороны. Самоподрыв первого подводного аппарата ликвидирует противолодочную оборону и обеспечит беспрепятственный проход к цели второго подводного аппарата.
 
   93.0.4577.8293.0.4577.82
Это сообщение редактировалось 26.09.2021 в 21:55
MD Serg Ivanov #26.09.2021 21:47
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Другой тактической схемой применения «Посейдонов» в мирное время может быть следование за авианосными ударными группами потенциальных противников в международных водах, включающее:

— проход внутрь корабельного ордера АУГ с последующим синхронным движением в режиме «недотрога» на глубине нескольких сот метров;
— постоянное следование за АУГ до момента её выхода из международных вод;
— подводный взрыв ядерного БЧ мощностью 100 МТн с поражением гидравлическим ударом, поверхностной волной и радиоактивным конденсатом надводных кораблей, подводных лодок и палубной авиации в зоне диаметром до 30 км.

Эта тактическая схема позволяет отказаться от внешнего целеуказания на АУГ и обеспечивает мгновенное уничтожение корабельных группировок сразу после получения кодированного радиосигнала на низких радиочастотах. Кроме задачи нейтрализации АУГ, постоянное наличие «Посейдонов» внутри корабельных ордеров является эффективной мерой реализации политики сдерживания потенциальных противников в мирное время.
 

Количество приоритетных целей «Посейдонов» (прибрежных мегаполисов, промышленных районов, морских портов, военно-морских баз и АУГ) можно оценить от 100 до 200, комплект подводных аппаратов для их гарантированного поражения составит от 200 до 400 единиц. Развертывание безэкипажных подводных аппаратов с межконтинентальной дальностью плавания в составе ВМФ РФ позволит сосредоточить российские МБР и БРПЛ (численность которых лимитирована действующим международным договором об ограничении стратегических вооружений) на поражении целей в глубине национальной территории потенциальных противников.
 
   93.0.4577.8293.0.4577.82
+
-
edit
 

Shuric

опытный

Кхм, вопрос несведущего: а по тепловому излучению Посейдон не может быть найден? Я понимаю, что речь про глубины сотни метров и, возможно, глубже, но выделяемая извне корпуса тепловая мощность наверняка не мала, в теории...
   92.092.0
RU Лентяй #27.09.2021 01:47  @Shuric#26.09.2021 22:55
+
-2
-
edit
 

Лентяй

опытный


Shuric> Кхм, вопрос несведущего: а по тепловому излучению Посейдон не может быть найден? Я понимаю, что речь про глубины сотни метров и, возможно, глубже, но выделяемая извне корпуса тепловая мощность наверняка не мала, в теории...

А зачем это нужно? Его акустика с тысяч километров будет брать.
   93.0.4577.8293.0.4577.82
MD Serg Ivanov #27.09.2021 08:56  @Shuric#26.09.2021 22:55
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Shuric> Кхм, вопрос несведущего: а по тепловому излучению Посейдон не может быть найден? Я понимаю, что речь про глубины сотни метров и, возможно, глубже, но выделяемая извне корпуса тепловая мощность наверняка не мала, в теории...
Но значительно меньше обычных АПЛ. Т.е. обычные АПЛ тогда вообще должны бы легко обнаруживаться..
Тем более, что на высокой скорости "Посейдона" тепловой след будет "размазываться" в гораздо большем объёме воды чем у АПЛ. С соответственно меньшей температурой нагрева окружающей воды.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
Это сообщение редактировалось 27.09.2021 в 09:24
MD Serg Ivanov #27.09.2021 08:59  @Лентяй#27.09.2021 01:47
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Shuric>> Кхм, вопрос несведущего: а по тепловому излучению Посейдон не может быть найден? Я понимаю, что речь про глубины сотни метров и, возможно, глубже, но выделяемая извне корпуса тепловая мощность наверняка не мала, в теории...
Лентяй> А зачем это нужно? Его акустика с тысяч километров будет брать.
Преимущество в скрытности «Посейдона» основано на следующих его отличиях от ударной АПЛ:

— меньшее на два порядка водоизмещение, что обеспечивает пропорциональное снижение шума от турбулентности воды;
— меньшая в 30 раз эффективная поверхность рассеивания зондирующих импульсов гидролокаторов;
— меньшая в 30 раз потребная мощность для движения со скоростью от 20 до 30 узлов, что обеспечивает соответствующее снижение уровня шумов от водомета, турбины, редуктора, насосов конденсата и забортной воды второго контура;
— отсутствие шума на любой скорости движения от циркуляционного МГД-насоса первого контура;
— отсутствие шума на скорости подкрадывания от турбины и редуктора;
— отсутствие шума на донной позиции от каких-либо бортовых механизмов.
 
   49.0.2623.11249.0.2623.112
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru