В РГА ВМФ (на Миллионной) действительно сохранились некоторые материалы по проекту МО-VI из стали, представляющие собой отдельные части проектной документации.
Теоретический чертёж найти не удалось.Тем не менее в одном из документов есть запись, что основные элементы теоретического чертежа и общего расположения МО-VI приняты такими же, как МО-IV.
Сохранились выписки числового характера.Приведу некоторые расчётные проектные характеристики МО-VI из архивных материалов, как возможное дополнение к общеизвестным данным.
В зависимости от случая нагрузки судно имело существенно разное водоизмещение (D,тонны) и начальную поперечную остойчивость (метацентрическая высота h,метры):
1.Порожнем - в полной готовности, однако без личного состава, боезапаса, снабжения, продовольствия, топлива, масла и воды (D=43,05т h=0,52м)
2.Стандартное - в полной готовности, но без топлива, масла и питьевой воды в цистернах (D=52,15т h=0,41м)
3.Официальное на испытаниях - в полной готовности, 50% топлива, масла и питьевой воды (D=55,07т h=0,37м)
4.Полное - в полной готовности с полными запасами, обеспечивающими заданную дальность плавания экономическим ходом (D=58,00т h=0,37м)
Сравнительные характеристики MO-IV/MO-VI (проектные расчётные данные, размеры в метрах):
Длина по ватерлинии 26/26
Наибольшая длина 26,8/26,8
Ширина по ватерлинии 3,8/3,8
Ширина максимальная 3,95/3,95
Высота борта на миделе 2,68/2,62
Водоизмещение полное, тонны 56,2/58,2
Метацентрическая высота 0,37/0,38
Осадка носом 1,05/1,16
Осадка кормой 1,40/1,34
Скорость максимальная, узлы 25/25
Мощность двигателя, л.с. 2150/2150
Как видно планируемые проектные данные MO-IV/MO-VI практически совпадали.И хотя стальной MO-VI был более приспособлен к плаваниям в битом льду, он сохранял присущий MO-IV недостаток - относительно низкую метацентрическую высоту h=0,38 при полной нагрузке (лучше, когда h более 0,5) и соответственно избыточную валкость.
Для MO-IV эта характерная особенность не раз отмечалась в литературе, например в представительном издании М.Морозова и В.Сутормина "Морские охотники Сталина",стр.9.Кроме того, это обстоятельство не позволяло установить более тяжёлое вооружение на палубе, поскольку в этом случае h снижалась до 0,32 и возникали обоснованные сомнения в достаточной устойчивости MO-IV к штормовому ветру (стр.11, там же).
Что же касается MO-VI, то согласно архивному расчёту на опрокидывание ветром считалось, что катер должен выдерживать шквалы 9-ти балльного ветра по шкале Бофорта.
Это сообщение редактировалось 18.10.2021 в 06:11