Возможности Вооруженных Сил (ВС) РФ по подавлению АУГ возрастают в своих прибрежных районах за счет дальних ракетоносцев, базирующихся на берегу. Мощным средством поражения авианосцев являются самолеты Ту-22М3, которых в современных российских ВС насчитывается более 70 единиц. Самолеты способны наносить удары на удалении до 2000 километров, в зависимости от нагрузки, высоты и скорости полета. Стандартной боевой нагрузкой для них являются 2 ракеты X-22 или Х-32.
Современная тактика борьбы с АУГ рассматривает лишь один основной способ, который заключается в поражении авианосца, что приведет к срыву выполнения им своих задач. Для вывода из строя АУГ необходимо выпустить не менее 40 ракет. Таким образом, для успешной атаки на АУГ нужен, как минимум полк Ту-22М3 в составе 20 машин с 2 ракетами на каждой, плюс самолеты РЭБ и несколько самолетов-разведчиков.
Однако, самолеты ДРЛО, осуществляющие круглосуточное боевое дежурство над АУГ, делают внезапный авиационный удар маловероятным. Противодействие истребителей палубной авиации, скорее всего, сорвет атаку еще на подлете к авианосцу, а кроме того, атакующим силам необходимо успешно пройти сквозь противовоздушную и противоракетную оборону кораблей.
Поэтому дальним ракетоносцам потребуется прикрытие в виде истребителей Су-35С или МиГ-31. Отметим, что осуществление и проведение подобной операции требует концентрации большого количества ударных самолетов на аэродромах в прибрежных районах, рискующих оказаться под превентивным ударом АУГ.
Очевидное противоречие: корабли ПРО, такие как крейсера УРО типа «Тикондерог» и эсминцы УРО «Арли Берк», которые одновременно выступают в качестве защитников ордера и кораблей нападения АУГ. Однако, корабли, защищающие авианосец, являются в тоже время и носителями крылатых ракет «Томагавк» – самого дальнобойного и мощного оружия АУГ, которое используется против береговых объектов.
Само собой разумеется, в реальной большой войне корабли сопровождения будут нести в своих пусковых установках зенитные управляемые ракеты (ЗУР), а ударные корабли – ЗУР в количестве достаточном, только для самообороны и «Томагавки». Но, как мы видим – главное ударное средство, которое само нуждается в охране, и главный «охранник», задача которого защита авианосца и других кораблей группы от удара с воздуха – это корабль одного и того же класса, а зачастую – просто один и тот же корабль.
Прослеживается парадокс – американцы готовы ставить под удар противника свои корабли, используемые как ударные, при этом такие, которые невозможно быстро заменить. Они собираются так сделать, потому, что им больше нечем защитить свои авианосцы от воздушной или ракетной атаки, и потому, что защищённость авианосцев без кораблей охранения под вопросом. У них отсутствует выбор [5].
Также и в ударных целях они будут использовать те же самые корабли, и также потому, что у них отсутствует выбор. Задача поражения авианосца всегда была нелегким делом. В Советском Союзе на это отводили «в потери» весьма крупные силы авиации – вплоть до полка, особенно при появлении у противника боевой информационно-управляющей системы «Иджис», которая управляет ордером кораблей как единым целым, что ведет к многократному повышению потерь. Можнопредположить, что поражение авианосца ценой больших потерь, для вывода его из строя, более не актуально, или не всегда актуально. И что поражение кораблей из барьера противоракетной обороны, из которых состоит оборонительный ордер АУГ, позволит затем вывести из строя сам авианосец. Некоторые из них вынужденно станут «выставляться» – особенно находящиеся в радиолокационном дозоре, и формирующие «противоракетные барьеры».
Суть предложенного способа состоит в последовательном поражении кораблей УРО. Они должны стать основной мишенью для воздушных, и, если будет позволять обстановка, подводных атак, силами нашего флота. При этом после первого же пуска ракет, атаки против кораблей УРО во внешнем контуре обороны должны идти в максимальном темпе, с расчётом нато, что любой боевой вылет любой ударной группы должен приводить если не к потоплению корабля УРО, то к утрате им боеспособности из-за повреждений. К нанесению непосредственного удара по авианосцу следует приступать именно тогда, когда кораблей, осуществляющих ПВО АУГ, останется от силы две или три единицы [5].
Преимуществом такого способа является резкое снижение потерь – за счет выбора направления атаки и концентрации огня на единичном корабле внешнего охранения, что позволит всё сделать очень быстро и с минимумом вероятных потерь. Большую актуальность этот способ обретает с учетом того, что сейчас основным вооружением дальних ракетоносцев становятся новые ракеты Х-32. Во всяком случае, пуск их производится вне зоны поражения ЗРК с ЗУР SM-6.
В таких обстоятельствах, вопрос прорыва глубокоэшелонированной обороны выглядит ещё более проблемным, тогда как удары по вынесенным кораблям – куда более логичными. Противник же будет поставлен в условия, когда не будет иного выбора, кроме того, как выставить другой корабль УРО, вместо повреждённого. При этом серия налетов станет причиной того, что корабли, не подвергшиеся атаке, существенно израсходуют боекомплект зенитных ракет, запас которых не может быть пополнен в море, вне базы.
Данная тактика по выбиванию кораблей УРО, позволит значительно ослабить её оборонительные возможности в несколько раз в течение первых же суток боевых действий, и вынудит включить в барьер ПРО те корабли УРО, которые планировалось использовать как оборонные для авианосца, а затем потерять ещё и их. Командование противника будет поставлено в условия, когда необходимо ускорить ротацию боевых кораблей, что даст возможность атаковать отходящие корабли в базы, лишённые воздушного прикрытия и с истраченным боекомплектом.
Таким образом, предложенный способ поражения кораблей из состава авианосной ударной группы противника отличается от способа, описанного в основных руководящих документах. В описанном способе основные усилия направлены не на поражение самого авианосца, а на поражение кораблей, обеспечивающих противоракетную оборону, что в свою очередь ведет к ослаблению обороны ударной группы и позволяет, в последующем, выполнить задачу по поражению авианосца силами авиации или силами ВМФ.
Однако, атака непосредственно авианосца, тоже не отличается простотой, а потери в ходе ее проведения обещают быть в разы выше.
Достоверно неизвестно, чем все кончилось