kluz> Я вовсе не обзор имел ввиду.
А в чем тогда прикол?
При отборе штурманов даются тесты такого рода, что они картушку компаса с одним обозначенным румбом (остальные отсутствуют) из положения «вверх ногами» должны «понимать», не задумываясь.
kluz> Привести еще один пример расположения штурмана "задом наперед" на корабле нашего ВМФ можете?
В узкости - на рзк проекта 864.
Даже не спиной. Я бы сказал: «раком».
С учетом того, что на малых боевых кораблях места на мосту де-факто нет, многие делали всякого рода приспособы (навесные, накладные и т.п.), с тем чтобы штурман мог работать с планшетом (крупномасштабной картой) узкости хоть как-то, находясь в непосредственной близости от командира.
Самому в юности доводилось в узкости работать на разных кораблях и со штатного места (из штурманской рубки с использованием ГГС), и на ГКП - зависело от «храбрости» (и самоуверенности) командира.
Будучи командиром - хватало ГГС, ибо штурманы, в основном, попадались адекватные и подготовленные.
Если штурман никакой, ты его хоть к себе наручниками приковывай, хоть лицом, хоть ж@пой по курсу ставь - на решение поставленных задач не влияет.