Нашел вот такую инфографику на АПЛ "Джимми Картер" ВМС США.
Заинтересовала доковая камера для вывода/забора группы боевых пловцов. Когда я только читал об этом - до момента, как взглянул на схему, я подумал, что камера будет иметь люк внизу, в днище лодки, чтобы иметь т.н. "moonpool" (не знаю, как это на русский грамотно перевести). Грубо говоря, выравнивание внутренним давлением уровня воды по срез люка.
Почему сделано так, а не иначе? Ведь с люком "в потолке" лодки куча проблем. Группа должна находиться в отсеке в снаряжении по ходу затопления отсека, сам процесс затопления занимает кучу времени. Персонала, без дыхательных аппаратов, там быть не может. А вдобавок, после затопления, какие-то грузы потребуется выталкивать вверх (я знаю, что вода снимает вес, но все равно остается масса - это неудобно). Тогда как moonpool решает абсолютно все проблемы! Выровнял давление и можешь находиться в отсеке без дыхательного аппарата. Можешь легко входить и выходить без затопления отсека целиком, легко опускать оборудование. Единственная из причин против днищевого расположения, приходящая на ум, это большая глубина, добавляющая добрый ата до имеющихся по глубине лодки в момент выпуска, но все же выпускают боевых пловцов на предельно малых глубинах, почти под перископ, а во-вторых, все равно они долго под лодкой тусоваться не будут, даже при учете любой мыслимой возни с оборудованием/снаряжением. Ускоряется попадание пловцов в барокамеру, если им вдруг это потребуется.
И еще... Я так понимаю, на российских лодках этого нигде нет? Я не спецпроектах типа "Лошарика" или "Подмосковья" с "Белгородом", а о серийных лодках. Выходы по старинке, только через ТА?