Der russische Übermensch
★★
OMURP> ПАРУСНО-МОТОРНЫЕ СУДА РАБОТАВШИЕ В МРХ
К сожалению, отсутствует отечественное исследование, посвященное репарационным финским парусникам. Даже в знаменитых книгах наших знаменитых парусных капитанов П.С. Митрофанова и И.Г. Шнейдера про наши учебные парусные суда, приведены противоречивые факты в названиях и портах приписки учебных баркентин и шхун. Они привели в списке только 12 баркентин. Причем они у авторов не совпадают. Учебные шхуны "Академик Шокальский" и "Профессор Визе" тоже были обойдены вниманием. Мало кто знает, что кроме немагнитной "Зари" был НИС "Профессор Рудовиц".
Постройке репарационных шхун посвящены несколько финских исследований. В 2000 г. мне повезло отсканировать в финском журнале НАУТИКА ФИННИКА (ежегодном отчете морского музея) за 1999 год, статью инженера Jouni Arjava - WAR INDEMNITY SCHOONERS, где приведен список судов с финской стороны. Этот список конечно не лишен недостатков. 8 июля 2007 г. на форуме журнала Катера и Яхты я открыл топик: "Последний причал баркентины Вега", где привел сканы списков судов и их чертежей, и предложил участникам делиться информацией. Все прочие более поздние темы на других морских форумах - дублируют финский список. В топике периодически приводятся ссылки на найденные в сети воспоминания участников учебных плаваний из разных мореходок. Ну и этими материалами топика пользуются как сами ветераны, берущие для своих воспоминаний целые цитаты, так и популярные журналы и многочисленные любители маринистики.
Настоящий прорыв в истории наших финских шхун был сделан историками Камчатки. Там опубликованы в научных сборниках и книгах, и выложены в сети воспоминания моряков, работавших на этих грузовых парусных судах: Бооль В.В. Парусный флот Камчатрыбпрома, Кривоногов Т.М. Краб, Янтарь и другие, Рогозин Г.Б. Десять лет на Королевском флоте. Гаврилов С.В. обращался к судьбе учебных баркентин "Штурман" и "Горизонт", а также раскрыл работу грузовых шхун в составе Камчатрыбфлота. Ежегодные списки судов, их перемещения, выдержки из приказов. Сергей Витальевич сообщил, что специально шхунами не занимался - он описывает историю предприятий и их коллективов в целом.
В двух номерах немецкого журнала DAS LOGBUCH в 2007 году Herbert Karting опубликовал статью Finnische Schoner für Russland, опирающуюся на опубликованные финские статьи. Там также приведен список судов с финской стороны. В числе графического материала - чертеж расположения учебной баркентины, реконструкции парусного вооружения бермудской и гафельной шхун. Помимо сканов, которые выкладывал на этом форуме и присылал мне лично уважаемый Борис Волконский, родственники из Германии прислали мне сам журнал
В 2011 году в Финляндии Sirpa Wahlqvist опубликовал диссертацию Sydämellä rakennetut seililaivat.
Sotakorvauskuunareiden rakentaminen ja rakentajat F.W. Hollming Oy:n telakalla Raumalla 1945-1952 (Парусники, построенные в самом сердце...). Эта работа посвящена постройке шхун на верфи F.W. Hollming Oy. Исследователь многие десятилетия проводил опросы участников строительства, и одновременно использовал материалы SOTEVA. В работе есть список построенных Hollming судов с датами их закладки, спуска на воду и передачи.
Несколько лет назад какой-то финский исследователь на всех форумах с темами про финские парусные суда задавал вопросы про корректировку финского списка судов. Некоторые участники ему подсказывали судьбу отдельных судов. Что вышло из его расспросов мне неведомо. Еще тогда я задавал вопрос - во что это предприятие выльется, но не получил ответа.
Это сообщение редактировалось 14.12.2021 в 10:19