Контр-адмирал Свиридов рассказал, как будет работать новая гиперзвуковая ракета «Змеевик».
«Баллистическая ракета «Змеевик» с гиперзвуковым боевым оснащением разрабатывается уже достаточно давно. Она будет предназначена для поражения крупных надводных целей, в первую очередь – авианосцев», – рассказал источник ТАСС.
Разработка «Змеевика» велась еще в советское время, ставка делалась на дальнобойность. Конкретной информации в части боевых возможностей системы «Змеевик» официально не опубликовано. Характеристики по весу, боевой части и прочим параметрам не разглашаются. Сообщается лишь, что это «береговой противокорабельный комплекс повышенной дальности».
«Комплекс «Змеевик», заявленный как противокорабельная ракета, представляется более масштабным оружием. Это именно система, которая поднимает в воздух комплект самостоятельных ракет, способных атаковать либо одну крупную цель, либо эскадру кораблей противника, нанося по ним точечные удары мгновенного подавления.
«Проект противокорабельного комплекса «Змеевик» разрабатывался в реутовском «НПО Машиностроения», который входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Проект был засекречен. Даже само название не афишировалось, хотя в нем сходство с частью самогонного аппарата, известного в народе под названием «змеевик», было связано со способностью ракеты маневрировать на конечном этапе – лететь по «змейке», делающей ее неуязвимой для средств ПВО», – добавил контр-адмирал.
«Противодействие авианосным группам противника у нас изначально возлагалось на ракеты подводных лодок. Дальность поражения ракет имела существенное значение, когда нужно было подойти на «прицельную дистанцию», которая составляла до тысячи километров. Из береговой зоны корабли потенциального противника могут обстреливаться с меньшей дистанции, даже при потенциале комплексов «Бал» и «Бастион». Они хороши в акваториях Черного и Балтийского морей, но на Тихом океане или на Севере требуются более дальнобойные системы, не дающие возможности приближения кораблей для нанесения ударов крылатыми ракетами. Отсюда и потребность в «Змеевике», – рассказал Дандыкин.
Источник «Газеты.Ru» в корпорации «Ростех» утверждает, что первоначально проект под условным названием «Змеевик» не рассматривался военными, как перспективное противокорабельное вооружение.
«ВМФ был тогда ориентирован на другие задачи. Основной упор был сделан на баллистические ракеты для подводных ракетоносцев «Синева» и «Булава». Потом пришла эра гиперзвука, который во многом поменял стратегию применения вооружений. Наша промышленность оказалась к этому готова – сработали прежние наработки. И они выстрелили.
Кстати, проект «Змеевика» стал основой для создания противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон», которая уже поступила на вооружение российской армии и производится серийно.
Особенность «Змеевика» заключается еще в том, что помимо берегового применения, поднимать комплекс может и мощный ракетный носитель, который запускается с российских космодромов и доставляет его в любую точку для основного применения», – рассказал «Газете.Ru» источник в «Ростехе».
«Лиана» (индекс ГРАУ — 14К159) — российская система глобальной спутниковой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) силам ВМФ, предназначенная для постоянного мониторинга Мирового океана для определения дислокации кораблей противника, и прежде всего авианосных ударных групп, выдачи целей средствам ВМФ для поражения кораблей неприятеля
Исследователи в Пекине заявили, что они разработали небольшую и недорогую версию российского подводного беспилотника «Посейдон», который может пересечь Тихий океан за неделю.
По их словам, предполагаемая торпеда с дальностью действия 10 000 км (6 200 миль) может быть запущена в больших количествах практически с любой подводной лодки или военного корабля.
Эта торпеда будет использовать одноразовый ядерный реактор для достижения и поддержания крейсерской скорости в течение необходимого для пересечения Тихого океана времени, прежде чем сбросить реактор на морское дно и далее получать энергию для атаки от батареи.
Ведущий ученый Го Цзянь из Китайского института атомной энергии сказал, что существует фундаментальная разница между этим проектом и "Посейдоном", в статье, опубликованной в этом месяце Journal of Unmanned Undersea Systems, изданием, находящимся в ведении Китайской корпорации судостроительной промышленности, крупнейшего военно-морского подрядчика страны.
Чтобы построить новую ядерную энергетическую систему со «зрелой и простой технологией, простой в использовании и обслуживании, недорогой и подходящей для массового производства, нам нужно мыслить нестандартно», — сказал Го.
Для своего детища команда проекта сняла с реактора большую часть защитных материалов, защитив от радиации только некоторые критические компоненты. Они также заменили дорогие покрытия из редкоземельных элементов внутри активной зоны реактора дешевыми материалами, такими как графит.
Для дальнейшего снижения затрат ученые предлагают использовать некоторые коммерчески доступные компоненты на международном рынке вместо продукции военного назначения.
Реактор, вес которого равен двум средним взрослым мужчинам в Китае (133 кг), будет генерировать более 1,4 мегаватт тепла при использовании менее 4 кг (8,8 фунтов) уранового топлива с низкой концентрацией.
По расчетам Го, только около шести процентов вырабатываемого тепла будет преобразовано в электричество для движения торпеды из-за низкой эффективности дешевых компонентов, но энергии будет более чем достаточно для пути в один конец.
По их словам, поскольку мини-реактор не будет создавать в нерабочем состоянии радиоактивность, обслуживающий персонал может обращаться с ним без необходимости в защитном снаряжении.
Цепная реакция начнется после того, как торпеда покинет пусковую платформу, и потребуется около получаса — в 20 раз быстрее, чем у типичного реактора на атомной подводной лодке, — чтобы достичь рабочей температуры 300 градусов по Цельсию и разогнать торпеду до крейсерской скорости около 60 км/ч (37 миль в час).
По оценкам исследователей, реактор сможет работать время, достаточное для преодоления более 10 000 км (6 200 миль) — примерно как расстояние от Шанхая до Сан-Франциско.
Затем он отделится от торпеды и упадет на дно глубокого моря, активировав механизм безопасности, чтобы остановить цепную реакцию. «Даже если корпус разобьется и внутренности будут залиты водой , критической аварии в реакторе не произойдет. Безопасность обеспечена»
Ма Лян, исследователь, изучающая технологию запуска подводных лодок в Военно-морской академии подводного флота в Циндао, провинция Шаньдун, сказала, что «умные торпеды», действующие стаями, будут играть важную роль в будущих морских сражениях.
Технологии искусственного интеллекта, такие как машинное обучение, позволят торпедам выбирать и атаковать цели практически без вмешательства человека, добавляет она в отдельной статье, опубликованной в том же журнале 13 июля.
«Умные» торпеды смогут устроить засаду на другом берегу океана и «наносить удары по подводным лодкам, когда они покидают порт в своих водах, куда трудно добраться с пилотируемых платформ», — сказала Ма.
По ее словам, торпедный рой может получать приказы от людей или беспилотной подводной командной машины для выполнения широкого круга задач, таких как разведка, отслеживание и поражение важной цели.
- Мы подписали соглашение с ними в январе этого года. По контракту мы будем поставлять Филиппинам ракеты в следующие три года.
Мы поставим им три батареи "Брамос" - шесть пусковых установок и достаточное количество ракет, чтобы заполнить их. Конкретное число ракет по этому соглашению мы не можем озвучить, об этом надо говорить с представителями Филиппин. Я лишь могу сказать, что им будет поставлено довольно много ракет. Это крупный контракт стоимостью $375 млн
Как пишет польская пресса, власти Японии должны рассмотреть вопрос о создании более тысячи крылатых ракет средней дальности.
Сейчас японские власти хотят усилить свой ракетный потенциал для поражения надводных и наземных целей противника. Внедрять новые вооружения планируется с 2024 года.
Одна из ключевых задач в данном контексте – увеличение дальности полетов ракет до более 1 тысячи километров.
Японские власти хотят размещать ракеты не только на колесных платформах, но и на самолетах, и на кораблях.
Польское издание считает, что Япония обладает технологическим и экономическим потенциалом, который позволяет внедрять новые решения в сфере противоракетной обороны. К тому же, Токио ожидаемо получит в этом направлении помощь от США, Великобритании и Австралии, ...
Министерство обороны одобрило разработку улучшенной версии SSM типа 12 18 декабря 2020 года Кабинетом министров. По данным японских газет, дальность будет увеличена с 200 км до 900 км, а будущая цель составит 1500 км. Она будет иметь скрытную форму для уменьшения RCS, а также высокую мобильность для предотвращения перехвата со стороны противника. Она может поражать не только военно-морские суда, но и наземные цели. Министерство обороны намерено запускать улучшенную SSM типа 12 не только с земли, но и с военно-морских судов и самолетов.[8]
Эсминец Preble типа Arleigh Burke Военно-морских сил (ВМС) США получил лазерное оружие High-Energy Laser with Integrated Optical Dazzler and Surveillance system (HELIOS), предназначенное для наблюдения и ослепления противника.
В 1976 году было утверждено техническое задание (ТЗ) на переоборудование десантного корабля проекта 770 СДК-20 в экспериментальное судно «Форос» (проект 10030) с лазерным комплексом «Аквилон». В 1984 году судно под обозначением ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР и на Феодосийском полигоне, впервые в истории советского ВМФ были проведены испытательные стрельбы из лазерной пушки «Аквилон». Стрельбы прошли успешно, низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лучом лазера.
Параллельно прорабатывался проект «Айдар» по созданию самой мощной в СССР корабельной лазерной установки. В 1978 году лесовоз «Восток-3» был переоборудован в носитель лазерного оружия – корабль «Диксон» (проект 05961). В качестве источника энергии для лазерной установка «Айдар» на корабле установили три реактивных двигателя от самолета Ту-154.
В ходе испытаний в 1980 году был дан лазерный залп по мишени, расположенной на расстоянии 4 километра. Мишень была поражена с первого раза, но при этом самого луча и видимых разрушений мишени никто из присутствующих не увидел. Попадание было зафиксировано тепловым датчиком, установленным на мишени, КПД луча составил 5%, предположительно значительную часть энергии луча поглотили испарения влаги с поверхности моря.
На подводных лодках размещение лазерного оружия мощностью от 300 кВт с выводом излучения через оконечное устройство, размещённое на перископе, позволит подводной лодке с перископной глубины осуществлять поражение авиационных противолодочных средств противника – самолётов и вертолётов противолодочной обороны (ПЛО).
Дальнейший рост мощности лазеров, от 1 МВт и выше, позволит повреждать или полностью уничтожать низкоорбитальные космические аппараты, по внешнему целеуказанию. Преимущества размещения такого вооружения на подводных лодках: высокая скрытность и глобальная досягаемость носителя. Способность перемещаться в Мировом океане на неограниченную дальность позволит подводной лодке – носителю лазерного оружия выйти в точку, оптимальную для поражения космического спутника с учётом его траектории полёта. А скрытность затруднит предъявление претензий противником (ну, вышел космический аппарат из строя, как доказать, кто его сбил, если явно вооруженные силы в этом регионе не присутствовали).
В целом на начальном этапе военно-морской флот в меньшей степени ощутит преимущества от внедрения лазерного оружия по сравнению с другими видами вооружённых сил. Однако в дальнейшем, по мере непрекращающегося совершенствования противокорабельных ракет, лазерные комплексы станут неотъемлемой частью ПВО/ПРО надводных кораблей, а, возможно, и подводных лодок.