П.6.Р.>> Как подводник скажу. Иллюминаторы на ограждении рубки, это тупость и незнание службы на ПЛ конструкторов. Достаточно козырька мостика. Ни на Акулах ни на РТМ (РТМК) ни на первых АПЛ иллюминаторов в ограждении не было. Видимо по привычке от дизельных ПЛ яйцеголовые конструкторы лепили эти ненужные удорожающие элементы. Мостик АПЛ не нуждаются в иллюминаторах.
A.I.> под козырьком без окошек будет просто темно, хотя репитеры все с подсветкой...и при швартовке-отходе боцману полезно за обстановкой понаблюдать - начальства на мостике много, а ручка руля одна
В дополнение к посту П.6.Р:
Конструкторам как раз фиолетово - есть иллюминаторы или нет. ЕМНИП только чистый 627 и мегасекретные ГТС первого колена делались с разбегу без участия ВМФ. А вообще, - как заказчик скажет, так и сделают. Могут показать заказчику проект с учетом опыта на предыдущих проектах, и далее уже как будет утверждено в окончательном проекте.
По вопросу несения вахты в ОР, полагаю вопрос не однозначный. По мне - так стоять на вахте в надводном положении за "козырьком мостика" 4 часа, а то и больше на севере при воздухе -20 и ветре 20 м/с со снегом удовольствие не очень. В ОР конечно лучше.
Но ограниченность обзора в ОР (а тот же снег иллюминаторы еще и залепляет) вынуждает "ответственных" вахтенных офицеров и командиров торчать за "козырьком мостика" (закутанные во все что можно, включая КЗИ, водолазное белье и канадки "по самое не могу" и в горнолыжной маске, если повезет ее достать) причем это уже не зависит от стратегов или многоцелевиков. А всем остальным (включая боцмана

) зачем мерзнуть и закрывать обзор своими тушками?