Реклама Google — средство выживания форумов :)
Лоцманский флаг для военных судов (или "флаг для призыва лоцмана") известен с первой половины XIX века. Он повторял по рисунку гюйс, но имел белую кайму. Такой тип лоцманских флагов появился впервые в Англии (1823), а затем стал очень распространён по всему миру.
В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. говорилось:
1118. Лоцманский флаг - гюйс, окаймленный белою полосою, служит для призыва лоцманов, поднимается на самом видном месте, безразлично, обыкновенно при пушечном выстреле, для возбуждения внимания лоцманов... и служит кормовым флагом для лоцманских пароходов и ботов.
Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г.
Кстати, именно такой лоцманский флаг (кайзер-флаг с белой каймой) был описан в Уставах некоторых яхт-клубов (Черноморский яхт-клуб, 1876 г.; Санкт-Петербургский речной яхт-клуб 1881). Его также предписывалось поднимать "на самом видном месте безразлично" для привлечения внимания лоцмана и держать до момента, пока он прибудет на судно.
<Например,> Устав Архангельских лоцманов предписывал штурманам <без конкретизации, военных/гражданских> судов производить требование лоцмана производить:
– днем: а) подъемом на фок-мачте лоцманского флага или национального флага окаймленного белой полосой; б) международным сигналом;
– ночью: а) фальшвейерами, показываемыми каждые 15 минут; б) показанием выше борт в продолжение минуты, белого огня, повторяемым через короткие промежутки времени.
Во время тумана, пасмурности и т.п., лоцманов следовало вызывать паровыми свистками, ревунами или с помощью рупоров…