Vasiliy>
Товаропассажирский теплоход
Северного государственного морского
пароходства «Карелия»
В 1928 году по заказу Акционерного общества «Совторгфлот» для Онего-Кемской линии Белого моря Центральным бюро морского судостроения (Ленинград) были спроектированы специфические товаропассажирские суда. По этому проекту на ленинградском заводе имени А. Марти в 1928 году были заложены три судна «КАРЕЛИЯ» (строительный № 8), «МУДЬЮГ» и «ПОМОРЬЕ» водоизмещением 1415 тонн (810 брт), длиной 53,13 м, шириной 9,22 м, высотой борта 5,3 м и осадкой в 3,25 м.
Суда были рассчитаны на прием 290 пассажиров: из них 10 человек размещалось в 1-м классе, 14 – во 2-м классе и 114 – в 3-м классе, остальные 150 – палубные. Экипаж – 34 человека.
Условия эксплуатации требовали применения экономичной главной двухвинтовой механической установки с угольным отоплением. Мощность ее ограничивалась паровыми машинами тройного расширения, освоенными заводом - около 200 л.с. в одном агрегате. В результате общая мощность машин с двумя агрегатами на строящихся пароходах составила всего 471 л.с., а скорость хода 6 узлов. В то же время при сравнительно небольших размерах суда имели солидную пассажировместимость. Это было достигнуто благодаря чрезмерно развитым надстройкам, что при эксплуатации привело к недопустимой парусности, плохой остойчивости и управляемости пароходов.
В 1929 году судно было спущено на воду, а в августе 1930 года головной пароход «КАРЕЛИЯ» был сдан заказчику. Вслед за ним в этом же году был передан Северной главной конторе Совторгфлота «МУДЬЮГ» и в конце 1930 года «ПОМОРЬЕ». Во время сдачи заказчику «КАРЕЛИЯ» получила Высший класс Регистра СССР с правом круглогодичного плавания в пределах Белого моря. В 1934 году судно включили в состав Северного государственного морского пароходства. Порт приписки Архангельск (№ 279). До начала Отечественной войны пароход обслуживал пассажирские линии из Архангельска по портам Белого моря (Кандалакша, Кемь, Онега и т.д.). С начала военных действий он, оставаясь в составе Северного государственного морского пароходства, был 11 сентября 1941 года передан медицинской службе СФ и начал работать на перевозках эвакуированного населения из Кандалакши, а обратно доставлял воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.
4 ноября 1941 года «КАРЕЛИЯ» была мобилизована. В качестве санитарного транспорта, штатной эвакоемкостью в 100 человек, ее включили в Отряд санитарных транспортов Беломорской военной флотилии Северного флота. Медицинский персонал – 2 врача, 4 медсестры и 5 санитаров. В навигацию 1941 года «КАРЕЛИЯ» плавала до 18 ноября, а затем из-за ледовой обстановки вынуждена была вернуться в Архангельск, прекратив переход в Онегу. В 1941 году судно выполнило 4 эвакорейса Кандалакша – Архангельск, перевезя 776 человек, в среднем 194 человека за рейс.
В начале 1942 года фронт в Заполярье стабилизировался. Необходимость в перевозке раненых и больных в бассейне Белого моря резко сократилась. В связи с этим 3 апреля 1942 года «КАРЕЛИЯ» была демобилизована, выведена из отряда санитарных транспортов Беломорской военной флотилии СФ и возвращена Северному государственному морскому пароходству. До конца Отечественной войны судно принимало активное участие в воинских перевозках на Севере. Тяжелой для «КАРЕЛИИ» выдалась навигация 1943 года. У судна, выполнявшего рейсы до глубокой осени, оставалось мало времени на проведение зимнего ремонта. В этих условиях экипаж парохода взял на себя обязательства и выполнил значительный объем работ своими силами. Отремонтированное судно в установленный срок открыло навигацию 1944 года. Решением ВЦСПС и Наркомморфлота экипажу парохода «КАРЕЛИЯ» был присужден вымпел Наркома морского флота и выдана премия. Осенью 1944 года пароход во время очередного рейса в штормовых условиях выскочил на мель. Посланные на помощь спасательное судно «ЯСТРЕБ» и судоподъемная база «ЗАРЯ» обследовали аварийный пароход, разгрузили его и пытались снять с мели. Однако попытка не удалась, а позже работы стали невозможными из-за льда. «КАРЕЛИЮ» пришлось оставить на мели до весны 1945 года.
В 1945 году работы по подъему судна возобновились и к концу года аварийное судно отбуксировали на судоремонтный завод. В 1946 году ремонт задержался и только 18 мая 1947 года пароход «КАРЕЛИЯ» вышел в первый рейс на Онегу. В 1948 году после текущего ремонта судно ушло на Онегу 15 мая. Приказом ММФ за № 149 от 30 марта 1949 года оно на 1949 год снова поставлено на Онежскую линию. Пароход вышел в рейс 2 июня 1949 года.
По состоянию на 13 мая 1949 года «КАРЕЛИЯ» имела следующие ТТХ: 118 пассажирских мест, чистая грузоподъемность 380 т, паровая машина 3-го расширения, мощность построечная 240х2 л.с., мощность эксплуатационная 380 л.с., скорость в грузу 7,0 узла, скорость в балласте 7,5 узлов.
Приказом СГМП от 26 сентября 1949 года за № 525 пароход «КАРЕЛИЯ» 25 сентября был выведен из эксплуатации, в связи с подготовительными работами к переходу в Висмар (ГДР) на капитальный ремонт. Приказом СГМП от 2 ноября 1949 года за № 574 в связи с прибытием 31 октября парохода на базу ремонта в Варнемюнде – считать выведенным его из эксплуатации с 1 ноября 1949 года. Так по проекту института «Морсудпроект» начался ремонт и перестройка парохода в теплоход с 1 ноября 1949 года по 29 октября 1950 года на верфи «Warnowwerft» в Варнемюнде. В соответствии с приказом СГМП за № 417 от 26 июля 1951 года после контрольных испытаний и оформления документов в порту Висмар, 10 июня 1951 года теплоход «КАРЕЛИЯ» вышел в Архангельск. По приходу в порт была проведена окончательная ревизия механизмов и с 25 июня его включили в эксплуатацию.
Теплоход вышел на Терско-Кандалакшскую срочную пассажирскую линию с новыми тактико-техническими данными. Водоизмещение 1310 т, вместимость 889 брт, общая вместимость груза 526 куб м, длина 60,00 м, ширина 9,20 м, осадка 3,46 м, две палубы, шесть водонепроницаемых переборок. Изменилось и количество пассажиров. В каютах 1-го класса теперь размещалось только 4 пассажира, 11 в каютах 2-го класса и 94 в помещениях 3-го класса. Всего 109 человек. Экипаж 34 человека. Двухвальная энергетическая установка из двух дизелей «Д4Тнд» США общей мощностью 800 л.с. обеспечивала скорость хода в 10,2 узла.
Приказом СГМП за № 137 от 29 февраля 1952 года предписывалось: «после проведения модернизации, заключавшейся в замене паросиловой установки дизельной и удлинении корпуса, потребовалась укладка 168 т постоянного балласта для сохранения достаточной остойчивости. Вследствие этого изменилась грузоподъемность судна. Согласно грузовой шкале Варнемюндской верфи с 1 января 1952 года считать полную грузоподъемность (дедвейт) 362 т при осадке 3,46 м, чистая грузоподъемность 200 т при полных запасах.
Обновленное судно с портом приписки Архангельск (М-8081) продолжало служить в составе Северного морского пароходства. Позывные УНЙМ (UNJM). В 1960 году «КАРЕЛИЯ» ходила на Онежской грузопассажирской линии с девятью промежуточными рейдовыми пунктами захода. В конце 1969 года теплоход-ветеран был выведен из эксплуатации и уведен в Гамбург, где компания «Eckhardt & Co., G.m.b.H» 17 ноября 1969 года начала разделку на металлолом «КАРЕЛИИ», закончив работу в 1970 году.