МТБ-2 на войне
На начало ВОВ МТБ-2Д входила в состав (была приписана на особом положении по некоторым данным) 80-й отдельной авиаэскадрильи, базирующейся в Севастополе.
80-я отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья [показать]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
МТБ-2 в июне 1941 г. базировался в Северной бухте Севастопольского рейда. В эскадрилье, да и в некоторых документах машину называли «Чайкой», а иногда даже «Черноморской чайкой». В экипаж МТБ-2Д кроме Сухомлина входили опытные специалисты черноморской авиации: флагманский штурман ВВС ЧФ подполковник Н.П. Васильев, штурман капитан И.Ф. Грязных. Вторым пилотом был известный полярный летчик майор М.И. Козлов. Из воспоминаний Козлова:
«На «Чайке» мы совершали полеты стратегического назначения на неприятельские объекты. В основном летали на Плоешти. Как правило, наша задача состояла в том, чтобы держать противника ночью в постоянном нервном напряжении. Поскольку радиус действия нашей машины был большим и «висеть» она могла в воздухе долго, то действовали мы так: сбрасываем бомбу на один из городских объектов и уходим в сторону от прожекторов. Потом, когда средства ПВО немного успокоятся, снова возвращаемся и сбрасываем очередную бомбу. Подобную процедуру приходилось повторять до десяти раз. Излишне говорить, что и экипаж «Чайки» при этом здорово выматывал нервы, десять раз проходя через плотный зенитный огонь противника».
Надо сказать что вскоре после начала боевых действий по инициативе Сухомлина с МТБ-2 демонтировали подъемное шасси, которое имело немалый вес и к тому же изрядно портило аэродинамику, съедая более 15 км\час скорости. Превращение в чистую летающую лодку позволило более эффективно использовать «Чайку» в боевой работе.
Всего МТБ-2 совершил более 80-ти боевых вылетов. Вот та информация, которую удалось найти о военной биографии «Чайки».
В ночь на 8 сентября 1941 года МТБ-2 бомбил цели в районе Бухареста после нанесения по ним же удара 7-ю ДБ-3Ф из 2 мтап;
В ночь на 13 сентября 1941 года МТБ-2 бомбил вражеские войска в районе Одессы;
В ночь на 9 октября 1941 года бомбил немецкие аэродромы в пунктах Кульбакино и Сливны.
В ночь на 17 октября 1941 года МТБ-2 успешно атаковал столицу Румынии. На Бухарест было сброшено 8 бомб ФАБ-250. Возвращение машины на базу ожидалось под утро, но в назначенное время самолет из боевого полета на базу не вернулся. С утра на его поиски вылетел ГСТ, за ним второй, однако обнаружить морской бомбардировщик не удалось. Причиной исчезновения стал сильный боковой ветер, который снес самолет, идущий в сплошной облачности, далеко за береговую черту. Когда экипаж попытался восстановить обстановку, оказалось, что летят они над сушей, в районе Краснодара. Сориентировавшись экипаж повел машину в сторону моря. По пути неоднократно были обстреляны зенитным огнем с земли. Под утро машина вышла к побережью и совершила посадку в районе Геленджика. Как только рассвело машина была обнаружена бдительными моряками, которые быстренько взяли «Чайку» в коробочку двумя катерами и потребовали немедленно сдаться им в плен. Экипаж вступил в переговоры апеллируя к опознавательным знакам, но моряки, узревшие неведовую машину стояли на своем. Тогда в переговоры вступил командир - Сухомлин высунулся из лодки и в рупор на «могучем» русском языке высказал все, что он думает об экипажах катеров и их родственниках. Пароль сработал и моряки осаду сняли.
Это был вероятно один из крайних боевых вылетов МТБ-2Д из Севастополя. В скором времени МТБ-2 перебазировался в Геленджик.
Еще в сентябре 1941 года в бухте Геленджика начали создавать базу для гидросамолетов Черноморского флота. Здесь оборудовали гидроаэродром, спуски на воду и укрытия. В конце октября 1941 г. в Геленджик перебазировалась 82-я эскадрилья на самолетах МБР-2 под командованием капитана Чебаника, позднее - 116-й полк МБР-2 подполковника В.П.Конорева.
Сюда же, в Геленджик, перевели и МТБ-2, для которого с помощью местных жителей построили индивидуальный капонир. Из него самолет выводили сразу на старт.
1 мая 1942 года «Чайка» в ночное время нанесла удары по Ялте и Алуште.
1 июля 1942 года МТБ-2 совершил полет в Севастополь, обратно на нем в Геленджик вывезли 20 человек (из них 9 раненых) на кавказское побережье Черного моря. Очевидно, это был крайний полет Ивана Сухомлина как командира МТБ-2. Далее он был командирован в тыл для продолжения службы в качестве летчика-испытателя на одном из авиапредприяти.
Полеты из Геленджика обычно не отличались большой дальностью и продолжительностью, целями при бомбардировках были Ялта, Гурзуф, Алушта. Это позволяло брать на борт приличную боевую нагрузку и часами висеть в ночном небе над целями.
В одном из боевых вылетов МТБ-2 был сильно поврежден зенитным огнем и совершил посадку в море в районе фальшивого Геленджика (фальшивый Геленджик - это место с ложными аэродромами в 9 км от Геленджика. Теперь - Дивноморск). Аварийный самолет катером отбуксировали в бухту. После того как водолазы смонтировали выкатное шасси МТБ-2 начали поднимать по спуску на берег. Так как внутрь лодки попало много воды, то имелись опасения, что корпус может разорвать, поэтому подъем длился несколько часов. Оперцию по выкатке на берег провели удачно, ремонт завершили быстро.
Тем временем обстановка на фронте все более осложнялась. После падения Севастополя 4 июля 1942 г. и отхода к Новороссийску советская авиация лишилась многих своих береговых баз и посадочных площадок. Немцы в этот период завладели аэродромами под Новороссийском и в Тамани. Используя свое преимущество, противник настойчиво пытался заблокировать два советских аэродрома в Геленджике (сухопутный и морской) и полностью уничтожить все базирующиеся здесь самолеты. Налеты, бомбардировки и блокирование этих аэродромов происходили постоянно.
По свидетельству майора в отставке Федора Пантелеевича Мамай (в 1942 году старшего техника по вооружению самолетов), в отношении МТБ-2 существовало предписание (или приказ) - каждый его взлет обеспечивать охраной истребителей. Без прикрытия тяжелую машину могли сбить на взлете немецкие истребители, которые частенько барражировали вдоль прибрежных отрогов кавказского хребта в «свободной охоте».
В ночь на 13 июня 1942 года МТБ бомбил Ялту, во время бомбежки в гавань проник торпедный катер Д-3 (командир старший лейтенант О.М. Чепик) и выпустил одну торпеду по барже водоизмещением 600 тонн, которая была принята катерниками за брандвахтенное судно. Затем катер поставил дымовую завесу и лег на циркуляцию для повторной атаки. Однако из-за сильного огня немцев вторая торпеда выпущена не была, и Д-3 ушел полным ходом. Вместе с баржей была потоплена и пришвартованная к ней итальянская малая подводная лодка «СВ-5». На лодке погиб ее командир капитан-лейтенант Фаророли. Впрочем эти подробности стали известны только в 1959 году. Так что МТБ-2 поспособствовал экипажу катера в потоплении итальянской субмарины. Судя по докладам немцев висящий над Ялтой МТБ-2 не только вынул душу из зенитчиков, но и от попадания бомб последовали пожары, затруднившие своевременное обнаружение совместного торпедного катера.
сверхмалая итальянская ПЛ типа СВ [показать]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
10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. С третьей попытки машина наконец пошла на взлет, оторвавшись от воды, в этот момент МТБ-2 атаковала пара «охотников». Самолет потерял управление ви рухнул в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов - его выбросило из кабины при ударе об воду и, по его личному свидетельству, он даже не успел ничего понять. Погибли штурман капитан И.П.Грязных, второй пилот ст. лейтенант А.А.Чайка, радиотехник лейтенант Н.К.Назаров, стрелок ст. сержант М.М.Дубина, стрелок-радист младший сержант А.У.Кошнар.
Расследование инцидента было коротким: виновником гибели экипажа и самолета объявили капитана Наумова: якобы он рано начал разворот на взлете и задел крылом воду, далее последовала катастрофа. Позднее Наумова перевели для продолжения службы на Северный флот.
Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море, на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы самодеятельной группы «Поиск» на предмет возможности подъема его на поверхность. Однако осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами (теми самыми, с которыми МТБ уходил в боевой полет). Операция по подъему была отложена, а затем вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.